Моё собачье дело: как экс-журналист открыла и развивает груминг-салон

Прочтёте за 5 мин.

«Все мои близкие были в шоке от такого поворота в карьере»

IT-инструменты, которые использует Наталия Мухина

  • 1С:Бухгалтерия
  • Zoom
  • Telegram

Наталию Мухину жители Перми привыкли видеть в основном по телевизору. Она – известный в городе журналист и пиарщик. Но два года назад Наталия сделала неожиданный и крутой поворот в своей жизни – ушла из медиаиндустрии, где сделала успешную карьеру, и открыла собственный груминг-салон «Mr. Soбaкен». О том, как начинать с нуля бизнес в неизвестной сфере и как в поиске клиентов могут помочь чужие собаки, Наталия Мухина рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Наталия Мухина – 47 лет, предприниматель из Перми, основатель груминг-салона «Mr. Sобакен». Окончила Пермский государственный институт культуры по специальности «Режиссёр театральных коллективов». По второму образованию журналист. Работала режиссёром, журналистом, PR-специалистом. С 2021 года – владелец салона «Mr. Soбакен».

Наталия Мухина

Вот, новый поворот

Все мои профессии всегда были связаны с работой головой – актриса, режиссёр, журналист, пиарщик. С детства мечтала стать актрисой, а учительница по русскому языку и литературе твердила, что мне надо идти в журналистику. 

В результате, сначала воплотила мечту – стала актрисой. Поработала в двух театрах, в общей сложности два сезона, даже поставила в одном из них детскую сказку. Затем была художественным руководителем в детском театре. Там стала много писать – сценарии, различные тексты, подводки, репризы и т.п. Поняла, что просто люблю писать. А потом я исполнила своё призвание, как говорила моя учительница, и ушла в журналистику. А именно – на телевидение. 

Сначала делала репортажи о культуре, то есть о той сфере, которую хорошо знала и понимала. Но постепенно мои интересы расширялись, мне нравилось познавать что-то новое и неизведанное. В конечном итоге я забыла такие слова, как «не знаю», «не могу», «не умею». Делала программу о медицине, снимала фильмы о заводах, репортажи с заседаний правительства, помогала жителям с коммунальными проблемами, вела прямые эфиры – от проблемных до развлекательных. 

Со временем всё стало просто и понятно, но пропал азарт. И я решила окунуться в новую профессию. Стала пиарщиком. Это были потрясающие годы, я так насыщенно не жила даже на телевидении. До сих пор считаю, что это одна из самых сложных профессий. Потому что пиару, конечно, можно научиться, но пиарщиком нужно родиться. Надо получать удовольствие от своей работы, заряжать энергией других людей, уметь продвигать идеи, когда в них никто не верит, кроме тебя.

Наталия Мухина 

Но наступил такой момент, когда я захотела работать на себя. Чтобы весь свой азарт и опыт пустить на продвижение собственного дела. Я стала думать, чем бы заняться: что мне будет по душе, чтобы не надоело, трогало эмоционально и вызывало желание развиваться.

Было три варианта, на первом месте – груминг. Стрижка животных и уход за их шерстью интересовали меня давно. В 90-е, когда у меня была немецкая овчарка Кармен, с удовольствием смотрела по кабельному ТВ шоу-состязание грумеров. Больше всего впечатляло преображение пуделей. 

Набить руку

На пути к собственному груминг-салону была одна проблема – я никогда ничего не делала руками, никогда никого не стригла, у меня никогда не было своего дела. Я взяла отпуск на работе и пошла в школу груминга. Подумала: если получится, то продолжу в этом направлении, если нет – то хотя бы попыталась. Ну и оригинально проведу отпуск. 

Это был курс на 10 дней – с 10 утра до 8 вечера, с перерывом на обед 30 минут. Было очень сложно, я еле живая приходила домой. Но меня это «зацепило». Это было моё. И я тогда подумала, что у меня обязательно будет свой груминг-салон. 

Но впереди было ещё два года, когда я продолжала работать пиарщиком и набиралась опыта, как грумер. Тогда я практиковалась на собаках и кошках своих знакомых и соседей. Когда поняла, что готова открывать свой маленький салон, уволилась.

Наталия Мухина 

Название – «Mr. Sобакен», на логотипе – мой пудель Зефир. Так сказать, по блату. И бабочка на логотипе не просто так: в гардеробе Зефира есть аж две бабочки для торжественных случаев. Автором и художником логотипа стал мой муж. 

Все мои близкие, конечно, были в шоке от такого кардинального поворота в карьере. Но все они знали, как я люблю животных: всю жизнь живу бок о бок с пушистиками. Поэтому мой выбор им был понятен. 

Не поняли те, кто меня плохо знал. Были люди, которые говорили, что это какая-то глупость, детский сад. Что побалуюсь и брошу. Как будто я малый ребёнок, а за плечами нет ни знаний, ни опыта.

Mr Sобакен 

На самом деле, я точно знала, на что иду. Что будет сложно и даже очень сложно. Что придётся забыть о прошлых хороших зарплатах. На какое-то время, которое продолжается до сих пор, придётся забыть о нормальном отдыхе, отпуске, каких-то поездках и путешествиях. 

По сути, я пожертвовала тем, что уже достигла. Спустилась вниз и начала всё сначала. Опять учёба, первый опыт, ошибки, неудачи, сомнения. И медленный рост. Я очень надеюсь, что в новой профессии буду неизмененно развиваться.

Собственное дело

Выбор помещения для салона был одним из самых сложных этапов. Нужно соблюсти много требований: первый этаж, через стенку от которого находятся нежилые помещения, отдельный вход, подвод холодной и горячей воды, возможность сделать ремонт, вентиляция, проходимость, транспортная доступность, отдалённость от крупных груминг-салонов. И цена, конечно, тоже играла роль. 

Чтобы открыть салон, я взяла кредит в 500 000 рублей. С таким расчётом, чтобы на первые полгода мне хватило денег на все основные выплаты. Открылась в октябре 2021 года.

Mr Sобакен 

Первым клиентом «Mr. Sобакен» стал метис лабрадора Джек, с хозяином которого я, будучи журналистом, сделала множество сюжетов, передач и прямых эфиров. Мы стали первым груминг-салоном в жизни пса. Первый опыт удался у обоих. 

Сомневалась в успехе собственного дела тогда и сомневаюсь сейчас. Особенно, когда становится совсем тяжело. Я до сих пор на старте. Прошло полтора года с момента открытия салона, и это только начало пути. Но иду вперёд, как танк. Нарабатываю своих клиентов, которым нравится концепция моего салона, мой подход к животным, мой стиль в стрижках. 

Реклама в лифтах, соцсетях и на других собаках

В самом начале я попробовала разные инструменты и каналы продвижения. Это были конкурсы и розыгрыши, прямая и нативная реклама, наружная реклама и таргет. Я размещала рекламу в интернет-СМИ, популярных и районных пабликах, на «Авито» и даже в лифтах. Но далеко не всё работало. 

Первым эффективным каналом стали мои собственные страницы в социальных сетях. Среди моих друзей – журналисты, герои моих телесюжетов и программ, пиарщики, коллеги с прежних работ. Это были те люди, которые мне доверяли, и поэтому первыми привели своих питомцев. 

Ещё одним работающим каналом стали объявления в лифтах в высотных домах по всему району. Объявления размещала через агентство. Кому-то может показаться, что это дедовский способ рекламы. Но собак и кошек преимущественно ведут в ближайший груминг-салон. Это удобно: пока питомец на груминге, можно вернуться домой и заняться своими делами. Реклама в лифте окупила себя сполна.

Mr Sобакен 

Также большое количество клиентов пришло из соцсетей. Я использовала продвижение постов. Занималась этим сама. И всё отлично работало. Но в прошлом году произошли какие-то изменения в «ВКонтакте». И такой способ продвижения перестал себя окупать. Поэтому в планах подключить профессионала в этом деле. 

Примерно через полгода работы салона активно заработало сарафанное радио. Сейчас много приходят по рекомендации, которую получили не только от знакомых, но и по совету из чата дома. Кто-то поделился контактом во время прогулки с питомцами на собачьей площадке. Но также случается, что новый клиент приходит с улицы. Говорит: «От вас только что вышла собака с красивой стрижкой, я тоже своему такую хочу» – и записывается. 

Клиенты с усами, лапами и хвостами

Мои клиенты абсолютно разные люди, но их объединяет одно – отношение к животным как к членам семьи, как к детям. Они, также как и я, разговаривают со своими питомцами, как с людьми. 

Люблю работать с постоянными клиентами. Например, только что была йорк Ника, которая в первый раз крутилась, как юла, огрызалась, не давала трогать и стричь морду. А теперь работать с ней одно удовольствие: она привыкла ко мне, я к ней, мы нашли общий язык. А ещё я знаю один её секрет – Ника обожает, когда ей восхищаются. И я этим активно пользуюсь во время груминга.

Наталия Мухина 

Я люблю животных, разговариваю с ними, чувствую их настроение. Стараюсь сделать так, чтобы они не испытывали дискомфорт, чувствовали безопасность и любовь. И в большинстве случаев удаётся договориться с ними. Но всегда есть исключения. Бывает, но крайне редко, что собака агрессивна и вообще не реагирует на меня. Или кошка, которая даже хозяина не подпускает, кусается и царапается. Тогда груминг невозможен. 

Отзывы не для скидки, а от души

В моём бизнесе существует сезонность. Самое горячее время – весна и перед Новым годом. В декабре в последние две недели второй год работаю без выходных и с утра до ночи в прямом смысле слова. Хозяева хотят, чтобы их «малыши» встречали Новый год красивыми, чистыми, ухоженными. 

Отзывы клиентов играют важную роль в любом бизнесе, и в груминге тоже. Однажды постоянный клиент сказал, что выбрал мой салон из-за открытости и доступности всей нужной ему информации. Он посмотрел фото до/после, видео процесса груминга, увидел видеоэкскурсию по салону, почитал отзывы. И принял решение, что это именно тот салон, куда он хочет привести своего хаски на первый груминг.

Mr Sобакен 

А ещё у меня есть скидка 10% на один следующий визит для тех, кто оставил отзыв на своей странице в соцсетях с упоминанием салона. Скидка только на комплекс, на отдельные услуги не распространяется. Но очень приятно, когда некоторые клиенты отказываются от этой скидки, говоря, что написали отзыв не из-за скидки, а от всей души. 

Экономика проекта

Груминг – не самый прибыльный бизнес. Это больше про любовь. Если, например, сравнить с парикмахерской сферой, то в груминге оборудование, инструменты и расходники стоят дороже, а стоимость услуг дешевле. Поэтому на быструю окупаемость вложенных средств я и не рассчитывала. Быстрых денег тут не бывает. 

Выручка в день от 5 до 8 тысяч рублей у одного мастера. Конечная сумма зависит от плотности записи, пород животных, выбора услуги. В среднем за день у меня три-четыре клиента на полные комплексы услуг, также от одного до трёх человек на стрижку когтей. 

На одну собаку (полный комплекс) уходит в среднем два-три часа работы. На некоторые породы меньше, на крупных собак с длинной шерстью – больше. Но прайс продуман так, чтобы в день была примерно одинаковая выручка. Если собака занимает время как за двух небольших собак, то и стоить она будет как два этих животных.

Mr. Sобакен 

Самые «недорогие» породы: гладкошёрстные чихуахуа и той-терьеры. Для них делаю комплекс, в который входит вычёсывание, мытьё со средствами для экспресс-линьки, сушка с выдувом вылинявшей шерсти сильной струей воздуха, а также стрижка когтей и чистка ушей. Стоимость 1000 рублей. Эта же услуга для джек-рассел-терьера и мопса стоит 1200 рублей. А для лабрадора уже 2200. 

Комплекс со стрижкой для длинношерстных чихуахуа и той-терьера, а также для китайской хохлатой собаки голой – 1300 рублей. В стоимость входят: гигиена (стрижка когтей и чистка ушей), купание, сушка, стрижка. 

Самые «дорогие» породы в груминге – чёрный русский терьер, зенненхунд, длинношёрстный сенбернар, ньюфаундленд. Стоимость 5500 рублей. Это без учёта разбора колтунов, услуга оплачивается дополнительно. 

Что дальше

Сейчас я работаю в своём салоне одна. Надеюсь, что пока одна. Нахожусь в поисках второго грумера, рабочее место для него есть. В планах нанять администратора, который будет встречать клиентов, вести запись и управлять магазином. Так я называю небольшую витрину с вкусняшками и одеждой для питомцев, которая уже есть. Хочу увеличить ассортимент и расширить продажи с уклоном на пермскую продукцию. 

Изначально в планах было окупить вложенные средства через три года. Пока только двигаюсь к этой цели. Идей много: хочу ввести онлайн-запись, систему скидок для постоянных клиентов, проводить мероприятия для клиентов. Но моему салону пока полтора года, он ещё только растёт, и надо набраться терпения. 

Когда в беседе с другими предпринимателями, которые уже матерые и бывалые, жалуюсь, что всё у меня так медленно идёт или что-то не получается, слышу в ответ: «Тебе же всего полтора года! Ты начала с нуля! Наберись терпения и иди вперёд». Это и делаю.

Наталия Мухина

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

12 апреля 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов