Музыка на крышах: бизнес для романтиков

Прочтёте за 6 мин.

Кирилл Даровских – о том, как был придуман, развивался и продолжает жить уникальный проект Roof Music Fest

IT-инструменты, которые используют в проекте Roof Music Fest

  • MindMap
  • NetCat
  • Сервисы Google
  • Вконтакте

Петербуржец Кирилл Даровских своё хобби – лазать по крышам - превратил в легальный бизнес, оборот которого сейчас составляет 5 млн. рублей. Однажды он просто затащил на крышу музыкантов и пригласил гостей. Восторг зрителей не омрачили даже полицейские, которых вызвали жильцы дома. Романтика, экстрим, коллективная медитация – то, за чем люди лезут на крыши вслед за Кириллом, да ещё и платят за это деньги. «Мы ни с кем не конкурируем, мы просто нашли то, что никто до нас не делал, и начали делать». К слову, за 5 лет существования проекта Roof Music Fest с крыши не упал ни один человек.

Досье

Кирилл Даровских, 32 года, предприниматель, основатель проекта  Roof Music Fest. В прошлом - бармен, инструктор по сноуборду, фотограф, сомелье, roof–экскурсовод. Roof Music Fest длится с мая по сентябрь на нескольких крышах в центре Петербурга. Проекту уже 5 лет, за это время штат сотрудников с двух человек увеличился до 10, а оборотные средства – с нуля до 5 миллионов рублей. Планы на новый сезон, который стартует в мае. – 40 концертов на крышах. На фестивале уже выступали такие исполнители, как Найк Борзов, Женя Любич, SunSay, Billy’s Band, Alina Os, «Евгения Зима Band», Brazzaville, Ольга Максимова, «ОдноНо», Just For You, Malinen, Оля Бравина, Non Cadenza и другие.

Кирилл Даровских и Вероника Петровская

Электроарфа и полиция

В 2012 году Кирилл Даровских подрабатывал барменом в клубе «Дружба», а Вероника Петровская приходила туда с друзьями отдыхать. Они познакомились, подружились, Вероника узнала, что Кирилл проводит экскурсии по крышам, а Кирилл узнал, что Вероника - концертный менеджер, которая «ведёт» электроарфистку Ольгу Максимову.

За разговором им в голову пришла идея – а почему бы не устроить концерт Ольги Максимовой на крыше? Площадку нашли быстро – ею стала крыша жилого дома напротив кинотеатра Jam Hall на набережной Карповки. Концерт начался около 19:00, билет стоил 600 рублей.

«Мы туда затащили арфу, Ольгу, человек 30 гостей. Через чердак! Всем понравилось: был закат, солнце садилось, арфа, все сидели в каком-то трансовом состоянии. Но, видимо, когда народ забирался на чердак, нас кто-то заметил, потому что через полчаса приехала полиция, и концерт пришлось продолжить на набережной Карповки».

Roof Music Fest

Полицейские были обескуражены: они ожидали увидеть гопников с пивом, или неформалов с водкой, а их взору предстали арфа и интеллигентные слушатели. «Мы с Вероникой решили, что это последний неформальный концерт», - вспоминает Кирилл.

Что такое Roof Music Fest

Сосед по съёмной квартире однажды сказал: «Кирилл, у меня подруга работает в гостинице «Невский берег» на Староневском, у них есть крыша, которую они хотят как-то использовать».

«Мы съездили, посмотрели – действительно крыша! Ровная, официальная, есть место для небольшой сцены. Мы пошли к начальству и предложили им провести концерт». С этой крыши и началась серия официальных концертов, которые через год оформились в Roof Music Fest.

Аренда обошлась в смешные 7 тысяч рублей. На концерты регулярно приходили до 150 человек. «Мы эту гостиницу раскрутили за год – по сути это был пиар, за который они ещё и деньги получали. Люди узнавали, что есть крыша, гостиница, можно снять номер, провести свадьбу, день рождения и даже романтическое свидание».

После первого года работы Вероника с Кириллом решили назвать свой проект фестивалем. «Так легче продвигать. Фестиваль длиной в 5 месяцев… Конечно, многие над нами смеются. Ведь в привычном понимании фестиваль – это 1-3 дня на одной площадке. А у нас вот такой фестиваль».

Roof Music Fest

В 2013 году к гостинице «Невский берег» добавилась крыша лофт-проекта «Этажи». «Сейчас их крыша уже приобрела вид реальной площадки. Тогда это была просто крыша с ограждениями. Они хотели что-то сделать с крышей, но не знали что. И тут пришли мы и сказали: хотим сделать концерт. В конечном итоге сейчас мы с «Этажами» не работаем – они уже сами». Кстати, летом там пройдет двухдневный Nordic Meta Fest – фестиваль скандинавской музыки. Там будут восемь команд из Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии и Исландии.

«В 2014 году мы нашли площадку на крыше отеля «Введенский» на Большом проспекте, договорились о проведении концертов. Также провели один концерт на крыше завода «Ленполиграфмаш». Но там очень сложная в техническом плане и неподготовленная площадка с отвесной лестницей. Попробовали - и удачно про неё забыли», - говорит Кирилл.

Через два года на соседнем здании открылась площадка «Hi Hat» - крыша с панорамным видом на исторический центр и Ботанический сад. Её открыл известный ди-джей Aram Montana. Его крыша стала знаковым местом петербургской электронной музыки. В том же году состоялся концерт на крыше клуба Lemonade на Белинского, 9. «Крыша небольшая,  но примечательная».

Roof Music Fest

В 2015 году в копилку фестиваля добавилась  крыша отеля Red Stars на набережной реки Пряжки. А у самого фестиваля появился офис с террасой на крыше под названием «Космос». Здесь проходят концерты, а также свадьбы, дни рождения и романтические свидания.

В этом сезоне появится ещё одна крыша – конгрессного центра «Петроконкгресс» у метро «Чкаловская». Это панорамная  крыша площадью 150 кв. метров. С этой площадки начнется сезон Roof Music Fest-2016.

В 2012 году в рамках Roof Music Fest на крышах прошли четыре концерта, в 2013-м – восемь, в 2014-м – пятнадцать, в 2015-м – 25. А в этом году по плану – 40.

Количество сотрудников проекта выросло с двух человек (Кирилл и Вероника) до 10: трое учредителей, звукорежиссер, два pr-менеджера, администратор, бухгалтер, два дизайнера.

В поисках крыш

«Поиск крыш – это самый сложный момент, - рассказывает Кирилл. - Хотя крыш интересных много - и частных, и административных - но зачастую владельцы зданий или гендиректоры предприятий, которым принадлежат крыши - это люди ещё советской эпохи. И с ними очень трудно о чем-то договориться. Им трудно объяснить, что такое концерт на крышах, они слышать ничего не хотят. Почему лофт «Этажи» и другие с нами сотрудничают – потому что там молодые ребята работают. Другое поколение».

Roof Music Fest

Поиск крыш – задача Кирилла. Он просматривает здания в центре, проверяет крыши, находит контакты владельцев и начинает долгие и мучительные переговоры. «Сначала с менеджерами, но прошу переключать сразу на генеральных – иначе испорченный телефон получается. Если менеджер обещал что-то передать, то, считай, крышу мы не увидим».

Всю зиму Кирилл Даровских вел переговоры с руководством ТЮЗа на Пионерской площади. Арт-директором оказалась милая молодая женщина, которая сразу положительно отреагировала на предложение. Вместе с техническим директором они осмотрели крышу и остались довольны – для концертов подходит как нельзя лучше: «Удачное место, парк, у метро, отличный вид. Шикарная крыша. Мы бы к ним столько людей привели, что ТЮЗ новой жизнью бы зажил». Но до генерального директора добраться не удалось. Она не захотела встречаться. «Там сидит великовозрастная дама, которая заочно всё забраковала. У меня сложилось ощущение какого-то болота, в котором они там варятся – им ничего не интересно».

Roof Music Fest

Соотношение удачных и неудачных переговоров, по словам Кирилла, – один к двадцати. Но он не унывает: «Когда говоришь владельцам зданий про «концерт на крыше», у них возникает стереотип: гопники, все будут бухать, шум-гам. Они не понимают, что концерт может быть джазовым, симфоническим, электронным; что там будут очень приличные люди, которые хотят культурно отдохнуть, и им не нужен кураж или угар».

И ещё владельцы крыш боятся, что кто-то упадёт. Хотя за 5 лет не было ни одного такого случая. «Публика у нас интеллигентная и состоятельная, а в баре – только вино и пиво – никаких крепких напитков». Чтобы исключить несчастные случаи, на крышах возводится ограждение, работает фейс-контроль. Все гости подписывают договор о «технике безопасности».

Участнику фестиваля запрещено:

  • Посещать крышу в обуви на шпильках (крыша «Космос»);

  • Приносить с собой и распивать спиртные напитки;

  • Употреблять наркотические вещества и находиться на крыше в алкогольном и наркотическом опьянении;

  • Подходить к краям крыши более, чем на метр;

  • Влезать, облокачиваться, перегибаться через ограждения;

  • Использовать пиротехнические средства, любой вид оружия, в том числе холодного и травматического.

Целевая аудитория

Билет на концерт на крыше стоит в среднем 1000 рублей. По словам Кирилла, такая сумма сразу отсеивает гоп-публику. «Наш герой – это 28-летняя девушка Василиса, которая работает дизайнером, любит хорошую музыку и неплохо зарабатывает. Так, что способна потратить за вечер 2500-3000 рублей».

Концерт длится с 19.00 до 22.00 - чтобы не нарушать закон о тишине.

Для многих концерт на крыше – это хорошее начало вечера, чтобы потом поехать куда-то дальше: бар, кальянная, гости, клубы. Но многие приезжают с детьми, на своих авто или такси, и потом едут домой.

Roof Music Fest

10% от гостей составляют туристы. «Мы очень рассчитываем на москвичей, тем более, что они о нас знают и приезжают на выходных к нам на концерты. На этот сезон перед нашим PR-менеджером стоит задача - довести эту цифру до 30%».

Музыка

Поиск музыкальных групп - задача менее сложная, чем поиск площадок. «Многие сами выходят на нас. Фестиваль - это престижно, интересно, необычно. С теми, кто популярный и известный, – с ними приходится налаживать контакт. Но если заранее договориться по дате выступления и гонорару – то проблем нет».

«Нужно держать нос по ветру, разбираться в конъюнктуре музыкальных команд - крутятся ли они на радио, популярные ли они, когда выпускали альбом, где выступали до этого, сколько собрали, сколько стоил билет, - делится Кирилл. - Ты можешь взять группу, вроде бы она популярная  - а на неё никто не придет. У нас такое было с Юлией Коган. Нам казалось - интересная девушка, выступала в группе «Ленинград», но у нас она вышла в минус. Потому что её публика сидит в барах и небольших клубах в спальных районах. Поэтому у нас всегда мозговой штурм – брать/не брать, когда ставить концерт, какой гонорар заплатить, кто до него выступал, сколько стоил билет – всё это надо учесть».

Экономика и кухня проекта

Проекту нужны довольно существенные оборотные средства - для аренды звукового оборудования, площадок, шатров, на гонорары артистам, на пиар, на грузчиков, браслеты, бейджи, дождевики и пледы, на зарплату сотрудникам… «У нас очень много расходов, и мы сейчас ищем партнёров,  которые будут некоторые наши расходы закрывать».

В 2015 году впервые появившийся бухгалтер свёл все расходы и доходы проекта, и посчитал оборот компании за сезон – 5 млн. рублей. При этом доход учредителей составил 600 тысяч рублей. «Мы с Вероникой в конце проекта заработали по 300 тысяч рублей, при том, что всё лето зарплату не получали. Хорошо, что у меня есть сторонний проект, а у Вероники – молодой человек… Так что мы люди идейные».

А первые четыре года Кирилл с Вероникой делали фестиваль без спонсоров и без инвесторов - на личные средства. По словам Кирилла, проект не даже приносил доход. «Он был плюсовой, и все первые концерты были «в плюс». Минусовые концерты начались через три года, когда компания замахнулась на более-менее серьёзных музыкальных звёзд.

Roof Music Fest

«Крупные музыканты, большой гонорар, плюс дорога, много расходов на оборудование. Это были в какой-то степени имиджевые концерты», - признаёт Кирилл Даровских. Но в тот момент у проекта был крупный спонсор – МТС, который покрыл эти затраты. 

Концертное агентство «Руф Проект» начало осмысленно вести бухгалтерию только с 2015 года. «Мы не записывали ничего, ничего не анализировали. В 2016 году у проекта появился новый учредитель – Александр Гамаюнов. Он наш друг, ресторатор, владелец сети вегетарианских кафе «Укроп». В отличие от нас с Вероникой – он человек бизнеса. Он хорошо разбирается в переговорах и в экономике проекта. И он должен вывести нас на новый уровень. К примеру, благодаря ему мы структурировали наш бизнес с помощью сервиса «ментальных карт» - майндмэпов; это такая система визуализации информации. Большая ментальная карта – с большим количеством ответвлений, по которой легко увидеть, на какой стадии какая часть фестиваля находится, кто за что отвечает, что сделано, что надо сделать».

Нюансы и специфика

«Однажды «звуковик» группы «Ассаи» заказал на концерт на крыше «Этажей» чрезвычайно навороченный пульт - с кучей кнопок, дорожек и так далее. Он не проходил ни в одну дверь. Пришлось поднимать его вдоль стены через улицу на тросах – это делали пять человек. Мы, конечно, потом долго ругались, и такое оборудование больше не берём», - вспоминает  Кирилл. – Он нам стоил кучу денег, он очень крутой, но толку от него не было никакого – на крыше не нужно столько звука».

«В прошлом году сильно выросла аренда музыкального оборудования, выросла аренда площадок, снизилась покупательная способность у гостей. Раньше маржа была чуть побольше, конечно. Но люди любят музыку, и люди хотят отдыхать, несмотря на кризис»

Лето в Петербурге специфическое, поэтому на крыше для гостей всегда есть дождевики и пледы. «Все, кто купил билеты, даже если идёт дождь – приходят. Но процентов пятнадцать зрителей покупают билеты в день концерта. И если дождь – то эти 15% отваливаются, - говорит Кирилл. – А те, кто приходят, – они стойко стоят под зонтиками и это очень прикольно смотрится – Петербург, дождь, зонтики, музыка, глинтвейн. Этакая романтика крыши. Меня наш зритель впечатляет, и я всем гостям очень благодарен».

Маркетинг и продвижение

С 2013 года продвижение проекта строится через группу в соцсети «Вконтакте». Сейчас в группе более 12 000 участников. «Мы дружим с развлекательными блогами, с журналами о городе и городской жизни, с изданиями, которые распространяются в «Сапсанах» и самолётах. Они активно о нас пишут».

Позже у проекта появились аккаунты в Instagram и Facebook. Потом появился PR-менеджер, проектом стали интересоваться журналы и газеты. Приезжали и снимали сюжеты телеканалы – бесплатно, это явление было интересно само по себе.

Roof Music Fest

Перед крупными концертами выходит реклама на биллбордах и стойках, на радио. Также активно работает реклама по бартеру – через дружественные клубы,  бары, магазины, студии.

«Надо двигаться вперёд»

«Мы всё делали с нуля. Всему учились сами. Наверное, если бы мы начинали сейчас – то мы бы договаривались на других условиях: поменьше в аренде и гонорарах, пиар построили бы иначе. Возможно, взяли бы кредит и купили своё звуковое оборудование, а не арендовали бы его. Отбили бы за несколько сезонов. Но опыт, который мы приобрели, – он потрясающий. Люди в школы ходят, чтобы этому научиться. Вероника сейчас читает лекции на тему организации музыкальных фестивалей».

По словам Кирилла, им с Вероникой не хватает только поддержки городского комитета по культуре. Многие хорошие площадки с красивым видом находятся на крышах административных зданий. И Концерты в таких местах были бы очень интересны и гостям и жителям города.

…Если бы судьба однажды не занесла Кирилла на крыши, то сейчас он открыл бы свою небольшую горнолыжную школу, или туристическое бюро, которое возит туры в горы, а может даже - винодельню в Крыму: «Но я обязательно ещё что-то открою – голова полна идей и мыслей, надо двигаться вперёд».

Roof Music Fest

Читайте также:

Опера на крышах: как заработать на искусстве в нестандартном формате.
Как заработать на зрелищных световых и огненных шоу.
Как заработать на бесшумных вечеринках.

19 апреля 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов