На одной поляне: как избежать внутренней конкуренции между франчайзи одной сети

Прочтёте за 3 мин.

Опыт сети английских детских садов и клубов Discovery

IT-инструменты, которые используются в проекте Discovery

  • 1С:Бухгалтерия
  • Trello
  • Zoom

Внутренняя конкуренция между франчайзи одной сети в рамках одного города далеко не всегда позитивно влияет на бизнес и может принять нецивилизованные формы. А такая ситуация не выгодна ни владельцу франшизы, ни франчайзи, ведь это негативно влияет и на выручку, и на имидж. О том, как снизить риски внутренней конкуренции между франчайзи одной сети, работающих в одном городе, порталу Biz360.ru рассказали основатели сети английских детских садов Discovery Виктория Боева и Татьяна Амарян.

Досье

Виктория Боева и Татьяна Амарян – предприниматели из Москвы, сооснователи сети английских детских садов и клубов  «Discovery». Виктория - бывший финансовый директор предприятия по поставкам продукции управления делами президента РФ. Татьяна – экс-ассистент аппарата президента «Тройки Диалог». В 2011 году девушки основали сеть частных детских садов Discovery в Москве. Через 5 лет запустили франшизу (в сентябре 2020 года планируют открыть уже 26-ю точку). В 2019 году оборот сети составил 380 млн. рублей. 

Discovery Team

Не мешать друг другу

В нашей сети Discovery - 25 детских садов. Два из них находятся в Санкт-Петербурге, остальные – в Москве. Мы развиваемся за счёт франшизы, поэтому действительно знаем, как избежать конкуренции между франчайзи в одном городе. Мы выработали пять важных принципов, которые помогают нашим партнёрам становиться успешнее и не мешать друг другу. Расскажем чуть подробнее про каждый из них. 

1. Определите максимальное количество филиалов  

При создании сети важно сразу определить количественный предел, за который нельзя выходить. Мы оценили карту текущих районов, в которых представлена наша сеть, и потенциальных, куда мы только можем зайти. Так мы поняли, что в Москве и области не может быть больше 50 точек одной сети английских детских садов. Иначе внутренней конкуренции не избежать. Кроме того, важно знать свою норму управляемости для соблюдения высоких стандартов качества и стилевого единства. 

Не переживайте, это не потолок для владельца франшизы – можно искать другие ниши и форматы. Подумайте, что ещё необходимо вашим клиентам. В следующем году мы, например, планируем открыть первую начальную школу сети, так как многие выпускники Discovery хотят продолжать обучение на английском языке. Некоторые партнёры уже загорелись этой идеей и включились в процесс – если не финансово, то организационно. Основателям франшизы очень ценно чувствовать такую поддержку, а франчайзи имеют возможность влиять на продукт ещё до запуска. 

2. Определите границы локаций 

Важно определять район, учитывая не только километраж, но и другие факторы. Мы всегда детально изучаем локацию, вычерчиваем территории для точек по конкретным улицам, обращаем внимание на застройку и новые жилые комплексы, которые соответствуют нашей целевой аудитории. При этом мы всегда обсуждаем установленные нами границы с потенциальным франчайзи и можем их немного сдвинуть. 

Также смотрим на конкурентов – чем их больше на одной локации, тем выше там спрос. В среднем, от одного нашего сада до другого не менее 7 км или 15-20 минут езды на машине. У каждой локации свои особенности, и это отражается на условиях для франчайзи в договоре концессии. 

3. Закрепите договорённости юридически

Мы все рассчитываем на порядочность партнёров по умолчанию. Но практика показывает, что лучше закрепить все «скользкие» моменты в договоре. Для всеобщего спокойствия рекомендуем включить в договор концессии следующие пункты: 

  • оказывать услуги исключительно в пределах определённой территории;

  • не переманивать сотрудников у других франчайзи сети;

  • согласовывать с управляющей компанией маркетинговые активности и собственные рекламные площадки (при этом партнёры могут самостоятельно размещать рекламу на своей локации, не забывая про единый стиль и брендбук). 

Нарушение пунктов договора обычно влечёт за собой штрафные санкции. Но главное даже не это. Важно заранее очертить границы, зоны влияния и договориться обо всём на берегу. 

4. Формируйте единую ценовую политику

Чтобы избежать демпинга, цены во всех близлежащих точках сети должны держаться на одном уровне. Советуем согласовывать стоимость услуг с каждым из партнёров франшизы. Но, конечно, каждый из директоров филиалов может предлагать своим клиентам дополнительные скидки, разрабатывать акции и специальные предложения.  

Также на стоимость влияет сам формат сети, у каждого из которых своя финансовая модель. В Discovery 85% филиалов  работают в премиум-сегменте, а ещё 15% – новый формат CITY.Discovery, рассчитанный на спальные районы и регионы. 

5. Прививайте ценности партнёрства

Управляющая компания должна проводить активную работу по сближению франчайзи: регулярные тимбилдинги и тематические корпоративы, бизнес-завтраки, ежегодные стратегические сессии для обмена опытом. Мы каждый год проводим общие выпускные, а в честь 10-летия сети планируем устроить большую конференцию для сотрудников и партнёров сети. 

Мы собираем директоров филиалов вместе, чтобы они понимали общие цели и смотрели в одном направлении. Постоянно проводим опросы, собираем и анализируем обратную связь: чего хотят франчайзи, какой поддержки они ожидают. 

Задачу создания такого продуктивного комьюнити решает и совместное обучение. Мы создали целый корпоративный университет для развития и сотрудников, и партнёров. Отдел развития вместе с методической службой разрабатывает календарь учебных мероприятий - тренинги, семинары, стратегические сессии, а также приглашает коучей-психологов и бизнес-тренеров по общим и профильным направлениям. Чтобы определить их востребованность, мы заранее проводим среди партнёров опрос с предложением пяти самых горячих тем на выбор. 

Общий чат полезен для обсуждения филиалами ежедневных вопросов и операционных дел: поиск и найм сотрудников, совместные закупки, организация праздников и, главное, -обмен опытом. Общение в чате создаёт позитивный фон и даёт возможность неформально пообщаться. 

Ещё мы активно применяем практику курирования - когда опытный директор помогает новичку, как правило, соседу. Так парадигма «конкурент-конкурент» меняется на «ученик-наставник». Опытные руководители чувствуют свой вклад и ответственность за жизнь нового сада, искренне радуются развитию и бизнес-успехам новичков. Важно достичь такого уровня взаимоподдержки, когда партнёр совершенно спокойно рекомендует потенциальному покупателю другой филиал сети, если он подходит клиенту больше. 

Если вы ещё на первых встречах видите, что потенциальный франчайзи не готов разделять ваши ценности, возможно, не стоит вступать с ним в договорные отношения.  

Вместо резюме

Внутренняя конкуренция между франчайзи одной сети - негативное явление. Поэтому, если вы планируете наращивать количество франшизных филиалов, можно воспользоваться теми принципами работы, которыми оперируем мы. 

Все эти ограничения не мешают развивать бизнес. Достигнув предела по количеству точек, подумайте над другими сегментами бизнеса или присмотритесь к удовлетворению смежных потребностей своих клиентов. Обязав партнёров согласовывать маркетинг, оставьте часть продвижения за ними. Развивая ценности партнёрства, поддерживайте здоровую соревновательность путем премий и поощрения лучших сотрудников. Эти шаги помогут франчайзи в одном городе быть успешным, не конкурируя между собой.

Discovery Team

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-каналстраницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

20 августа 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов