Создавать прописи для обучения каллиграфии Александр Гусляков начал ещё четыре года назад. Но первые серьёзные продажи случились лишь в начале 2025 года. Именно резкий рост интереса к продукту заставил начинающего предпринимателя поверить в то, что он нашёл своё дело. О том, как самостоятельно создавать спрос в новой для России нише, и почему для этого нужно присутствовать во всех соцсетях и мессенджерах, Александр Гусляков рассказал порталу Biz360.ru.
Александр Гусляков – 28 лет, предприниматель, основатель проекта «Прописи по каллиграфии широким пером». Окончил вуз по направлению «Информационные системы и технологии в управлении». Девять лет работал в найме IT-специалистом. В 2021 году начал изучение каллиграфии в качестве хобби, после чего стал создавать и выпускать прописи по каллиграфии. В 2025 году ушёл из найма и сосредоточился на собственном бизнес-проекте.
Я долгое время работал в IT-сфере. Начинал с техподдержки и сервисного центра, потом дорос до руководителя технической поддержки в компании, входящей в «Ростелеком». Параллельно с этим искал себя в разных сферах.
Однажды наткнулся в YouTube на ролик про парня, который красиво рисовал буквы на холстах. Мне тоже захотелось попробовать. Тем более мне это было близко: в детстве я любил рисовать и в целом тянулся к творчеству.
Как раз тогда я в «поисках себя» учился на тату-мастера. Начал изучать каллиграфию, чтобы потом применять её в татуировках. В то время по теме каллиграфии было очень мало учебной литературы и прописей. По факту учились просто с картинок в интернете и зарубежным книгам, которые удавалось найти.
В процессе учёбы я передумал быть тату-мастером, но тяга к каллиграфии осталась. Я продолжил учиться в этом направлении, а параллельно начал вести канал в TikTok о каллиграфии. Мне просто было интересно рассказывать и показывать то, что я изучаю. Так мой профессиональный рост совпал с медийным.
На тот момент я уже немного понимал, как работать в соцсетях – до этого вёл канал на компьютерную тематику. И я хотел продолжать своё развитие в этом направлении, выкладывал ролики, писал тексты. Спустя какое-то время подписчики начали спрашивать, где купить товары для каллиграфии и как научиться писать буквы широким пером.
Учиться этому искусству на начальном этапе лучше всего по прописям. Это упрощает вход в каллиграфию: в прописях всё размечено по шагам, есть направляющие и обучающие ролики. Я составил электронную версию прописи с максимально простой подачей информации, где попытался ответить на все вопросы, которые могут возникнуть на начальных этапах.
В 2021 году я сделал свои первые прописи по готическому шрифту в электронном виде и выставил их на продажу. Именно этот шрифт я начал изучать первым – по нему было больше всего информации для начинающих. Для подготовки и вёрстки материала никого нанимать не пришлось – я к тому времени уже владел основами дизайнерских программ.
Особого успеха мои первые прописи не вызвали. На протяжении двух лет доход от них составлял всего 30-40 тысяч рублей в год при цене 1200-1300 рублей. Это значит, что их покупало примерно 25-30 человек.
Спустя примерно год после запуска продаж я сделал новую пропись – по вязи. Это кириллический шрифт – вытянутые узкие буквы, как бы связанные друг с другом. Через некоторое время выпустил ещё одну пропись – по старославянскому уставному шрифту.

Продажи постепенно выросли до 80-100 тысяч рублей в год. Все эти небольшие средства я вкладывал в творчество: покупал разные краски, холсты, заказывал книги и другие обучающие материалы, до которых мог дотянуться. Производство контента тоже требует затрат – хотя бы на телефон с хорошей камерой и штатив. На тот момент я был рад, что эти деньги хоть в какой-то степени покрывают расходы на моё увлечение, дают возможность пробовать разные инструменты и материалы.
Всё это время я пытался найти другие применения своим навыкам. Рисовал каллиграфические логотипы, расписал помещение в салоне красоты. Но мне это не доставляло никакого удовольствия. На начальных этапах, пока у тебя нет своего стиля и влияния на мнение заказчика, ты всего лишь исполнитель: творчества в этом немного. Да и деньги были не очень большими – они не покрывали затраты времени и сил.
Я понимал, что это тоже необходимый этап роста, но мне было неинтересно его проходить. Поэтому я сосредоточился на обучении. Мне до сих пор интересно развиваться, изучать новое и передавать эти знания дальше.
Во второй половине 2024 года я выпустил три своих прописи в печатном варианте. Я какое-то время работал и в типографии, поэтому печатал, сшивал, ламинировал всё сам.
Продавать печатные прописи начал в ноябре 2024 года на Wildberries. Вход на эту площадку тогда был несколько проще и понятнее, чем сейчас. Я оплатил личный кабинет и создал карточки своих трёх товаров.
В первые недели заказов почти не было. Тогда я чуть изменил контент в своих соцсетях и мессенджерах. Стал снимать обучающие ролики, но уже с использованием собственных прописей. Плюс начал вкладываться в продвижение на маркетплейсе. Всё это улучшило ситуацию, но ненамного.
Неожиданно в начале января 2025 года у меня «выстрелило» несколько видеороликов. Если раньше каждый мой ролик смотрели несколько тысяч человек, то новые ролики собрали по несколько сотен тысяч просмотров. Я до сих пор до конца не знаю, с чем это было связано. Возможно, сработал накопительный эффект за четыре года ведения соцсетей. Количество подписчиков после этого тоже возросло.
Поток заказов начался 5 января – после поста, который набрал более миллиона просмотров. И я до конца новогодних каникул каждый день делал прописи. У меня дома стоят два принтера – они уже были на последнем издыхании. Сам печатал и сшивал эти прописи с утра до вечера, относил на пункты выдачи, отправлял, принимал новые заказы.
Почти сразу я понял, что долго такой режим не выдержу. Начал искать помощника, чтобы хоть как-то себя разгрузить. Через какое-то время мне удалось найти на «Авито» девушку, у которой была мини-типография на дому. Часть заказов я делегировал ей, она печатала прописи, а я сшивал их.
Во второй половине января спрос стал заметно ниже. Но в целом январь и февраль 2025 года стали первыми успешными месяцами моего проекта. За это время я заработал больше, чем за все предыдущие месяцы. Именно в этот момент я задумался о том, что это может стать моей основной деятельностью.
В мае 2025 года я обнаружил, что у меня скопировали прописи и начали их продавать. Я зарегистрировал право интеллектуальной собственности на свои продукты и подал досудебную претензию своим «последователям». Так проблему удалось решить – они убрали прописи из продажи.
Весной доход от прописей по каллиграфии снизился и зафиксировался примерно на уровне 150 тысяч рублей в месяц. В этот момент я начал готовиться к увольнению и полному переходу в своё дело.
До апреля 2025 года копил подушку безопасности и следил за продажами. Вернуться к январским показателям не удалось, но интерес к продукту сохранялся. В апреле я уволился и переключил всё своё внимание на проект с прописями.

Уходить из найма в самостоятельный бизнес достаточно сложно, если на работе всё хорошо. На тот момент я проработал в своей компании более трёх лет. Меня всё устраивало: коллектив, зарплата, карьерный рост. С работодателем и коллегами мы до сих пор в хороших отношениях и продолжаем общаться.
Но у меня с детства был интерес к предпринимательству. Ещё в юности, когда я жил в Чите, мы с другом закупали в Китае различные товары и продавали их в розницу, пока это ещё не было так распространено. Уже в то время я интересовался бизнес-образованием, изучал по YouTube-роликам, что такое бизнес-модели, маржинальность, маркетинг. Всё это время я искал своё дело и хотел развивать его без совмещения с наймом. Тем более я понимал: если ничего не получится, смогу вернуться обратно – на этот счёт у меня не было никаких предубеждений. А подушка безопасности позволяла чувствовать себя спокойно несколько месяцев.
В тот момент я ещё не осознавал, что наступает низкий сезон. Это я понял уже «в процессе». Летний период я потратил на обучение торговле на маркетплейсах, углубился в бизнесовую часть, в анализ показателей и отчётов. Тогда же добавил новые каналы продаж – Ozon и «Яндекс Маркет».
С сентября начался постепенный подъём после летнего спада. Сейчас входим в первый полноценный новогодний сезон. Всё движется к тому, что мы должны достичь прошлогодних январских показателей.
В проекте по-прежнему нет наёмных сотрудников. Есть несколько специалистов на аутсорсе, к которым я обращаюсь с конкретными задачами. Дизайнер помогает мне с оформлением, водитель отвозит поставки на склады маркетплейсов. По-прежнему сотрудничаю с мини-типографией, где заказываю небольшие тиражи прописей. Всё остальное делаю самостоятельно. Я сам себе бухгалтер, логист, сборщик заказов, сервис-менеджер, контент-мейкер, видеограф и так далее.
Я веду каналы почти во всех соцсетях и мессенджерах, даже заблокированных. Все каналы живые, я везде ежедневно выкладываю видеоролики – иногда даже по несколько в день.
Такой подход – следствие опыта и требований нашего времени. В первые годы я хотел сосредоточиться на одном-двух каналах, которые дают наилучший результат. Сделал ставку на TikTok, набрал на этой платформе около 100 тысяч подписчиков. Но в 2022 году TikTok одним из первых покинул Россию. Доступ на платформу стал почти невозможен, и никакими VPN это не «лечилось».
В том же 2022 году я начал развивать аккаунты в Instagram* и YouTube. За несколько месяцев мне удалось их неплохо раскрутить. И тут Instagram* блокируют. Думаю – ну ладно, у меня ещё есть YouTube. Начал фокусироваться именно на этом канале. Но через какое-то время и с ним начались проблемы – замедления, блокировки и т.д.
Все эти события научили меня, что надо быть везде. Сейчас моя основная площадка в соцсетях – Telegram, у меня более 1300+ подписчиков. Там у меня более живое и тесное общение с подписчиками. Я делюсь своими мыслями и историями, обсуждаю свои идеи с аудиторией, спрашиваю их мнение и видение, отвечаю на вопросы, показываю свои работы. Именно туда я веду весь свой трафик. В этом канале я создал бота, который структурирует все вышедшие посты, полезные материалы и видео. Так пользователь может легко найти то, что ему нужно.

Сейчас идут разговоры о возможной блокировке Telegram. На этот случай у меня есть канал в «Вконтакте», на который подписано около 15 тысяч человек. Кроме того, я уже завёл канал в новом мессенджере Max. Теперь, если что, я готов вообще ко всему.
Продолжаю вкладываться в рекламу на маркетплейсах – сейчас без этого нельзя. Летом я тестировал различные маркетинговые стратегии на Wildberries и Ozon. Правда, за прошедшие полгода работать на площадках стало сложнее: в сентябре-октябре они ужесточили условия для селлеров.
Но я ещё до этого понимал, что полностью зависеть от маркетплейсов – плохая идея. Летом я создал свой интернет-магазин. Сейчас стараюсь развивать его и направлять туда свою аудиторию. Продажи пока штучные – буду стараться, чтобы их становилось больше. Полностью обходиться без маркетплейсов вряд ли получится. Покупки через такие площадки на самом деле удобны. Но, по крайней мере, дополнительные и повторные продажи можно вести на свой сайт.
Помимо прописей, на нём можно купить перья, уникальные комплекты и мой обучающий курс. Я пробовал продавать такие комплекты на маркетплейсах, но это оказалось невыгодно: из-за комиссии площадки маржа была слишком маленькой. Сайт в этом смысле даёт гораздо больше возможностей для манёвра.
В выставках и фестивалях я пока не участвую. Такие мероприятия нужны в первую очередь для «прокачки» известности и медийности. Но я получу более ощутимый результат, если потрачу это время на создание контента для своих соцсетей. На фестивале меня увидят в лучшем случае несколько сотен человек, а контентом я могу охватить гораздо большую аудиторию.
Основная аудитория моих прописей – женщины от 25 до 40 лет. При этом каллиграфией интересуются и подростки, и люди старшего возраста. Мамы нередко покупают прописи для своих детей. Среди клиентов есть и тату-мастера, которые хотят использовать каллиграфию в татуировке, и дизайнеры, которые также хотят применять это в своей работе.
Для людей, не связанных с творчеством, каллиграфия – это как вид медитации. Когда думаешь, как правильно нарисовать букву, мозг отключается от всего остального. А когда начинает получаться и видишь прогресс, появляется удовлетворение и гордость.
Сильные конкуренты у меня есть – в основном это мои знакомые каллиграфы. Правда, они продают только электронные прописи. И я понимаю, почему. Мои коллеги обычно зарабатывают на создании логотипов или росписи интерьеров, а тут совершенно другой бизнес-процесс с производством, логистикой, ежедневным контролем маркетплейсов. Это отдельная сложная работа, которая отнимает много времени и сил.
Появления крупных игроков в этой нише вряд ли стоит ожидать. Войти на этот рынок можно почти без вложений, но усилий и времени требуется много. Мне, чтобы хоть как-то начать зарабатывать, потребовалось пять лет работы «в ноль».
Главная сложность сферы каллиграфии – в России она ещё новая, и спрос нужно формировать. В моих соцсетях и мессенджерах много постов для новичков. Я рассказываю, что такое каллиграфия, зачем она нужна и с чего начинать.
На такое формирование рынка нужно потратить много денег или много времени. И продвигать надо не только себя или свой продукт, а всю нишу в целом. Поэтому начинающим предпринимателям гораздо проще и выгоднее торговать ходовыми товарами. С теми же усилиями они заработают намного больше.
Пару месяцев назад я создал свой первый онлайн-курс по древнерусской вязи для обучения «с нуля». Сейчас очень заметен тренд на всё русское, и вязь прекрасно ему соответствует.
Я сам постоянно обучаюсь чему-то новому. Каллиграфия изначально была и остаётся моим хобби, поэтому мне интересно развиваться в ней. И всё, что появляется на просторах интернета по теме каллиграфии, я стараюсь купить. Покупаю обучающие курсы у других российских мастеров или их готовые работы – это и новый опыт, и поддержка товарищей по ремеслу.
* Принадлежит компании Meta, которая запрещена в России

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».