Сеть «Додо Пицца» - это 286 пиццерий в 10 странах. А начиналось всё с пиццерии, открытой в 2011 году в Сыктывкаре. Успешный рост сети её основатель Фёдор Овчинников связывает, в том числе, с наличием собственной информационной системы. О том, как она создавалась, какие задачи решает и к каким результатам приводит, Фёдор Овчинников и его команда рассказали в своей «Додо-книге», ключевые идеи которой мы сегодня предлагаем вашему вниманию.
Фёдор Овчинников, основатель сети
«Додо Пицца». Окончил Сыктывкарский госуниверситет по специальности «археолог». В 2006 году открыл в Сыктывкаре книжный магазин «Сила ума», но в 2010 году продал свою долю в бизнесе и уехал в Санкт-Петербург, где работал в разных ресторанах и сетях фаст-фуда. В 2011 году открыл в Сыктывкаре пиццерию «Додо Пицца». Сейчас сеть работает в 10 странах, открыто 286 пиццерий.
С помощью современных технологий - планшетов, интернета, искусственного интеллекта - можно на порядок улучшить даже работу самой обыкновенной пиццерии. Доказательство этой теории Фёдор Овчинников, основатель компании «Додо Пицца» нашёл ещё в конце 2010 года, когда трудился рядовым сотрудником Papa John’s в Петербурге. Будущий создатель «Додо Пиццы» работал на линии: готовил пиццу, убирал помещения, следил за тестом... Он пошёл на эту работу, чтобы изучить устройство пиццерии изнутри, прежде чем начинать своё дело.
Заказы, поступавшие на кухню, отображались в Papa John’s на мониторе компьютера. Нередко сотрудники теряли драгоценные минуты и пропускали появление нового заказа. Ведь мало кто смотрит на экран, не отрываясь.
«Было бы намного удобнее, если бы при появлении нового заказа приходило звуковое оповещение», - подумал Овчинников. Он даже поделился этой идеей со своим начальником. Но тот просто пропустил его слова мимо ушей.
Едва только «Додо Пицца» открылась, как Фёдор тут же стал собирать команду программистов, чтобы приступить к созданию искусственного «Додо-разума». Поначалу этот разум мог выполнять самые простые задачи - принимал заказы, хранил их историю, распечатывал накладные. Но с каждым месяцем он учился чему-то новому.
Через год после открытия «Первомайской» (первая пицца сети в Сыктывкаре – прим. редакции) на кухне установили планшеты - после этого заказы, принятые операторами, моментально попадали на линию раскатки. Не нужно было писать их на бумажках или просто кричать. Это сильно упрощало работу, особенно в часы пик.
Конечно же, в систему добавили звуковое оповещение, которого так не хватало Фёдору в Papa John’s. Сначала это был просто звуковой сигнал. Но затем его заменили голосом диктора Ольги Смотровой, которая стала уведомлять команду о новой пицце человеческим языком, а не рингтоном.
Со временем появилась возможность измерять скорость приготовления каждой пиццы. Если удавалось уложиться в заданный стандарт, на экране появлялось радостное зелёное привидение. Впрочем, кто-то утверждал, что это осьминог, а кто-то считал его медузой.
Если пиццу готовили слишком долго, существо краснело от стыда. Искусственный разум при этом говорил - «Поторопитесь!» Если же, наоборот, на экране плясал ряд зелёных фигурок, команда слышала от Ольги заветное - «Так держать!».
Оленька, как ласково называли её коллеги, помогала следить за новыми заказами и поддерживать нужный темп работы. Многие разговаривали с ней, как с живым человеком. «Слышу-слышу!» - говорили, или: «Давайте поднажмём, а то Оленька будет ругаться!». Она стала полноценным участником команды.
Над первой версией «Додо-разума» работали всего два программиста из Коломны - Александр Шибанов и Дмитрий Пирязев. Со временем команда разработки разрослась до десятков человек, которые трудились не только в Коломне и Сыктывкаре, но и в Москве и Нижнем Новгороде. А сама система стала отвечать практически за все ключевые элементы в бизнесе «Додо».
Александр Шибанов без лишних приключений добрался из Коломны в Сыктывкар. Наладил в первой пиццерии интернет. Установил планшеты на столе операторов. Подключил их к системе. И всё заработало - как и было задумано.
Принимая заказ, сотрудник «Додо Пиццы» мог теперь не отмечать выбор клиента на бумаге, а просто-напросто вводил его на планшете. Данные – вид пиццы, закуски, напитки, адрес, телефон - сохранялись в облаке. Через интернет система отправляла информацию на принтер, который печатал накладную.
Это был первый элемент «Додо ИС» - информационной системы управления сетью пиццерий, которая в будущем, по замыслу создателей, должна была чуть ли не перевернуть мир - как минимум, мир пиццы.
Шибанов трудился над приёмом заказов в Коломне несколько месяцев вместе с другом и коллегой Дмитрием Пирязевым. И теперь Александр сам принимал звонки и вводил первые заказы в пиццерии на Первомайской, чтобы удостовериться, что всё работает как надо. Затем он обучил этому нехитрому делу и остальных сотрудников «Додо Пиццы».
Благодаря «облаку» информация в системе обновлялась моментально - и тут же отображалась на любом устройстве, подключенном к системе, будь то компьютер или даже телефон.
За ужином руководители компании - Фёдор Овчинников и Андрей Петелин - следили за продажами на Первомайской прямо на смартфоне, вырывая его друг у друга. Они выглядели, как дети, получившие новую игрушку.
Кто мог бы заподозрить в этом неладное? Однако спустя несколько дней Фёдор сообщил Александру, что внедрение системы придется отложить. По егомнению, она просто не справлялась с задачей - и теперь придётся всё переделывать.
«Додо ИС» была призвана сделать работу в пиццерии легче. Пока что выходило так, что жизнь только усложнялась. Приём заказов в системе занимал больше времени, чем по старинке, на листке бумаги. После четырёх месяцев работы, сотен выпитых чашек кофе, десятков писем, звонков и совещаний такой итог выглядел удручающим. Александр, оставивший ради «Додо» стабильную работу в IT-компании, конечно, расстроился.
Ещё больше причин для расстройства было у самого Фёдора. Ведь эта неудача могла означать, что сама его идея оцифровки пиццерии не состоятельна. И зачем тогда было городить огород?
Предприниматель, однако, призвал не падать духом - просто работать дальше. Он не верил, что, создавая нечто новое, можно с ходу добиться нужного результата. А потому и переживать ни к чему. Не получилось первый раз? Надо попробовать второй.
После тестового запуска Александр Шибанов вернулся в Коломну, и команда взялась перерабатывать систему. Интерфейс сервиса претерпел серьёзный редизайн. Многие кнопки сильно увеличили, чтобы по ним легче было попадать. Количество экранов, через которые оператор проходил, внося данные заказа, сократили. Появились кнопки перехода вперёд и назад - как в обычном браузере. Помимо улиц, добавили в базу «места» - торговые центры и административные здания - люди часто не знали их адресов.
Исправили и вопиющие ляпы. В первой версии цифры располагались в линейку, хотя ещё изобретатели доисторических кнопочных телефонов и калькуляторов сообразили, что удобнее располагать их в три ряда. Теперь казалось даже поразительным, что об этом не подумали с самого начала.
Учли и другие мелочи. Городские телефоны в Сыктывкаре состояли из шести цифр, мобильные - из одиннадцати. То есть по количеству символов легко было понять, не пропустил ли оператор цифру при вводе телефона заказчика. Чтобы при приёме заказов реже ошибались, номер подсвечивался, когда становился нужной длины.
Доработка системы продолжалась два месяца. Когда её снова испытали в деле, скорость обработки заказов повысилась в разы. В числе прочего система хранила в базе историю заказов. Оператор вводил номер клиента и сразу видел все адреса, на которые с этого номера когда-либо делали заказ. Это избавляло постоянных клиентов от необходимости каждый раз диктовать адрес со всей дополнительной информацией, включая номер подъезда и код домофона, а операторов - тратить время на внесение этих данных.
Когда интерфейс отшлифовали, эти преимущества стали неоспоримыми. Человек, вооружённый лишь ручкой и бланком, уже не мог угнаться за оператором, который работал в «облаке».
Уникальность «Додо ИС» заключалась в том, что она могла работать в браузере любого устройства - компьютера, планшета, телефона - и не требовала сложной настройки.
Кроме того, другие компании если и решались оцифровать свой бизнес, то покупали обычно универсальные программы. А потом долго мучались с их адаптацией, и всё равно не получали нужного результата.
«Додо ИС» была придумана именно для управления пиццерией - и поэтому лучше справлялась с задачами, которые стояли именно перед командами, которые готовили пиццу. Благодаря «Додо ИС» клиент мог позвонить на единый по всей России номер – а тогда единого федерального номера не было ни у одной российской сети пиццерий - из любой точки страны.
При этом звонок принимал оператор, находящийся у себя дома (например, в Костроме). Данные заказа мгновенно поступали на кухню нужной пиццерии (например, в Самаре). Зайдя на сайт dodopizza.ru, клиент мог не просто посмотреть видеотрансляцию из пиццерии, которая готовила его заказ - он мог увидеть, в какой момент начнут готовить именно его пиццу. На линии отмечали на планшетах заказ, который брали в работу, и он тут же отображался на сайте.
С помощью «Додо ИС» работники пиццерий могли планировать свои рабочие смены в удобном календаре, менеджеры вели учёт всех запасов и следили за важными показателями, а сотрудники офиса получили возможность в считанные минуты обновлять меню сразу во всех пиццериях, счёт которых пошёл уже на десятки (ведь меню тоже было цифровым).
Подход, применённый при разработке информационной системы, команда «Додо» со временем стала использовать практически везде. Чем бы ни занимались в компании - разработкой сайта, созданием системы поставок или дизайном пиццерий - всегда стремились к тому, чтобы не вариться в своём соку, а как можно быстрее тестировать идеи на деле.
В других компаниях над запуском проектов порой работали месяцами, если не годами - только для того, чтобы, в конце концов, узнать, что получившийся продукт никому уже не нужен.
Фёдор Овчинников и сам в прежнем своём бизнесе допускал похожие ошибки. Создавая информационную систему для управления книжной сетью, он, например, пытался реализовать весь - вполне грандиозный - замысел сразу и целиком. В итоге потратил много времени, сил и денег, но так ничего и не смог запустить.
Приступая к «Додо ИС», он учёл этот опыт - и поэтому разбил процесс на небольшие блоки, которые можно было быстро внедрить в реальной пиццерии, чтобы система сразу начала приносить пользу.
Каждый блок команда старалась делать максимально хорошо, но при этом не позволяя себе оттягивать запуск под предлогом того, что система недостаточно совершенна. «Done is better than perfect», - любил повторять Фёдор. По-русски это звучало бы, наверное, так: лучше сделать, чем мечтать.
Всё это, однако, не значило, что команда «Додо Пиццы» не стремилась к идеалу. Совсем наоборот: запустив продукт, она тут же начинала его совершенствовать - но теперь уже опираясь на знания, полученные на практике.
Пять секретов успеха сети «Додо Пицца».
Ну очень полезные бизнес-книги: рекомендовано предпринимателями.
Реальные кейсы: как IT-инструменты помогают делать бизнес эффективней.