Пять секретов успеха сети «Додо Пицца»

Прочтёте за 4 мин.

Как Фёдор Овчинников вырастил из региональной пиццерии международную франшизу

IT-инструменты, которые использует Фёдор Овчинников

  • Facebook
  • Twitter
  • Google Docs
  • YouTube

Когда предприниматель из Сыктывкара Фёдор Овчинников открывал в родном городе свою первую пиццерию, в успех затеи не верили даже его родственники. Но через 7 месяцев у заведения появились поклонники из других городов, которые предлагали предпринимателю стать его бизнес-партнёрами. Сейчас «Додо Пицца» представлена в 9 странах. Фёдор Овчинников уверен, что успех его бизнеса во многом связан с интернетом и информационной открытостью. Об этих и других слагаемых своего успеха он рассказал на выставке BuyBrand Expo 2017. 

Досье

Фёдор Овчинников, основатель сети «Додо Пицца». Окончил Сыктывкарский государственный университет по специальности «археолог». В 2006 году открыл в Сыктывкаре книжный магазин «Сила ума», но в 2010 году продал свою долю в бизнесе и уехал в Санкт-Петербург, где работал в разных ресторанах и сетях фаст-фуда. В 2011 году открыл в Сыктывкаре пиццерию «Додо Пицца» Через 7 месяцев после открытия стал получать первые предложения от потенциальных франчайзи. Сейчас сеть «Додо Пицца» работает в 9 странах, открыто 234 пиццерии, из которых только 15 находятся в Москве. Выручка сети составляет (по итогам 2016 года) 3 миллиарда рублей. Планируется, что в 2017 году выручка достигнет 7 миллиардов рублей. 

Федор Овчинников

Расти быстро  

Весной 2011 года я открыл свою первую пиццерию, инвестировав в неё 1,5 миллиона рублей. Она находится в Сыктывкаре в общежитии, где я провел своё детство. Я назвал эту пиццерию в честь маленькой наивной птички додо – «Додо Пицца». 

Что случилось с пиццерией через 6 лет? Сегодня Додо пицца есть в 9 странах, под нашим брендом работают 234 пиццерии. В прошлом году мы стали сетью №1 в России по количеству пиццерий, обогнав всех международных конкурентов. Если посмотреть в Яндексе статистику запросов со словом «пицца», то на текущий момент «додо пицца» обгоняет запрос «доставка пицца». 

В прошлом году мы стали сетью №1 в России по количеству пиццерий, обогнав всех международных конкурентов. Мы развиваемся на иностранных рынках с 2014 года, начав с Румынии. В прошлом году открылись в США, делаем пока осторожные шаги и в Китае. 

Додо Пицца

Многие хотят знать, в чём секрет «Додо Пицца». Успех в бизнесе – это всегда комплекс инструментов. Нельзя быть успешным в маркетинге или только в продукте - нужно быть крутым во всём. Я выделяю такие основные факторы нашего успеха. 

I. Успешная модель

Самое главное в бизнесе – это продукт. Если ты делаешь классный продукт, то не так важна реклама. Наш продукт – это модель, которую мы даём нашим партнёрам и предпринимателям. И эта модель работающая: за всё время существования сети у нас не закрылось ни одной пиццерии. 

Идея «ДодоПпиццы» в том, чтобы не изобретать велосипед, а сделать его лучше. Именно поэтому в конце 2010 года я поехал работать в рестораны и фаст-фуд Санкт-Петербурга, чтобы всё изучить изнутри. После этого мы скопировали модель, по которой работают компании Domino’s Pizza и Papa John’s. В копировании не вижу ничего плохого, это драйвер движения и улучшения. 

Мы адаптировали действующую модель к региональному рынку. Что такое Domino’s Pizza и Papa John’s в Америке? Это точки самовывоза компаний, которые специализируются на доставке. У них чёткая ниша. И их рестораны – это киоски, где можно забрать пиццу. Когда они пришли в Россию, то пытались адаптироваться. Papa John’s стали открывать рестораны, где есть официанты и посуда. Domino’s Pizza сделали рестораны с пластиковыми стульями и столами, из-за чего не было ощущения, что ты находишься в ресторане. 

Мы пошли по своему пути. Взяли за основу модель доставки (это важнейшее правило нашего бизнеса), но постарались сделать комфортной и стационарную модель. Наша модель – это доставка плюс зал. У нас в зале нет официантов и посуды, а пицца выдаётся в коробках. Но мы стараемся, чтобы интерьер и упаковка не производили впечатление нежизнеспособного формата. 

Додо Пицца

Мы стали добавлять другие продукты для продажи в зале. Появились кусочки пиццы, хороший кофе, салаты, молочные коктейли. Кусочки у нас продаются по интересной системе. Любой гость видит, сколько времени назад была приготовлена пицца. Если пицца лежит больше 30 минут, то цена на кусочек падает, чтобы в наличии была постоянно свежая пицца. 

Наша модель адаптируется под разные рынки. Соотношение доставки и зала доказало живучесть нашей модели, благодаря чему мы стали очень активно распространяться по всей стране. И у нас относительно небольшая сумма, необходимая для запуска пиццерии. 

Средняя рентабельность пиццерии «Додо Пицца» – 10-15%. Возврат инвестиций – 1-3 года  

Наш бизнес стартовал тогда, когда наши конкуренты либо недооценивали рынок франчайзинга в России либо не начали ещё развивать свой бизнес в этом направлении. Пицца – это знакомый всем продукт. Мы сейчас за то, чтобы открывать как можно больше пиццерий в малых городах, потому что они – голубой океан. Это готовый рынок, где нет конкуренции. 

II. Открытость в интернете  

Интернет во многом определил наш бизнес. Не было бы интернета, о бизнесе из Сыктывкара никто бы не узнал. 

Всё продвижение в интернете было построено через мою личную предпринимательскую историю. Когда мы открылись, я уже вёл блог о бизнесе. В нём я написал, что открываю пиццерию, хотя никогда этим не занимался. Предложил своим подписчикам: разорюсь – посмотрите, как, а если мои идеи сработают, возможно, станете моими партнёрами. 

Додо Пицца

Появилась аудитория вовлечённых людей, я стал публиковать в блоге все цифры. Как ни странно, пиццерия стала зарабатывать больше, чем самый крутой топ-менеджер в Сыктывкаре. И мне стали писать люди с предложениями о том, чтобы стать франчайзи. Это при том, что у меня была одна пиццерия, и она существовала 7 месяцев. 

Эта личная история создала беспрецедентный бум доверия. Бренд без истории привлекал партнёров, потому что они знали – эти ребята с их подходом точно не подведут. Сейчас бренд «Додо Пицца» существует 6 лет, в открытие его точек вложено более 2 миллиардов денег. Это гигантская сумма, которую мы получили благодаря открытости и доверию. Интернет и новые возможности продвижения делают такие истории реальными для всех. 

Додо Пицца

Открытость была не только мощнейшим драйвером маркетинга. Ничто так не привлекает людей, как желание узнать, сколько же зарабатывают другие люди. У нас в интернете публикуется выручка всех пиццерий, это привлекло внимание к нашей франшизе. 

Открытость между партнёрами (франчайзи) стала мощным драйвером для развития бизнеса. Все предприниматели видят выручку друг друга. Ничто так не мотивирует предпринимателя, как понимание, что какой-то другой предприниматель зарабатывает в таком же городе больше него. 

III. Партнёры и частные инвесторы  

Уверен, что огромный процент нашего успеха – это партнёры-франчайзи. Они разделяют общие ценности бренда, и у них есть настоящий энтузиазм. 

Наша мечта состоит в том, что в России можно создать честный бизнес, не зависящий от государства или крупных корпораций, а зависящий только от тебя и того, как ты обслуживаешь клиента. Эта мечта привлекла огромное количество предпринимателей, которые сделали наше развитие сети реальным. 

Додо Пицца

Мы долго создавали систему отбора партнёров. Сначала проводили длинные собеседования, но потом поняли, что они недостоверны. Есть люди, которые очень хорошо показывают себя на собеседовании, но когда они открывают бизнес, то через 3 месяца у них теряется интерес, потому что бизнес в общепите – рутинный. 

И мы создали систему автофильтра. Чтобы стать нашим партнёром, предприниматель должен приехать в Сыктывкар, пройти обучение в нашем учебном центре – от мытья пола, приготовления теста, мытья посуды до управления сменой, пиццерией и так далее. Огромное количество людей отсеял такой подход. 

К нам приходили люди с деньгами, которые предлагали сразу открыть 15 ресторанов. Когда мы им отказывали, они очень удивлялись. Мы понимали, что если есть стратегия, она даст нам долгосрочный результат. Но только если мы будем ей следовать. 

Додо Пицца

Помимо партнёров у нас есть частные инвесторы. Это огромное количество людей, которые верят в нас и нашу модель, но по каким-то причинам они не готовы открывать свою пиццерию. И они инвестируют в наших партнёров (франчайзи). Наши партнёры не привлекают кредиты, у нас получается привлекать для них частные инвестиции. У нас есть база инвесторов, мы несём перед ними определённые гарантии и обязательства как прозрачная компания. 

VI. Контроль качества  

Развиваясь быстро, мы серьёзно работали над качеством. Потому что стабильность качества в сетевом общепите – это главное. 

Мы создали одну из лучших в мире систем контроля качества, без преувеличения. Работаем более чем с тысячей тайных покупателей по всей стране. Мы находим их через интернет, они проводят постоянные проверки. 

У нас есть 2 рейтинга. Рейтинг продукта – это то, что видит клиент, и рейтинг стандарта – то, что происходит на кухне. Мы проверяем каждую пиццерию 8 раз в месяц, то есть 2 раза в неделю. На основании проверок составляется рейтинг всех пиццерий по множеству критериев. 

У нас единые правила игры, от которых мы не отступаем. Предприниматели не простят подковёрные игры и непрозрачность  

Пиццерии соревнуются между собой, все эти рейтинги представлены в интернете. Рейтинг влияет на то, сможет ли партнёр открыть следующую пиццерию. Мы можем закрыть пиццерию, если рейтинг на протяжении длительного времени низкий. У нас были такие случаи, когда мы вынуждали партнёра продать пиццерию другому партнёру. 

V. Собственная информационная система  

«Додо Пицца» – это фактически IT-компания. Ядром нашей компании является веб-сайт и информационная система. В системе есть все показатели в онлайне, например, управление запасами и заказами. 

Что дала система? Прозрачность – все франчайзи видят показатели друг друга. К тому же это мощный инструмент контроля. Если кто-то будет работать плохо, это плохо отразится на бренде. И мы все это понимаем. 

Додо Пицца

Наш последний секретный ингредиент успеха – бизнес для нас всегда больше, чем просто бизнес. Это реализация наших идей и энтузиазм. Нашу компанию и партнёров сильно мотивирует то, что мы можем создать в России что-то такое, что будем развивать глобально.  

5 идей Фёдора Овчинникова, которые применимы
для любого бизнеса
  1. Не обязательно создавать уникальную модель бизнеса. Можно взять уже действующую, но всё равно предложить потребителю что-то новое. В случае с сетью «Додо Пицца» - это соединение доставки с ресторанами самообслуживания, в которых создан приятный интерьер.

  2. Вести свой бизнес открыто и прозрачно для всех. Это может привлечь не только клиентов, но и потенциальных партнёров.

  3. Выработать критерии для выбора бизнес-партнёров и неукоснительно следовать им. Это поможет «отсечь» ненадёжных партнёров и позволит развиваться вашему делу.

  4. Соблюдать стандарты качества. Не ленитесь проводить регулярные проверки с понятными для всех критериями и привлекайте тайных покупателей. Качественный продукт будет сам по себе привлекать новых клиентов.

  5. Используйте IT-систему, которая позволит максимально упростить бизнес-процессы и сделать их прозрачными для всех участников сети. 

Материал подготовлен на основе выступления Фёдора Овчинникова на выставке BuyBrand Expo 2017.

Додо Пицца

Читайте также:

Круто завернули! Как сделать успешный бизнес на шаурме.
Ну очень полезные бизнес-книги: рекомендовано предпринимателями.
Как стать Аркадием Новиковым: десять рекомендаций потенциальным рестораторам.


29 сентября 2017

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов