Жить в городке с населением около 8500 человек и варить мыло в дедушкином гараже – казалось бы, не самые перспективные условия для старта бизнеса. Но у предпринимателя из Верхотурья Никиты Зеленюка именно так получилось создать бренд «СВерхМы», который стал не только туристической фишкой города, но и делом, которое растёт с каждым годом. Сегодня мыловарня продает больше 12 000 кусков мыла в год и имеет годовой оборот порядка 3 млн. рублей. О том, как заработать на мыле и свечах с местным колоритом, Никита Зеленюк рассказал порталу Biz360.ru.
Никита Зеленюк – 28 лет, предприниматель из Верхотурья, краевед, основатель бренда «СВерхМы» (под этой маркой выпускаются мыло и свечи ручной работы, планируется запуск керамики). Окончил Уральский федеральный университет по специальности «Менеджер в строительном и инвестиционно-промышленном бизнесе». После окончания вуза работал инженером в местном кинотеатре. В 2019 запустил проект «СВерхМы», с 2022 года занимается только им. Активно участвует в инициативах по развитию города Верхотурье как туристического центра.
У меня совсем небольшой, но ценный опыт работы в найме. Ещё в студенчестве я работал в Екатеринбурге кассиром в бистро в компании IKEA. Работа, кстати, мне нравилась и многое дала. Потом уже, конечно, стала рутиной и надоела.
Но главное – это было знакомство с большой международной компанией с устойчивой корпоративной культурой и брендингом. Было очень интересно в этом участвовать и изучать её изнутри. Шведский подход к делам мне очень импонирует и шведские ценности кажутся во многом правильными. Уважение вызывало и то, какой мощной было культурная привязка компании к своей стране.
В общем, это воодушевляло и вдохновляло. Захотелось сделать что-то похожее, но на родной почве. Это для меня остаётся хорошим большим примером того, как компания грамотно работает со своими смыслами и идеей.
Впечатляло, в числе прочего, насколько трепетно в IKEA относятся к соблюдению стандартов. Например, после смены нужно было оставлять своё рабочее место предельно чистым. И до сих пор эта полезная привычка со мной.
Есть у меня и небольшой предпринимательский опыт, тоже со студенческих времён. Летом, когда я приезжал в Верхотурье на каникулы, решил попробовать открыть автомойку. В гараже у дедушки давным-давно была установлена моечная платформа, я купил тогда за 70 000 рублей мойку высокого давления и попытался на этом заработать. Но быстро понял, что это не моё – трудозатратно, очень скучно и прибыли особой не приносит.
После вуза я вернулся в родной город, работал инженером в кинотеатре – и с интересом изучал историю. А она у нас богатая. Город Верхотурье основан в XVI веке и имеет неофициальный статус духовной столицы Урала, поскольку тут находится два монастыря, несколько церквей–памятников архитектуры и свой Кремль. Город ежегодно принимает около 70 000 туристов.
В одной из книг я наткнулся на сведения о том, что в начале XIX века в Верхотурье купцом Трофимом Казанцевым были основаны мыловарня и свечно-сальный заводик. И я загорелся идеей возродить мыловарню.
Понял, что это классная ниша для создания уникального локального продукта. То, что всегда продавалось в наших сувенирных лавках – какая-то откровенная китайщина непонятная. Я вспомнил, что в детстве слышал легенду о верхотурском мыле на козьем молоке. И подумал: есть факт, есть легенда – из этого можно придумать интересный продукт. Надо попробовать.
К сожалению, аутентичного рецепта не сохранилось. Да и технологии мыловарения сейчас совершенно другие. В позапрошлом веке в производстве использовали свиной и говяжий жир, сейчас, конечно, время другое. А вот козье молоко – это фишка, которая актуальна и сейчас, учитывая, что коз в нашем городе люди держат.
Я стал нащупывать технологию. Купил курс по мыловарению, на котором изучали, как оно делалась раньше, как делается сейчас – и приступил к экспериментам на своей кухне в свободное от работы время.
Задача стояла – изобрести авторский рецепт мыла, отвечающего, с одной стороны, традициям, с другой – запросам современного потребителя.. В итоге удалось найти компромисс – получилось нежное такое мыльце на растительных маслах и козьем молоке. Молоко покупал у бабушки-соседки.
Я вкладывал в проект собственные средства, на старте мне помогло два обстоятельства. Первое – наличие собственного помещения, это всё тот же дедушкин гараж. Второе – мне посчастливилось попасть на #startup_reality, проект Игоря Алтушкина, главы «Русской медной компании». До финала я не дошёл, но выиграл 600 000 рублей, которые вложил в проект. Вот с этих денег и началась наша история. Потихонечку мы наращивали обороты.
Кстати, одной из главных моих трудностей было грамотно распорядится средствами. Опыт работы с деньгами был в 2019 году минимальный, и сейчас, по прошествии четырёх лет, я понимаю, что процентов тридцать потратил не туда и не на то.
Например, в попытке оптимизировать процессы купил деревянные станки для нарезки мыла, которые оказались не функциональными. И до сих пор я только учусь правильному распоряжению с деньгами. Обороты растут, деньги надо постоянно вкладывать, и не всегда это удачные вложения.
Вторая трудность состояла в том, чтобы незнакомому бренду дойти до покупателя. Ты неизвестен, ты непонятен, и название с претензией. Название, конечно, специально с такой фишкой, когда на первый взгляд провокация, а на второй – просто отсылка к имени города и мылу.
Экомагазины, с которыми я хотел сотрудничать, часто относились с недоверием именно потому, что индивидуальный предприниматель, маленькие объёмы. Я готов был пройти любое тестирование нашей продукции, предоставить сертификаты. Но всё равно было сложновато.
Первые точки реализации, с которых я решил начать – сувенирные лавки в двух монастырях и Свято-Троицком соборе. Это места, куда заходят паломники и туристы в первую очередь, когда приезжают в город. Там продажи пошли хорошо.
Второй очередью стали торговые точки в муниципальных учреждениях – Доме ремёсел и Доме культуры. Но уже через пару месяцев стало понятно, что там ничего особо не продаётся.
Следующим этапом стал заход в большой город – Екатеринбург. Там немного другая аудитория, не туристы, а в основном молодые люди креативных профессий, которые ищут бренды с оригинальной концепцией.
Поэтому мы искали точки, где собирается такая публика. Там меня интересовали не только продажи, но и продвижение бренда, хотелось, чтобы он стал узнаваемым, люди прониклись нашей историей. Так и происходило.
Потом мы зашли в магазины здоровой еды «Жизньмарт» – это важный шаг, через них мы много продаём. А в 2022 начали онлайн-продажи через Ozon и в целом через интернет.
Первое, с чего я начал в Верхотурье в плане продвижения – это активное мелькание в СМИ и соцсетях, а также сотрудничество с блогерами. Причём, я не покупал рекламу, не инициировал ничего, просто всегда отзывался на общение, если предлагали и был открытым. Это сразу дало результаты, причём без материальных затрат – о нас узнавало все больше людей.
В соцсетях нам ощутимый приток покупателей приносила запрещённая в России социальная сеть, на 200 рублей вложенной рекламы мы продавали примерно на 3000 рублей. После блокировки в 2022 году пришлось переключиться на VK, но оттуда такого трафика нет.
Ещё один инструмент продвижения – участие в городских ярмарках и фестивалях, которые в Верхотурье поводятся несколько раз в год. Это трудозатратно, но очень эффективно с точки зрения долгосрочной перспективы. Я активно начал заниматься этим в самом начале пути, это отличная возможность рассказать о себе и получить обратную связь с покупателем, живой отклик на продукт. Это помогло мне улучшить рецептуру мыла.
Вообще, считаю, что одним из самых удачных моих предпринимательских инструментов была тактика открытости и коммуникабельности. Я всегда откликаюсь, когда зовут рассказать о своём деле. И это приносит свои плоды, помогает стабильно расти. Одни из самых запоминающихся проектов в этом ряду – тревел-шоу «Руссо Экспрессо» телеканала «Пятница» и программа проекта «Редакция» Алексея Пивоварова (признан иноагентом) «Истории частных инициатив в России, которые дают надежду в канун 2024 года». Эту программу в Youtube и на других площадках посмотрело около миллиона зрителей.
Правильным было и участие в краудфандинговом проекте по выпуску туристической карты Верхотурья. Нам нужно было собрать 365 тысяч рублей. Это было очень тяжело, я даже немного поседел в процессе, но получил громадный опыт и, можно сказать, социальный капитал. Люди в меня поверили, и я их не подвёл.
То, что проект состоялся, я понял в начале 2021 года, когда мы выросли в два раза, а годовой оборот превысил один миллион рублей. Тогда я уволился с работы, чтобы полностью посвящать себя своему проекту. На самоокупаемость он к тому времени уже вышел.
Я до сих пор занимаюсь всем один. Во-первых, потому что я ещё не совсем уверен в том, что я готов платить деньги другим людям. Просто так получилось в силу жизненных обстоятельств. Недавно родилась дочка, ещё у нас погорел дом. Поэтому приходится очень много денег вкладывать в ремонт и дома, и цеха.
Так что с текущими тратами и объёмом, который у нас есть, пока не могу позволить себе наёмных сотрудников. А вот летом, возможно, возьму людей на упаковку продукции.
А пока фигачу один. Да, устаю. Но это совершенно нормально для начинающего предпринимателя. Это просто временные трудности.
В 2022 году под брендом «СВерхМы» запущено новое направление – производство аромасвечей. Идея была – возродить второе ремесло купца Казанцева – свечной заводик. Конечно, свечи как источник света сегодня мало актуальны, поэтому я тему переосмыслил и решил делать аромасвечи с запахами Верхотурья – сиренью, ромашкой, смородиной.
Со свечами оказалось посложнее, чем с мылом, потому что хоть это всё и интересно, но мы ограничены в палитре ароматов из-за привязки к местности. И по форме они довольно просты. Возможно, надо будет придумать какие то интересные решения на стыке с керамическим направлением, которое мы запускам сейчас.
Заработанные деньги я в основном вкладываю в развитие. Вот мы закупили недавно муфельные печи для керамики и 3D-принтеры.
Самые большие статьи расходов сейчас – сырьё (примерно 40-50%), запуск новых продуктов и оснащение мастерской. За доставку платим немного, пользуемся СДЭКом, большие партии в Екатеринбург я отвожу сам.
Основной доход у проекта от продажи мыла, мы продали в прошлом году примерно 12 000 единиц этой продукции и 500 свечей. Продажи мыла стабильно растут, и мы не всегда успеваем за спросом, хотя увеличиваем производство в два раза каждый год.
Как любой предприниматель, я хочу зарабатывать больше, но всё-таки мне важнее то, что бизнес растёт органически. Ведь постепенно и я расту вместе с ним. Я не уверен, что если бы вдруг случился десятикратный рост в первые годы, я бы справился с этим.
Меня устраивают такие темпы, потому что я не уверен, что смогу справится с большими деньгами. А вот когда вырасту – будут готов к более масштабным делам.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».