Салон красоты - красивый бизнес, о котором мечтают многие женщины (и не только). Кому-то кажется, что он очень простой: нанял мастеров маникюра, поставил стол-другой - и собирай деньги. Кто-то уверен, что он невероятно сложный и требует круглосуточного контроля. Истина, как всегда, где-то посередине. О том, что нужно учитывать, планируя открытие салона красоты, порталу Biz360.ru рассказала независимый бьюти-эксперт Оксана Ломакина.
Оксана Ломакина, независимый бьюти-эксперт, автор более 10 успешных проектов в индустрии красоты (среди них - салоны «Воронцовские пруды», Call me baby beauty bar, «Мужские стрижки», BeUnique Beauty Bar, Enchante, Nail Factory и другие). По образованию – юрист, окончила Московскую финансово-юридическую академию. Опыт в бьюти-бизнесе - 13 лет. Начинала карьеру с должности администратора салона, затем работала управляющим директором и генеральным директором. Девять лет работала ректором учебного центра сети салонов Александра Тодчука.
Определитесь со своим статусом:
быть внутри или снаружи
Владелец бизнеса не всегда вникает во все процессы, он может просто нанять профессионального управляющего. И если у вас уже большая сеть, без этого не обойтись. Но в начале пути я за то, чтобы собственник сам жил проектом. Салон красоты - это не просто хобби обеспеченной домохозяйки. Если не заниматься этим бизнесом, он будет приносить убытки.
Если у вас мало опыта и вы имеете возможность вовлечь в бизнес профессиональных помощников, вы всё равно должны помнить про постоянный контроль и быть вовлечены в процесс. Иначе это будет не ваш салон, а просто очередное нечто по образу миллиона уже существующих. Будущий владелец салона должен помнить, что салоны – не слишком маржинальный бизнес, который нужно любить - целиком, каждую мелочь.
моно-салон или «всё в одном»
Определитесь, с чем именно вы хотите работать - ногтями, волосами, кожей? Актуальный тренд - моно-салон, то есть салон с узкой специализацией. Например, барбершоп, в котором стригут, а иногда и только бреют мужчин, студия маникюра с линией на три-четыре кресла, броу-бар, в котором придадут форму бровям и покрасят их. Прямо противоположный вариант - салон красоты полного цикла с медицинскими услугами. Это сложнее и подходит для более опытных предпринимателей.
Определившись, поработайте над концепцией. Сейчас на рынке такая обстановка, что открывать нечто без продуманной концепции - плохая идея. Концепция должна быть сквозной, то есть отражаться в каждой мелочи. Меняться она может, а не существовать - нет, иначе вы уйдёте в глубокий эконом-класс. Правильная концепция состоит из брендинга, маркетингового плана, PR-стратегии, визуализации, определения среднего чека и сегмента. Не забудьте про вариации «а что, если». Изучите свою целевую аудиторию как можно лучше, тогда вы сможете ответить на многие вопросы об идее проекта.
Скажу ещё пару слов про эконом-класс - конечно, это тоже вариант бизнеса и довольно распространённый. Но если вы хотите работать не по формуле «здесь и сейчас», а развивать бизнес, нужно поднимать уровень. Нельзя рассчитывать «настричь денег» на одноразовых посещениях. В эконом-классе большая конкуренция, и нужно проделать огромную работу, чтобы клиент снова пришёл именно к вам. То есть необходимо обеспечить сервис, сохранив низкую цену и высокую скорость обслуживания.
А что по факту происходит в эконом-классе - вы можете наблюдать в сотнях дешёвых салонов: грязные зоны туалетных комнат, мастера с незначительным опытом работы. Как ни крути, клиент возвращается в салон, если ему было приятно, и речь не только о качестве услуги, но и об общении, сервисе.
Изначально важно решить, как вы будете расти. Доход почти всегда дают только сети - именно поэтому в последнее время так популярны салоны моно-услуг - это самая простая схема в масштабировании и тестировании на целевой аудитории.
франшиза или собственный салон
Если вы открываете салон по франшизе, концепция уже придумана за вас. Но это не значит, что однозначно нужно выбирать франшизу. Крупные проекты, то есть салоны с большим количеством услуг, слабо защищены в юридическом плане: здесь есть довольно много судебной практики именно в отношении франшиз, всё больше нарушений появляется в сфере регистрации правообладания на название.
Учтите все юридические моменты и не забудьте, что если в вашем салоне есть процедуры, которые делаете только вы, нужно непременно запатентовать услуги. Меньше проблем здесь может возникнуть с моно-проектами, то есть теми же барбершопами или салонами маникюра. А в остальном свой салон или франшиза - вопрос вашего желания иметь свою собственную концепцию.
Ещё один возникающий на старте вопрос - где открываться, в центре или спальном районе? Многие предприниматели хотят бизнес в центре, но сейчас сильно меняется карта городов - в спальных районах открываются скверы, зоны отдыха, обратите внимание на них! Да, большая часть красивых, интересных салонов действительно находится в центре города, и люди ездят сюда - но многие только потому, что нет ничего подходящего рядом с домом.
Планировать рост на периферии легче, а арендная плата и вовсе может отличаться в разы. Кстати, не забывайте, что арендная плата должна составлять не более 20% (25% - это уже критично) от объёма бизнеса. Стремитесь к возможности платить процент от выручки - но для этого нужно быть стабильными для арендодателя.
И да, поддерживайте хорошие отношения с арендодателем! С ним просто непременно нужно дружить: сделать ему скидку и вообще поддерживать хорошие отношения. Будьте партнёрами - арендодатель должен знать, что вы стабильны. Я знаю не один случай, когда бизнес сильно пострадал из-за плохих отношений с арендодателем, постарайтесь не стать следующим.
Решив, где и у кого вы снимаете помещение, займитесь его внутренним наполнением. Вам нужны помещения под склад и под дезобработку, и первое должно быть подальше, а второе - поближе к клиенту. Сделайте зону продажи косметики. Ассортимент должен быть широким, но не избыточным, ведь это не попытка впарить побольше, а пролонгирование процедуры - клиент должен уметь поддерживать красоту, созданную в салоне.
Когда вы заказываете дизайнеров интерьера, можно взять любого понравившегося, не обязательно специализирующегося на салонах. Но тогда в паре с дизайнером должен работать консультант, который профессионально занимается оснащением салонов красоты.
Экономить на профессиональном оборудовании не стоит ни в коем случае. Так вы сделаете пребывание клиента у вас не комфортным, а это прямой путь к потере прибыли. Профессиональная мойка разработана специально для салонов, и цены на неё не просто так достигают миллиона рублей. Она учитывает физиологическое строение человека, только из-за этой мойки клиент будет возвращаться к вам снова и снова. Если у вас нет денег на оборудование и для маникюра, и для парикмахерских, и для других услуг, просто ограничьте объём услуг (опять возвращаемся к идее моно-салона).
Сэкономить можно, выбрав российских производителей мебели. Всего лет пять назад российских производителей можно было пересчитать по пальцам, и на мебель уходило не меньше, чем на ремонт. Сегодня же есть много российских аналогов высокого качества. Раньше стол для маникюра стоил примерно 100 000 рублей, сегодня можно купить и за 40 тысяч, причём иногда он даже будет лучше, чем у зарубежных марок.
заранее или перед открытием
Скажу однозначно: лучше искать людей сразу, то есть не после того, как салон уже будет готов открыть свои двери. Не ждите чистовой ремонт, чтобы показать его сотруднику, он должен ориентироваться на концепцию, оформление, корпоративную культуру, оформление с законодательной точки зрения.
Если вы начнёте искать людей заранее, у вас будет время провести кастинги, сделать собеседование в несколько этапов (знакомство, проверка профессионализма, заключительная встреча). Помните, что вам нужна базовая команда, которая увлечена концепций вашего бизнеса, а не просто «болтается на рынке». Больше всего внимания стоит уделить управляющим кадрам - их нестабильность может быть разрушительна для бизнеса.
Можно ли перекупать мастеров в других салонах? Да, это нормальная практика на рынке, к тому же, хороший мастер приведёт с собой несколько своих постоянных клиентов, и это будет ваша первоначальная база. Если вы не используете какие-либо грязные методы типа угроз или шантажа, а просто делаете выгодное предложение профессионалу, нет ничего зазорного - каждый мастер проходит определённый этап своего профессионального роста, это нормально.
Однозначно нужна. Те, кто приходят в бьюти-сферу из структурного бизнеса - банков или больших компаний, где всё построено и налажено, в первую очередь задумываются об автоматизации. Бывшие мастера или те, кто приходит из творческих профессий, понимают ценность автоматизации уже в процессе работы. А это одна из ключевых составляющих.
Программа автоматизации сводит «в одно окно» всю отчётность по бизнесу - затраты, воронку, аудиторию, остатки на складе и т.д. Мы всегда вместе смотрим цифры на планёрке и обсуждаем – это те результаты, которые мы стремились получить, или нам необходимо пересмотреть наши методы и решения? Может, у нас очень дорогой поставщик, или это не тот бренд продукции?
Автоматизация не только настраивает всю работу с клиентом «от и до», но и отражает её для анализа, даёт понимание того, кто ваш клиент, сколько в среднем он оставляет в салоне. Кроме этого, она показывает, откуда приходят клиенты и в какой пропорции, какая у вас поглощаемость услуг, какие новые услуги вводить и в каком объёме - то есть помогает правильно построить маркетинговую политику и PR-стратегию.
Я считаю, что нужно выбирать систему автоматизации с открытым кодом, чтобы адаптировать её под конкретный салон и учесть все его особенности - этот вариант есть, например, у программного продукта «1С:Салон красоты», и для салонов это действительно крайне важно.
Автоматизация - просто волшебная палочка для управленцев. Раньше тяжёлая кропотливая работа занимала огромное количество времени и не оставляла сил на принятие важных управленческих решений. Теперь средний чек, налоги и многое другое рассчитывается нажатием одной кнопки.
делать вечеринку сразу или подождать
Церемонию открытия салона я бы не стала делать раньше, чем через полгода после фактического открытия - ну если только собраться с подружками и выпить шампанского. Открытие - это серьёзный инфоповод, ваша главная задача - громко заявить и стать друзьями с вашими клиентами. На ивенте можно представить систему лояльности, найти новых клиентов, которые придут вместе с уже существующими. Найдите партнёров для праздника - интересные ЗОЖ-продукты, детокс-отели и т.д.
Всё это нужно сделать только после того, как вы уже наладили основные процессы. Через три месяца после открытия (не официального, а фактического) приведите mystery shopping (тайного покупателя), который оценит, правильно ли сотрудники несут клиентам вашу концепцию. Если есть какие-то неточности, проведите тренинги, подтяните персонал.
Ждать первых результатов работы следует через год, не раньше. Постоянно следите, работает ли рассчитанная вами финансовая модель. Здесь допустим крен в 20-30%, не больше. Наращивание выручки должно происходить поэтапно. Дайте проекту набрать скорость, постоянно анализируйте.
Не забывайте поддерживать хорошие партнёрские отношения со всеми, от кого зависит ваш бизнес. Приглашайте партнёров на мероприятия салона, придумайте для них специальные скидки. Выбирайте тех дистрибьюторов, которые вам обеспечивают поддержку, обучают персонал работать с их продукцией - такие мастер-классы проводят сейчас многие крупные поставщики.
И главное. Сердце любого бизнеса, особенно салонного - это клиенты. Но не считайте, что ваши клиенты - действительно ваши. Клиент имеет право выбирать. А ваша задача - сделать так, чтобы вас любили.
Боб-каре для карапузов: как заработать на детских стрижках.
Как автоматизация меняет стиль управления бьюти-салонами.