Пандемия коронавируса спровоцировала спрос на услуги психологов в России. Постепенно сам факт обращения к специалистам в вопросах психологии перестаёт казаться чем-то ненормальным. Вместе с ростом спроса усиливается и конкуренция: на рынок выходит всё больше психологов, в том числе – начинающих. О том, как психологу выделиться среди конкурентов и найти клиентов, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Ирина Иванова, руководитель факультета психологии высшей школы «Среда обучения».
Ирина Иванова – руководитель
факультета психологии высшей школы «Среда обучения». Окончила МПГУ по специальности «Психолого-педагогическое образование». Работает в высшей школе «Среда обучения» с 2014 года. В 2018 году стала руководителем кураторского отдела и заместителем руководителя факультета психологии, с апреля 2021 года – возглавляет факультета психологии.
2021 год укрепил тренды пандемии. Неопределённость, тревога, невозможность свободно передвигаться по миру и антиковидные меры вызвали у многих людей чувство скованности и ощущение жесткого контроля. В самых разных слоях общества начало появляться понимание связи душевного здоровья с физическим. Поэтому кто-то отправился к психологу впервые, а кто-то решил возобновить терапию, чтобы не оставаться один на один с проблемами.
Хантинговый сервис hh.ru сообщает, что за 2021 год вакансий психолога опубликовано больше на 151%, а за два последних года – на 215%. Выше всего спрос в Москве – 22% от общего числа. Страховщики подтверждают спрос роста на терапию в одиннадцать раз – онлайн-консультация психолога вошла в первую десятку услуг телемедицины.
Строгая длительная изоляция 2020 года вызвала спрос на семейную терапию. Люди, оказавшиеся запертыми в квартирах, по-новому взглянули на своих близких. Пандемия спровоцировала и рост неврозов, существенно изменив запросы на услуги психологов.
Перед психологом стоит задача быстро реагировать на изменения в обществе, быть гибким, подстраиваться под настроение социума, осваивать новые программы, работать в цифровой реальности. Необходимо чувствовать, как меняется настроение клиента.
Вместе с тем, на профессиональный рынок выходит всё больше молодых специалистов, готовых консультировать за небольшие деньги для наработки клиентской базы. Такая ситуация абсолютно нормальна и циклична: на рынке всегда были и будут специалисты, практикующие достаточно долгое время, и новички.
По своему факультету могу судить, что интерес к получению профессии психолога за последний год вырос примерно на 30%. В нашем институте психологии обучаются студенты от 20 до 55 лет. Затем 40% выпускников работают по специальности, а 30% применяют знания в своей текущей деятельности.
Выпускники психологических факультетов и начинающие специалисты находят клиентов и традиционными путями, и нестандартно. В частности, они размещают информацию о своих услугах на profi.ru и psyalter.ru, в сервисах zigmund.online и yasno.live, публикуют портфолио на b17 – старейшем сайте психологов-практиков.
По-прежнему хорошо работает «сарафанное радио». Рекомендации друзей и знакомых популярны в силу нашего менталитета – осторожного отношения к медицине, привычке искать любого специалиста через личный опыт людей со схожими проблемами.
Иногда рекомендации работают настолько успешно, что у психолога нет возможности брать больше клиентов, и он поднимает стоимость своих услуг. После чего часть клиентов уходит, а новые приходят на большую ставку.
Для психолога важна личная презентация – тот образ, который клиент считывает на этапе поиска специалиста. Его следует транслировать не только на профессиональных платформах, но и в личных соцсетях – например, в YouTube или Instagram. Там специалист должен рассказывать о психологии, своих консультациях и о себе. Следует руководствоваться принципом, что клиент хочет знать всё о личности психолога.
Можно заказать лендинг проверенному дизайнеру. Следует учитывать, что потенциального клиента психолога отпугивают яркие картинки, обилие анимации и неразборчивые шрифты. Лендинг не должен быть большим. Человек задерживается на незнакомой странице примерно на 20 секунд. За это время он должен успеть:
-
увидеть фото психолога в хорошем качестве или видеоприветствие;
-
получить исчерпывающую информацию о психологе, как о специалисте: его место учёбы и список курсов повышения квалификации, описание методов, которыми он владеет;
-
узнать место очного приема, возможность консультирования онлайн;
-
обратить внимание на отзывы клиентов.
Большим преимуществом для самопрезентации станут авторские разработки, публикации в СМИ, книги, выступления на телевидении и главное – выбор узкой специализации, востребованной на рынке.
Особое внимание стоит уделить отзывам. Они – неотъемлемая часть карьеры психолога. Как правило, клиент охотно откликается на просьбу об отзыве, если консультация ему действительно помогла. Хорошо работают видеоролики, но собирать их сложно, поскольку теряется необходимая для работы психолога анонимность. Платформы-агрегаторы оснащены соответствующей колонкой, чтобы облегчить психологу сбор отзывов.
Поскольку российское общество в целом «потеплело» к психологам, а уровень знаний о методах их работы повышается с каждым годом, можно прогнозировать успешное развитие профессии и бизнес-ниши. И всё больший спрос на услуги психологов.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».