Объединяй и властвуй: пять проверенных способов укрепить разобщённую команду

Прочтёте за 4 мин.

Рекомендации бизнес-психолога Екатерины Кольцовой

IT-инструменты, которые использует Екатерина Кольцова

  • Tilda
  • Asana
  • Zoom

Сплочённая команда – один из наиболее эффективных факторов процветания компании и стабильного увеличения бизнес-показателей. А вот если в коллективе постоянно происходят конфликты и недопонимания, сотрудники практически не взаимодействуют друг с другом и создают лишь видимость активной деятельности, решение бизнес-задач находится под угрозой. О том, как руководителю пошагово укрепить разрозненный коллектив, порталу Biz360.ru рассказала бизнес-психолог Екатерина Кольцова.

Досье

Екатерина Кольцова – сертифицированный бизнес-коуч, психолог, эксперт по женской самореализации. Окончила Московский государственный областной университет по специальности «Психология». В настоящее время проходит обучение в Московском институте психоанализа по направлению «Психология изменений и трансформационный коучинг». Более 10 лет в психологическом консультировании. Работала внештатным коучем проекта «Перезагрузка» на телеканале ТНТ. Спикер МГИМО, международного сообщества «In-Ku», тренинга «НеДетский бизнес».

Екатерина Кольцова

Узнаём друг друга и формируем доверие

Книга «Пять пороков команды» американского консультанта Патрика Ленсиони содержит описание наиболее распространённых проблем в рабочем коллективе и способы их преодоления. Пять дисфункций изображены автором в виде пирамиды, в которой один порок является порождением другого. 

Пять дисфункций команды 

Пирамида «Пять дисфункций команды». Источник: Bitobe.ru 

В основании фигуры лежит взаимное недоверие – одна из причин гнетущей рабочей атмосферы и высокой текучки кадров. Выявить этот порок в коллективе легко: сотрудники между собой практически не общаются, не обращаются друг к другу за помощью и не настроены помогать, боятся делиться мнением и очень замкнуты – им кажется, что любая информация, которой они поделятся, может быть использована против них и приведёт к штрафам или другому наказанию. 

Что делать в такой ситуации? Чаще всего мы доверяем тем людям, которые в чём-то похожи на нас, с кем есть общий эмоциональный опыт, поэтому первый шаг по укреплению команды должен быть направлен на создание доверительных отношений между её членами. Как вариант, решить проблему поможет совместное мероприятие, на котором сотрудники пообщаются друг с другом в неформальной обстановке и расскажут о себе. Встречу можно провести в следующих форматах: 

  • Неформальная планёрка, где каждый рассказывает о себе необычные факты (десять раз прыгал с парашютом, в детстве катался на козе и т.д.). Начать нужно со старших по званию: директора, главного бухгалтера, HR-директора и т.д. Вслед за руководителем сотрудники начнут вовлекаться в игровой процесс и узнают друг о друге много новой информации;

  • Игра-шоу «Интуиция» в онлайн или офлайн-формате. Модератор заранее собирает с каждого сотрудника интересные факты о нём, а в ходе игры поочерёдно вытягивает из корзины записки и предлагает всем обсудить, про кого написан тот или иной факт. Важно следить, чтобы в обсуждении принимали участие все присутствующие. С помощью этой игры сотрудники поймут, что общего у них на самом деле намного больше, чем они предполагали. 

Ставим общую цель

Движение к общей задаче – ещё один отличный способ сплотить сотрудников. Руководителям важно регулярно проводить встречи с подчинёнными, рассказывать о миссии компании и делиться планами по её развитию. Обозначьте общие цели, над которыми сотрудникам будет нужно работать совместно. Так они почувствуют, что их труд важен, и поймут, какую пользу приносят компании. 

На планёрках также будет полезно попросить сотрудников поделиться личными результатами работы – в свободной форме, а не через отчёты и презентации. Помимо дополнительной мотивации, подчинённые смогут получить более полное представление о рабочих процессах компании. 

Важно, чтобы сотрудники видели результаты своего участия в тимбилдинге – это позволяет сохранить и преумножить те положительные эмоции, которые они получают, участвуя в мероприятиях по укреплению коллектива. 

Одно из полезных упражнений – противодействие общему «врагу». Руководитель рассказывает сотрудникам о появлении «сильной» компании-конкурента и предлагает каждому члену команды изучить её деятельность в рамках своей специализации, а затем – поделиться информацией с коллегами. Далее сотрудники и начальство вместе анализируют, в чём их компания превосходит конкурента и какие шаги нужно предпринять для укрепления этих направлений, чтобы сохранить преимущество. 

Также важно обратить внимание на слабые стороны внутри компании и разработать план по их улучшению. После комплексного анализа сразу внедряем новые решения в работу. Мероприятие сплотит сотрудников перед «общей угрозой» и научит работать в команде. 

Осознаём ценность

Следующее упражнение поможет как всей команде в целом, так и каждому сотруднику в отдельности осознать значимость своего труда. Для удобства можно пригласить специалиста, который будет управлять групповыми процессами в ходе обсуждения. Медиатор задаёт всем участникам игры следующие пять вопросов, а их ответы записывает на большой лист бумаги: 

  1. «Что я делаю?». Каждый отвечает на вопрос глаголом. Менеджер по продажам – «выполняю план», бухгалтер – «начисляю зарплату» и т.д. Участнику желательно назвать не менее трёх пунктов. Глаголы могут быть как механическими (например, аниматор – «развлекаю, танцую, пою»), так и носить условно философский характер (тот же аниматор – «даю родителям возможность отдохнуть»); 

  2. «Как я это делаю?» В ответе на этот вопрос должно быть много наречий: ответственно, эффективно, дружно и т.д. Таким образом, участники смогут похвалить себя – это важно для психологического состояния; 

  3. «Зачем я это делаю?» Здесь поднимается тема миссии. Медиатору важно помочь каждому сотруднику прийти к позитивному ответу. Например, актёр детских праздников может сказать следующее: «я это делаю, чтобы праздники были впечатляющими и приносили радость». Человек должен осознать, что он не просто развлекает детей в костюмах персонажей из мультиков, а делает малышей и их родителей счастливыми; 

  4. «Кто я, когда делаю это?» В приоритете существительные: «спасатели», «супергерои», «друзья детей» и т.д. 

  5. «Чего мы не делаем, но можем делать (для улучшения сервиса, бизнес-показателей)?» Вопрос ко всему коллективу или к командам, если коллектив большой и в ходе игры его поделили на группы. Обсуждая этот вопрос, команда ставит цели, которые помогут ей развиваться, а руководители обретают понимание, в каких направлениях у сотрудников есть стимул развиваться. 

Правильно проживаем конфликт

Одной из причин разрозненности в коллективе могут быть неправильно прожитые конфликты. Часто люди стараются избегать их, особенно на рабочем месте. Однако конфликт – естественный процесс, который свидетельствует о существовании различных идей и взглядов. Без конфликта не бывает развития, но каждому человеку важно уметь экологично его решать и находить компромиссы. 

Если члены рабочего коллектива пока не обладают этим навыком – между ними постоянно возникают конфликты, сотрудники не могут прийти к соглашению, после спора общаются между собой в пассивно-агрессивной форме или не разговаривают вовсе – время пригласить специалиста, который выявит все имеющиеся конфликты и поможет прийти к консенсусу. 

Однако обращаться к коучу, психологу или медиатору за решением проблемы необходимо только после того, как сотрудники уже совместно сделали шаги, о которых написано выше. Когда базовый уровень доверия друг к другу сформирован, а людей объединяют общие идеи и цели, появляется дополнительный стимул понимать окружающих и правильно преодолевать конфликты. 

Учимся новому и становимся ближе

Совместное обучение также хорошо помогает сплотить коллектив. Особенность этого подхода состоит в том, что каждый участник команды учится одному и тому же делу/навыку с нуля. Руководителю важно подобрать те направления, в которых все члены команды будут находиться в роли учеников на одном, начальном уровне знаний. 

Такой тимбилдинг может проходить в форме творческих занятий: работы с гончарным кругом, изучения игры на музыкальных инструментах и совместной записи трека, мастер-классов по живописи и других интересных активностей. 

P.S.

Несмотря на то, что формирование дружной команды – процесс небыстрый, эти пять базовых шагов помогут за короткий срок превратить разрозненный коллектив в сплочённую команду, способную достигать высоких результатов.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен». 

26 сентября 2023

Комментарии

1
  • Анастасия 04.10.2023 11:34

    Полезная статья для конфликтных ситуаций! Но считаю, что лучший способ решить разногласия в коллективе - это не допустить их появления.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов