Сфера международных грузоперевозок в последние годы сталкивается с постоянными изменениями. Сначала этому способствовала пандемия коронавируса, затем геополитические события и введение антироссийских санкций. Но потребность в движении грузов между странами никуда не делась. О том, как малому бизнесу работать с поставками из-за границы и как выбирать логистического партнёра, рассказала Мария Симакова, директор компании Agile Customs & Logistics.
Мария Симакова – основатель и директор логистической компании Agile Customs & Logistics. Получила высшее образование по специальности «Логистика». За 15 лет в найме прошла путь от менеджера до генерального директора. Собственный бизнес открыла в 2019 году. Компания Agile Customs & Logistics – международный экспедитор, который работает с малым и средним бизнесом, ввозит грузы от одного килограмма. Оборот компании в 2022 году составил 279 млн. рублей.
Многие российские компании начинают выходить на международные рынки и работать с иностранными партнёрами. Они покупают товар или сырьё не у перекупщиков внутри страны, а самостоятельно ввозят его в Россию.
Многие представители малого бизнеса сталкиваются с тем, что крупные логистические компании и таможенные брокеры не хотят с ними сотрудничать. Им интересны большие объёмы. Когда я работала в найме, у нас тоже была установка не обслуживать компании, которые ввозят в Россию меньше пяти контейнеров в месяц. Всё это приводит к тому, что у малого бизнеса зачастую нет возможности получить адекватную консультацию о том, как ввозить в страну товары и сырьё из-за границы.
Нужно искать компании, которые сотрудничают с малым бизнесом. Они точно есть, и моя компания – тому подтверждение.
При выборе логистического партнёра обращайте внимание на то, есть ли у него лицензия таможенного представительства. То есть может ли он предоставлять данные о товаре в таможенные органы и оформлять все необходимые документы. Лицензия таможенного представительства важна для ввоза из-за границы. Когда ваш груз оформляется за печатью таможенного брокера, то ответственность за него несёт логистическая компания. Когда документы сформированы от лица вашей компании и с вашей печатью, то ответственны за груз вы сами.
Сейчас изменения в вопросах международной логистики происходят чуть ли не каждый день. И менеджеры некоторых компаний иногда не хотят объяснять клиентам, что изменилось и как теперь действовать, не предлагают альтернативные пути решения задачи. Если вы сталкиваетесь с похожим отношением, обращайтесь к руководству логистического оператора. Оно зачастую не знает, что менеджеры на местах не предоставляют нормальные консультации. Обращение к руководителю может изменить ситуацию.
Это частый вопрос, которым задаются предприниматели, зависящие от иностранного сырья или товаров. Я приведу наиболее популярные маршруты и сроки доставки, актуальные для осени 2023 года. Ещё раз заострю внимание на том, что в сфере логистики изменения происходят очень стремительно. Поэтому уточняйте у вашего партнёра за неделю-две до отправки товаров, что сейчас с транспортом и какой маршрут наиболее актуальный.
Китай
-
Поездами из Шанхая до Москвы – примерно 22 дня.
-
По морю из Шанхая до Санкт-Петербурга около 45 дней, а затем ещё два дня машиной до Москвы.
-
По морю из Шанхая до Владивостока за 5-10 дней, после чего поездом до Москвы ещё 10-15 дней.
Индия
-
Доставка авиа из Мумбая до Москвы занимает 3-5 дней.
-
По морю груз из порта Мумбая (Нхава Шева) до Владивостока следует 22-25 дней, а оттуда на поезде до Москвы 10-15 дней.
-
Из Мумбая морской путь до Санкт-Петербурга составит около 40 дней и два дня на машинах до Москвы.
Турция
- Доставка морем из Турции до Санкт-Петербурга – 21 день.
Если выбирать авиадоставку, то есть прямые рейсы и транзитные. Прямые рейсы дороже, зато они экономят время. Транзитные рейсы подразумевают, что на маршруте следования будет ещё один аэропорт, из которого отправится ваш груз. Это чревато тем, что если партия большая – её могут разделить. И разные части придут в разное время.
Если иностранный поставщик не хочет, чтобы в его документах фигурировали поставки в Россию, существует легальный способ избежать этого. Предложите альтернативу – ввоз через третьи страны. Ваш поставщик в рамках контракта продаёт третьей стране, которая заключает с вами договор о поставке товара. Получается, что вы совершаете покупку не напрямую у поставщика, а у трейдера. Российская таможня к таким схемам относится с пониманием.
Ввоз через третьи страны увеличивает стоимость продукции на 7-8%. Поэтому обязательно пересчитывайте финансовую модель. Если товар становится неконкурентноспособным, нет смысла ввозить его. Ищите новых поставщиков и разрабатывайте новые маршруты. Рынок сейчас очень динамичный.
Некоторые компании предлагают ввозить груз в Россию без документов, то есть «вчёрную». Не рекомендую этот вариант, потому что высоки риски потерять груз и не выполнить обязательства перед своими клиентами.
То же самое, когда партия товара небольшая, и представители компании решают провезти его в чемодане в самолёте – и тем самым избежать таможенного декларирования. Подобные схемы могут привести к проблемам с законом.
Случается, что привычный маршрут перестаёт работать. Крупные компании менее поворотливы в таких ситуациях, но небольшие заинтересованы в поиске новых клиентов и альтернатив для них. Если вам говорят «Это невозможно!» в одной-второй-третьей компании, продолжайте поиски нового партнёра.
Мы получили одного из самых лояльных клиентов, когда его логистический оператор не смог доставить груз в Санкт-Петербург из-за прекращения полётов в северную столицу одной иностранной авиакомпании. Партнёр оставил контейнеры в финской Котке. Он передал клиенту документы на груз со словами «Дальше – всё сам». Мы растоможили груз в Финляндии, для чего поместили его на транзитный склад. А когда пришло время перевозить его машинами в Россию, Финляндия запретила въезд фур с российскими номерами. Мы использовали схему с перецепкой в транзитной зоне: до неё груз везли европейские машины, а затем – российские.
Я – за эксперименты и за то, чтобы грузы из-за границы ехали. Ищите сильного партнёра, который будет подсказывать вам пути решения.
Материал подготовлен на основе выступления Марии Симаковой на выставке Hometextile & Design 2023.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».