Мы пойдём другим путём: как выстраивать логистику в условиях «новой реальности»

Прочтёте за 3 мин.

«Сейчас над снижением затрат активно работают цифровые экспедиторы»

IT-инструменты, которые использует Константин Калинов

  • Битрикс24
  • Slack
  • Miro

В последние месяцы в России складывается непростая обстановка: закрываются границы, рушатся торгово-экономические отношения с другими странами, вводятся всё новые санкции. Все эти факторы негативно влияют на сферу логистики. Но говорить о том, что кризис охватил всю индустрию, неправильно, считает Константин Калинов, основатель платформы Raddy. О том, как бизнесу налаживать перевозки в 2022 году, он рассказал в своей авторской колонке для портала Biz360.ru.

Досье

Константин Калинов – 38 лет, серийный предприниматель из Москвы, основатель компании  Raddy (площадка для поиска специалистов из разных сфер). Окончил МГТУ им. Баумана по специальности «инженер-конструктор». В 2007 году, после окончания вуза, основал компанию «Далкос», специализирующуюся на поставках и продаже запчастей и металлообрабатывающего оборудования. Запускает IT-стартапы в различных направлениях, является ментором для других предпринимателей. Женат, в семье трое детей.

Константин Калинов

Что происходит в сфере логистики

Изменения, происходящие в последние месяцы в сфере логистики, трансформируют отрасль. Происходит разрыв логистических цепочек, смена игроков и партнёров, повышается стоимость перевозок. Рассмотрим наиболее существенные факторы, влияющие на сферу логистики. Ведь от неё во многом зависит деятельность практически всех российских компаний. 

Рост цен 

События последних месяцев приводят к неуклонному росту цен практически на все товары и услуги. В сфере логистики наиболее ощутимо увеличилась стоимость обслуживания транспорта и запасных частей. Из-за таких изменений растёт себестоимость каждого рейса, что ощущает на себе заказчик услуг грузоперевозки. В свою очередь, это приводит к подорожанию продаваемой им продукции. 

В последние годы ощущалась острая нехватка перевозчиков. Многие российские логистические компании работали с зарубежными клиентами, которые в последние месяцы покинули российский рынок. Сейчас у исполнителей появилась возможность переключиться на выполнение внутренних заказов, которых по-прежнему немало. 

Санкции в отношении России 

Именно они привели к тому, что привычные логистические маршруты оказались нарушены. Усложнилась ситуация с европейскими направлениями: авиа- и морские перевозки приостанавливаются, наземные маршруты в соседних странах перегружаются. Приходится строить новые маршруты, искать новых участников цепочки поставок. Новые пути зачастую оказываются более протяжёнными. Построение обходных маршрутов неизбежно приводит к росту тарифов на перевозки. 

Косвенно из-за санкций многие перевозчики лишились крупных клиентов. Речь идёт о тех иностранных компаниях, которые приостановили свою деятельность в России. Разрыв деловых отношений с западными партнёрами затронул и сферу логистики – часть иностранных компаний перестала работать с заказчиками из России. 

Нехватка контейнеров 

Сложности с арендой контейнеров возникли задолго до 24 февраля 2022 года – ещё в пандемию. Китайские компании стабильно отправляли свою продукцию в западные страны, однако там контейнеры простаивали из-за антиковидных ограничений. Возвращать их пустыми было затратно, поэтому они стояли на месте. Одновременно росли цены на металлы, что увеличивало и себестоимость производства новых контейнеров. 

Такая ситуация привела к увеличению стоимости перевозок в разы. Например, доставка груза в 40-футовом контейнере из Шанхая в Хабаровск стоила до пандемии коронавируса около $1200. К концу 2021 года цена превысила $10 000. 

Весной этого года ситуация усугубилась. Ведущий контейнерный оператор из Дании прекратил работу в российском направлении. Следом за ним от сотрудничества с нашей страной отказались французские и итальянские перевозчики. Разрыв отношений с российскими партнёрами планируют и немецкие контейнерные операторы. Остаются только отечественные и китайские компании. Однако по возможностям они сильно уступают западным. 

Прогноз в плане стоимости контейнерных перевозок неутешителен. Она способна вырасти до $15 000 к концу года. Спрос в России на аренду контейнеров увеличится в несколько раз. Поэтому не исключён неконтролируемый рост цен. 

Как бизнесу работать в таких условиях

Самым явным и очевидным решением становится построение новых маршрутов. Например, товары из Китая можно доставлять через Казахстан. Однако при этом существенно увеличиваются сроки и стоимость перевозок. Заказывать услуги можно в фирмах, сотрудничающих с китайскими поставщиками. Из Европы товары всё ещё можно доставлять через Белоруссию, поскольку границы не закрыты. Цены при этом изменились не сильно. Сложность заключается в другом: зарубежные партнёры пока не обрабатывают заказы, объявив тайм-аут. 

Снижение зависимости от основного поставщика 

Раньше предприниматели боролись за поставщиков, увеличивая объёмы закупок у них для получения скидки. В складывающейся ситуации лучше распределять закупки между несколькими контрагентами. Так бизнес не станет зависимым от ключевого поставщика, и ваша компания не останется без сырья или товара. 

Рекомендую обратить внимание на китайские рынки, способные в некоторой мере восполнить дефицит зарубежной продукции. Россию ожидает построение новых отношений с китайскими банками, что упростит процесс перевода денег в Китай. Стабилизируется и ситуация с логистикой. Нельзя останавливать продажи, ожидая улучшения обстановки. 

Оптимизация затрат 

Это особенно важно в постоянно меняющихся условиях. Сейчас в сфере логистики над снижением затрат активно работают цифровые экспедиторы, внедряющие новые технологии. Многие системы самостоятельно могут строить оптимальные логистические цепочки. Это относится и к мультимодальным перевозкам. 

Удобной возможностью становится расчёт стоимости доставки онлайн. В нестабильной экономической обстановке и в ситуации постоянно меняющихся цен заказчики смогут быстро узнавать актуальные тарифы. При оценке стоимости перевозки интеллектуальные системы учитывают множество параметров. Это позволяет заказчикам эффективно распределять выделенный на логистику бюджет. 

Что будет дальше с российской логистикой

Как будет развиваться ситуация в дальнейшем, зависит от характера отношений России с другими государствами. При негативном сценарии наша страна рискует оказаться отрезанной от всего мира. При оптимистичном – через какое-то время отношения между государствами восстановятся, как и логистические цепочки. Стоимость перевозок первое время будет высокой, но затем начнёт снижаться – под влиянием конкуренции и снижения себестоимости услуг. 

Несмотря на возникшие сложности в сфере логистики уже наметились возможности для снижения негативного влияния санкций. Этому способствует внедрение новых технологий, повышающих эффективность перевозок. Быстрая организация поставок, выбор новых маршрутов и постоянный контроль позволят получать товары в срок.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

31 мая 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов