Обновляйся или умри: как провести ребрендинг в растущей компании

Прочтёте за 4 мин.

Кейс от коммуникационного бюро «Хорошая история»

IT-инструменты, которые использует Руслан Серазетдинов

  • Trello
  • Tilda
  • Facebook

Рано или поздно почти всех предпринимателей посещает мысль о ребрендинге и обновлении фирменного стиля. Добавились новые услуги, компания перешла в другую весовую категорию, хочется поменять позиционирование, визуальное решение бренда со временем устарело причин для ребрендинга может быть много. О том, как провести ребрендинг в растущей компании, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал основатель коммуникационного бюро «Хорошая история» Руслан Серазетдинов.

Досье

Руслан Серазетдинов  предприниматель из Казани, основатель коммуникационного бюро  «Хорошая история», спикер TEDx, преподаватель, писатель. Бюро «Хорошая история» основано в 2017 году, компания специализируется на PR и контент-маркетинге в сегменте B2B.

Руслан Серазетдинов

Зачем нам понадобился ребрендинг

Меня зовут Руслан Серазетдинов, я основатель контент-бюро поправочка: уже коммуникационного бюро! «Хорошая история». Четыре года наша компания помогает компаниям строить коммуникации с клиентами, сотрудниками и инвесторами. Как и многие, мы начинали с моноуслуги занимались только контентом: писали тексты на сайты, для СМИ, email-рассылок и т.д.

Но со временем количество наших услуг расширилось: появился PR, маркетинг, дизайн, SMM. Команда развивалась, а бренд оставался старым. Поэтому было принято решение обновиться, чтобы фирменный стиль отражал нынешнее состояние компании. 

Рассказываю, как проходил ребрендинг и что важно учесть, если вы на это решитесь.

Нужно ли вообще менять фирменный стиль

Недавно мне на глаза попался рейтинг от «СПАРК-Интерфакс» двухлетней давности топ быстрорастущих компаний России. В списке практически не было госкомпаний и крупных холдингов, основа рейтинга бизнес, выручка которого ежегодно росла на 20 и более процентов. 

В рейтинге прослеживалась зависимость: те компании, у которых фирменный стиль соответствует запросам рынка, здравствуют и по сей день. Но были и бизнесы, у которых бренд это пациент, который скорее мёртв, чем жив. Они сегодня либо закрыты (две компании из этого списка) либо стагнируют последние новости на сайте одной из них, например, были год назад.

  • Бренд показатель развития компании. Те, кто грамотно вкладывается в «‎упаковку», получают дополнительные рыночные преимущества. Остальные остаются за бортом или застревают на месте.

Отмечу: ребрендинг (да и бренд в целом) не нужен всем и каждому. Всё зависит от этапа развития компании. Например, компаниям, которые находятся на старте и только ищут нужный продукт для своих рынков, ещё рано думать о фирменном стиле. 

Определяем кто мы

В бизнесе есть четыре этапа развития:

  • создание продукта;

  • маркетинг;

  • продажи;

  • масштабирование.

Каждый новый этап означает перестройку почти всего. Как говорил босс Mitsubishi, если количество сотрудников утроилось, то можно выбросить на помойку все прежние процессы.

У нас ушло около трёх лет на то, чтобы пройти первый уровень, после чего пришлось перестраивать все процессы. Рост команды, переезд в новый офис (у нас он случился аж трижды за последний год), внедрение дополнительных услуг, международные клиенты... Все эти факторы послужили маркерами, что нужно меняться.

Хорошая история

Под цель пришли задачи: новое позиционирование, новый сайт, новое продвижение. 

  • Мы не изменили себе: ключевыми для нас остались коммуникации для B2B-компаний в текстах, пиаре, СМИ, соцсетях. 

Смена бренда чем-то похожа на отношения с дочерью вроде уже пора на первое свидание отпускать, а тебе бы ещё лет пять ей косички заплетать. Я лично очень тяжело переходил от «контент-бюро» к «коммуникационному бюро». Однако руководители компании понимали, что полный цикл услуг на рынке востребован больше, а значит, и наше позиционирование должно соответствовать запросу.

Собираем команду

Ребрендингом бюро занимались порядка 10 человек: авторы, редакторы, дизайнер, верстальщик, SMM-менеджер и два привлечённых консультанта. По финансам я оценил инвестиции в 200 тысяч рублей и десятки, если не сотни часов работы команды. 

На старте много работали с консультантом по брендингу: начинали с плюсов и минусов компании, а закончили тенденциями рынка на десятилетнем горизонте. Консультант даёт фреймворк, рекомендации и направления, а задача команды  применить их для своей ситуации.

  • Руководители, помните: свой бизнес вы знаете лучше, чем сторонний консультант! Не получится просто взять и переложить все рекомендации в любом случае что-то будет меняться. У нас были классные находки, но интегрировать в бренд их не получилось. Не бойтесь отказываться от того, что не совпадает с вашим видением.

Хорошая история

Многие процессы шли параллельно. Например, дизайн сайта разрабатывался одновременно с контентом для страниц. Дорожная карта смены фирменного стиля выглядит примерно так:

  • стратегические сессии с руководителями для разработки позиционирования 3 недели;

  • разработка визуальной концепции и элементов контента 4 недели;

  • обновление сайта и документации 4 недели (ведётся до сих пор).

Очень важно заранее рассказывать о смене бренда не только внешней аудитории, но и внутренней. От того, насколько ваша команда хорошо понимает, «‎с чем вас едят», будет зависеть развитие компании. Ведь любой бренд это не просто название и красивый логотип, это ещё и глубинное понимание смыслов, заложенных в него. 

Хорошая история

  • Вот у нас в бренде задействован треугольник. Почему? Потому что это три стороны, три основные услуги: контент, PR, SMM. А ещё потому, что мы из Татарстана, где уважают эчпочмаки национальные треугольные пирожки :-)

Чёткое позиционирование хорошо влияет и на HR-показатели. Люди и внутри бизнеса, и снаружи, видят позитивные изменения, видят, что компания растёт, и желание взаимодействовать с нами увеличивается.

Обновляем точки контакта и создаём инфоповоды

За четыре года работы у нас набралось очень много точек контакта, где нужно обновить бренд: от таблички на двери офиса до коммерческих документов и социальных сетей. Чтобы не упустить ничего, мы запустили отдельный проект «Присутствие бренда». Его ключевой задачей стало максимальное присутствие бренда во всех точках касания с клиентами.

Хорошая история

Мы запланировали обновить все точки контакта за три месяца по пять-шесть задач в месяц. Конечно, всё можно было сделать в один момент. Объявить «день полного обновления» и… порваться. Меняться в один день это больше про крупные компании, с большим человеческим и временным ресурсом.

  • Всем, кто сталкивается с первым ребрендингом, я бы советовал делать несколько итераций перед полноценным запуском. Делать всё постепенно легче: меняетесь в одном месте, фиксируете, анализируете. В этом случае нагрузка на вашу команду и ваш карман не такая высокая.

Если посмотреть с точки зрения PR, то смена бренда в один момент это всего один инфоповод. Если же компания меняется постепенно, это создает несколько точек касания. Каждая итерация возможность для коммуникации. Обновили соцсети  отправили email-рассылку клиентам. Обновили сайт заявили об этом в соцсетях.

Подводим итоги

Результат первого этапа ребрендинга себя оправдал: это мы оцениваем по положительной реакции аудитории и по заявкам от клиентов. О количественных показателях говорить пока рано, так как новый бренд появился лишь 15 апреля.

Сейчас ясно одно   бренд нужно было обновлять, и сделали мы это более чем успешно. Работы ещё много: мы всё ещё допиливаем сайт, обновляя страницы с кейсами и статьями. По плану, этот процесс завершится в июне.

Если резюмировать, то вот принципы ребрендинга в растущей компании:

  • полагайтесь на потребности компании и рынка;

  • примите тот факт, что вы выросли и изменились;

  • меняйте все системы: ребрендинг комплексное мероприятие;

  • подключайте сторонних специалистов, но помните лучше вас ваш бизнес не знает никто;

  • не бойтесь отсеивать решения, которые не совпадают с вашим видением;

  • подключайте команду к процессам ребрендинга погружайте в изменения коллег;

  • оценивайте свои финансовые и временные возможности;

  • не пытайтесь успеть всё в один день;

  • помните, каждая итерация в ребрендинге это инфоповод. 

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

12 мая 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов