Рынок онлайн-образования активно растёт, его среднегодовой прирост, по оценкам экспертов, составляет 7-10%. Неудивительно, что это привлекает в сферу EdTech большое количество новых игроков. Но одного желания работать на растущем рынке мало, для успешной конкуренции с уже действующими игроками нужны качественные образовательные продукты. О том, как создать востребованный образовательный продукт, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала директор по коммуникациям онлайн-платформы микрообучения «Юниты» Ханна Изотова.
Ханна Изотова – 33 года, директор по коммуникациям онлайн-платформы микрообучения
«Юниты». Окончила Московский институт открытого бизнес-образования и дизайна. Занималась развитием международных проектов в сфере торгово-экономических отношений России с Черногорией и Азербайджаном. В проекте «Юниты» работает со дня основания в 2019 году.
Создание качественных образовательных продуктов – дело достаточно трудоёмкое, несмотря на распространённое мнение, что это нечто, что требует минимальных вложений, но даёт значительную маржинальность. Создатели курсов должны учесть огромное количество факторов: от выбора темы, которая будет актуальна для более-менее широкой аудитории, до грамотной упаковки.
Доказательством качества при этом будут являться два показателя: доходимость курсов (Completion Rate, COR – показывает процент завершивших обучение от общего числа тех, кто зарегистрировался на курс), а также то, насколько клиент становится лояльным, то есть, покупает ли он новые модули, и в каком количестве.
Именно поэтому большую роль играет методология, которую используют создатели образовательных продуктов. Расскажем, на какие факторы при её разработке ориентировались мы в «Юнитах», и что из этого получилось.
В широком смысле методология – это система принципов и способов построения теоретической и практической деятельности. Без неё невозможно правильно установить проблему, с которой сталкиваются потенциальные клиенты, разработать методы исследования запросов аудитории, определить наиболее эффективные методы решения этих проблем, а также подобрать оптимальные показатели для анализа эффективности.
Исследователи выделяют следующую структуру методологии:
-
Методологические основания – логика, системный анализ и т.д.
-
Логика деятельности – кто является нашим объектом, что является нашим предметом и т.д.
-
Характеристики деятельности – принципы, нормы и т.д.
-
Способы решения задач – методы и инструменты.
Рассмотрим каждый из этих элементов подробнее.
Методологические основания – это наиболее общие установки, которые влияют на создание нашего продукта. Несмотря на то, что в каком-то смысле они являются достаточно банальными, не рекомендуется пропускать этот этап, так как он значительно влияет на все последующие шаги.
В случае с образованием для предпринимателей базовой установкой является то, что пользователям всё меньше нравится классическая концепция онлайн-курсов: им кажется, что когда их оставляют со сложным контентом и практическими заданиями «один на один», то разработчик курса показывает отсутствие интереса к результатам учеников. При этом предпринимателям всегда не хватает времени – по статистике, 60% предпочитает тратить на образование не более двух недель.
Методолог платформы «Юниты» Михаил Дашкиев, анализируя данные основания, пришёл к выводу, что для решения этих проблем нужно работать по принципу микрообучения, сочетая в уроке концентрированную теорию и практические задания на отработку конкретного навыка.
Этот элемент методологии включает в себя работу с субъектом, объектом, формой и средствами и методами деятельности, а также с результатом.
Иными словами, отвечает на вопрос – кто является целевой аудиторией, какие проблемы существуют у её представителей и как их можно решить. В зависимости от ответа на эти вопросы на рынок выходят различные типы продуктов:
-
«Тяжеловесные» и монументальные продукты. Чаще всего они создаются для той аудитории, которая хочет освоить, например, новую профессию.
-
Легко усваиваемые продукты, миссия которых – общее расширение кругозора потребителей контента. Их делают, например, различные культурно-образовательные платформы.
-
Продукты, сочетающие в себе различные форматы.
Мы в «Юнитах» сфокусировались на третьем пути, потому что нашей задачей видели создание образовательных продуктов для предпринимателей, которые они могут в дальнейшем активно использовать в своей работе. Это можно сделать, только сегментировав контент – каждый юнит достаточно прост в изучении и направлен на один конкретный навык, однако прохождение нескольких единиц контента даёт более глобальный эффект.
Эта часть методологии описывает ключевые принципы, на которых строится образовательный продукт. После определения методологических оснований и логики деятельности становится очевидным, чего мы хотим, чтобы учащиеся достигли в конце курса. Это же определяет ключевые принципы работы:
-
Синхронное или асинхронное обучение.
-
Кастомизированный формат или универсальный.
-
Тьюторинг и наставничество или общие лекции.
Каждый из этих принципов может существовать и давать свои плоды – опять же, всё зависит от той цели, которую должны достигнуть студенты по окончанию курса.
Мы в «Юнитах» определяем ключевой принцип так – Learning by doing. То есть наша основная задача – сделать так, чтобы в конце занятия наш слушатель освоил конкретный бизнес-навык. Например, если речь идёт про настройку рекламного кабинета, то чтобы он не просто его настроил, но и запустил первую рекламную кампанию. А если речь идёт про выстраивание бизнес-процессов, то прописал схему одного процесса и точки контроля конкретно для своего бизнеса.
После того, как определены три других слагаемых методологии, можно приступать к самому последнему шагу – определению тактики. На этом этапе создателю продукта необходимо определить, как будет происходить взаимодействие с пользователем, чтобы ему было удобно:
-
Где будет происходить обучение (платформа-провайдер услуг или собственная разработка);
-
Как будет осуществляться проверка домашнего задания;
-
Что будет являться результатом успешного прохождения курса;
-
Как сам пользователь будет определять успешность прохождения курса для себя.
Все эти моменты будут напрямую влиять на то, вернётся к вам слушатель или нет.
Методология «Юнитов» строится вокруг собственной IT-платформы, которая позволяет одновременно изучать теоретическую часть, общаться с инструктором и работать с воркбуком. Выстроить этот процесс сложнее и финансово затратнее, чем, например, работать с платформой-поставщиком услуг, однако мы понимали, что основной результат для нас – это освоенный слушателем навык, а значит, создание такого софта было для нас единственно возможным решением проблемы.
Правильно разработанная методология – это залог успеха того, что и у создателя, и у потребителя образовательного продукта ожидания совпадут с реальностью. А это значит, клиент на выходе получит именно то, на что он рассчитывал при покупке, что он останется довольным и вернётся снова.
Статистика «Юнитов» подтверждает такой подход: с 2019 года было проведено более 48 000 индивидуальных сессий, NPS которых составлял 9. При этом конверсия в повторную покупку составила 61%.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».