Учиться нельзя работать: нужно ли предпринимателю высшее образование

Прочтёте за 15 мин.

Основатели ярких проектов – о том, что действительно нужно в бизнесе

Одним из ярких событий ПМЭФ-2018 стала дискуссия предпринимателя Олега Тинькова и журналиста Владимира Познера. Среди прочего бизнесмен заявил: «Чтобы быть предпринимателем, не нужно никакого образования. Нужно иметь природный талант, цепкость, силу воли и характера. Ты должен любить находиться в стрессе, быть психологом и стратегом. Предпринимателю скорее даже вредит образование. Если мой сын бросит университет через три курса, это будет самая лучшая для меня ситуация». Накануне приёмной кампании в вузы портал Biz360.ru попросил действующих предпринимателей оценить слова Тинькова и рассказать о своём видении проблемы: стоит ли потенциальному предпринимателю идти в вуз?

«Общежитие предопределило
мою нишу в бизнесе»

Вадим Волков

Вадим Волков, основатель проекта StirkaTime, Санкт-Петербург 

  • Проект  StirkaTime зарабатывает на прачечных самообслуживания, производстве и продаже ландроматов. Вадим Волков окончил Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

Отсутствие высшего образования никак не скажется на начальных успехах в бизнесе. Когда я запускал первую прачечную самообслуживания на втором курсе, занятия только мешали - отвлекали от того, что действительно хотелось делать. С другой стороны, обучение в вузе помогает выработать дисциплину, усидчивость, системность. Также в процессе обучения можно обзавестись друзьями и знакомыми. И чем лучше ВУЗ, тем более интересные люди будут тебя окружать на протяжении 4-5 лет. Кстати, сейчас у меня работает несколько инженеров, с которыми я учился на потоке.

Я выбирал вуз по совокупности факторов: бюджет, техническое направление и наличие общежития, так как основной целью было - переехать из Уральска в Санкт-Петербург. И, как оказалось, поступление в вуз предопределило моё направление в бизнесе. Именно отсутствие стиральных машин в родном общежитии натолкнуло на мысль о создании прачечной самообслуживания. Сегодня я бы, скорее всего, выбрал менее сложное техническое направление. Сопромат и теоретическая механика оказались не нужны в предпринимательской жизни. А количество сил и времени этим предметы забрали много! 

И ещё. В самом начале пути я не строил финансовой модели хотя бы «на салфетке» - не умел. Понимание того, как правильно считать деньги, прогнозировать финансовые потоки помогло бы развиваться на старте быстрее. Думаю, обучение на экономическом факультете было бы более эффективным, чем мой «инженер-проектировщик».

Самый важный навык для предпринимателя - это навык продавать. Любой товар или услугу, который он создает, нужно продавать - на первых шагах самому. Если предприниматель не умеет и не знает, как описать, заинтересовать и увлечь своим продуктом, то вероятность успеха очень мала.

Если выпускник школы желает «делать бизнес», я всё же рекомендовал бы идти в вуз. Однозначно, востребованы будут сфера IT, программирование, робототехника, интернет-маркетинг и, всё, что связано с цифровыми технологиями. Как минимум, вы найдёте людей, которые будут полезны в будущем. Начать делать что-то своё можно и параллельно. Хорошо пойдёт - на вуз просто не останется времени. Получится совмещать - тоже хорошо. 

  • Читать статью о проекте StirkaTime
«Практика важнее теории»

Игорь Фролов

Игорь Фролов, основатель компании Nordwestfur, Великий Новгород

  • Компания  Nordwestfur производит верхнюю одежду как для активного туризма, так и для прогулок по городу. Компания основана в 2008 году. Игорь Фролов окончил ПТУ №38 в Волгограде, специальность «оператор ПЭВМ, программист».

У меня среднее специальное образование, и его оказалось вполне достаточно. Если бы можно было вернуться в прошлое, я бы не стал ничего переигрывать.

На самом деле для бизнеса не нужны какие-то профильные знания: узких специалистов всегда можно нанять. К тому же всё быстро меняется, и любые знания постоянно нужно обновлять. А вот настойчивость, терпение и силу воли с помощью образования не получишь. Это образ мышления. Большинство навыков, которые нужны для ведения бизнеса, я получил от родителей.

Чему можно научиться предпринимателю, так это стрессоустойчивости, умению принимать верные решения под давлением обстоятельств, общаться с людьми, правильно и точно доносить свои мысли. Систематизировать и анализировать информацию. Я всему этому научился сам. Всегда любил читать.

Важно понимать психологию. Предпринимательство - это постоянное общение. Надо грамотно «разруливать» дела с теми, кто тебе должен и теми, кому должен ты, с сотрудниками, поставщиками, клиентами, чиновниками. Я вообще не уверен, что этому можно научить.

Самый важный урок, который я получил как предприниматель - это то, что твоё дело нужно только тебе. Нельзя пускать рабочие процессы на самотёк. Конечно, этому может научить только опыт. Как и тому, что нужно ценить хороших работников и как можно скорее избавляться от плохих, даже если они неплохие люди.

Если выпускник школы желает «делать бизнес» в какой-то сфере, и не знает, с чего начать, стоит пойти в подмастерья и не терять времени на высшее образование. Практические знания и навыки в бизнесе важнее, чем самая крутая теория.

  • Читать статью о проекте Northwestfur
«Высшее образование –
не просто набор знаний»

Андрей Чумаков

Андрей Чумаков, основатель компаний NewLawyers и Solver, Москва

  • У Андрея Чумакова два бизнеса – классическая юридическая компания NewLawyers и сервис облачного юридического аутсорсинга «Solver/облачные юристы». Андрей Чумаков окончил юрфак Алтайского государственного университета, является кандидатом юридических наук. Более 10 лет работал в одной из компаний «Большой четвёрки», после чего запустил собственный бизнес.

Я не вполне разделяю позицию Олега Тинькова. Да, с одной стороны, предпринимательству нельзя научиться в вузе, большинство бизнес-компетенций познаются исключительно на практике. С другой стороны, высшее образование – это не просто набор определённых знаний, его миссия гораздо значительней.

Во время учёбы в университете при грамотной постановке процесса прививается системность мышления, формируется умение добиваться поставленных целей, расширяется кругозор. Думаю, ни одному человеку ни в одной профессии эти компетенции не помешают.

Ещё один важный аспект – во время учёбы в вузе мы обзаводимся знакомствами и полезными связями. К примеру, я до сих пор время от времени обращаюсь по тем или иным вопросам к своим однокурсникам, так же – и они ко мне; в каких-то моментах мы помогаем друг другу информацией, а в каких-то – можем взаимовыгодно сотрудничать.

Самый важный урок, который я получил как предприниматель – быть ответственным: перед клиентами, партнёрами, сотрудниками. Задача клиента должна быть выполнена качественно и в срок – это главный принцип, на котором я строю свой бизнес.

«Самообразование может быть эффективнее»

Андрей Терёхин

Андрей Терёхин, основатель компании VR Corp, Новосибирск

  • VR Corp - производитель устройств и разработчик приложений виртуальной и дополненной реальности. Проект стартовал в 2016 году с производства картонных 3D-очков. Андрей Терёхин учился в Сибирской академии государственной службы. До основания VR Corp занимался бизнесом в сфере IT и лицензионного ПО.

На мой взгляд, предпринимателю необходимо образование – я вот учусь постоянно. Но высшего образования у меня нет, и я никогда не страдал от его отсутствия.

У общего образования есть определённые недостатки: оно усредняет способности людей. Например, в школе я сразу прочитывал весь учебник по литературе до конца и, когда на уроке читали по абзацам, был на пол-учебника впереди. Или на 4-5 курсе в СибАГС, когда мне нужен был менеджмент, вместо него давали уроки госуправления и геополитики, совершенно мне тогда не интересные. Такой подход очень ограничивает. Конечно, ради диплома можно было и досидеть, но зачем? За всю жизнь у меня его ни разу и не спросили.

С другой стороны, я был бы рад, если бы в своё время больше уделил вниманию изучению физики и математики. Очень хотел бы иметь тот базис, который дают, например, в томском политехе или MIT - Массачусетском технологическом институте. Был бы рад, если бы кто-то лет десять назад дал мне те уроки маркетинга и менеджмента, которые я сейчас могу преподавать из своей практики.

Образование нужно, но вопрос в его качестве. Если в школах и вузах изучают устаревший Pascal, то эффективно будет потратить то же время на YouTube-ролики по современным языкам программирования. Самообразование сейчас может быть более эффективным.

Способности к быстрому обучению, самоорганизации и управлению ресурсами – это вообще важнейшие качества предпринимателя. Я постоянно вижу, как люди не вписываются в повороты рынка. Многие думают, что их модель бизнеса вечная. Но меняются технологии, отношения, законодательство. Поэтому нужно постоянно изучать всё новое и умело применять ресурсы, инвестируя их в будущее.

Самый главный урок, который я усвоил как предприниматель - не бояться неудач. Они бывают у всех, вплоть до полного крушения. Важно при этом начать следующую попытку. Этому не научит вуз и школа. Среда и сам жизненный этап не позволяют опуститься до той грани потери, когда это будет действительно ощутимо.

  • Читать статью о проекте VR Corp
«Вуз - это отличная возможность
найти сферу для бизнеса»

Иван Шпигоцкий

Иван Шпигоцкий, владелец компании Razor-Russia, Москва  

  • Razor-Russia - официальный дистрибьютор американских самокатов Razor. Иван Шпигоцкий приобрёл её в 2013 году. С 19 лет предприниматель работает на себя. Начинал с «островка» с подарками в ТРК «Афимолл». 

На мой взгляд, для потенциального предпринимателя в высшем образовании больше плюсов, чем минусов. Из очевидных это нетворкинг; умение выкручиваться, быстро искать нужную информацию, не теряться в стрессовых ситуациях; умение структурировать информацию и извлекать из большого её объема самое ценное.

Но есть и минусы. В процессе обучения у человека меняется взгляд на многие вещи - часто он начинает смотреть на них глазами преподавателей. А предпринимателю лучше иметь чистый разум, без рамок, стандартов и невидимых барьеров. Второй минус - это потеря времени. Но, думаю, если у человека есть эта тяга к предпринимательству, он просто не сможет отучиться 4-6 лет, не начав параллельно заниматься бизнесом. Большинство моих знакомых предпринимателей совмещали бизнес и учёбу, начиная с 3-4 курса. Не припомню тех, кто бы бросил вуз ради предпринимательства.

Если 18-летний выпускник школы страстно желает «делать бизнес» и ещё не выбрал нишу, я бы всё-таки посоветовал идти в вуз. Это отличная возможность завести новых знакомых, увеличить количество входящей информации и быстрее найти сферу, в которой ты как раз и запустишь свой первый бизнес.

В среде предпринимателей важно, кто каких результатов добился, а не в каком вузе обучался. Разговор на тему образования заходит крайне редко.

Самый важный урок я получил из практики: надо всегда знать показатели своего бизнеса и держать их под контролем.

  • Читать статью о проекте «Razor-Russia»
«Ничего нового «вышка» мне не дала»

Владимир Липатов

Владимир Липатов, основатель компании «Убер шеф», Москва

  • Сервис вызова повара на дом или в офис «Убер шеф» был запущен в 2014 году. Его основатель Владимир Липатов занялся бизнесом в 16 лет (1990 год) - привозил сыр из Нижнего Новгорода и продавал на рынке у метро «Баррикадная». В 2012 году окончил Институт гуманитарных и социальных знаний (Казань), специализация – менеджмент.

Я согласен с Тиньковым. Если ты предприниматель, если есть внутри эта жилка, то никакой вуз тебя этому не научит. В лучшем случае - поможет структурировать мысли по развитию и систематизации бизнеса. И то постфактум. Какую-то базу знаний, наверное, стоит получить заранее - в налогообложении, трудовых отношениях, маркетинге. Остальное - только практика.

Я после школы занялся бизнесом. Уже будучи директором компании-дистрибьютора смазочных материалов получил «вышку» заочно. Мне она ничего нового не дала - даже в плане нетворкинга. Просто нужно было иметь в кармане диплом. Среди моих знакомых есть несколько предпринимателей, которые получили высшее образование уже после того, как чего-то добились. В основном, они заняты в дистрибьюторском бизнесе.

Самый важный урок, который я выучил как предприниматель: делай, что считаешь нужным. Принимай решения быстро и не оглядывайся назад. Ни вуз, ни школа тут не помогут.

Желающему «делать бизнес» я бы посоветовал сразу же – как только пришла в голову идея - начинать делать бизнес, что бы ни подразумевал человек под этим словом. Главное - законный и прибыльный. Попробовал и получилось - развивай, расширяй, увеличивай. Не выходит - можно устроиться к кому-то с похожим профилем бизнеса и изучить его успехи изнутри.

Когда могут посмотреть на диплом? Только при найме на работу. Но и тут - скорее, более ценны достигнутые ранее результаты. Впрочем, если нанимает HR, сам являясь наёмным сотрудником, отсутствие «корок» скорее - барьер. То есть в малом бизнесе важнее результат, а в корпорации - выполнение пунктов требований к открытой вакансии.

  • Итоги бизнес-года: как дела у игроков индустрии общественного питания

«Главный источник знаний – это люди»

Мария Бородецкая

Мария Бородецкая, CEO культурной платформы «Синхронизация», Москва 

  • Компания «Синхронизация» проводит образовательные лекции по искусству. Сооснователь и CEO проекта Мария Бородецкая окончила Московский университет экономики, статистики и информатики по специальности «маркетинг». До участия в проекте семь лет работала в рекламной сфере.

В утверждении Олега Тинькова есть правда, но есть и некоторое преувеличение. Я не знаю вуза, в котором вас научат быть предпринимателем. Но в университете вы можете научиться думать, работать в команде, координировать действия других и добиваться своего в непростых переговорах на сессиях.

Я изучала маркетинг в МЭСИ. При этом знаю много прекрасных маркетологов, которые по образованию историки, филологи, социологи и даже искусствоведы. В этой области всё быстро меняется - многое из того, чему меня учили в 2010-м, совершенно не актуально в 2018-м.

Своим детям я предложу получить фундаментальное образование - мехмат, физфак, история, философия и т.д. Лучше учиться строить сложные логические цепочки, чем узнать про брендинг товарного семейства.

Меня окружают предприниматели с совершенно разным бэкграундом - и все они не перестают учиться каждый день. Как учусь я? Книги, онлайн-курсы, конференции. Применение новой информации на практике.

Главный источник знаний - это люди. Когда у меня есть вопрос, я первым делом ищу профессионала в нужной области и кормлю его вкусным обедом. И, конечно, собственный опыт провалов и успехов - при условии здоровой рефлексии. Всегда полезно сесть и подумать 30 минут в тишине, почему переговоры прошли именно так, и что можно сделать в следующий раз иначе.

  • Читать статью о проекте «Синхронизация»
«Доступность информации сегодня поражает»

Татьяна Попова I.jpg

Татьяна Попова, основатель проекта «Банка», Тюмень-Москва

  • Проект по производству подарочного варенья  «Банка» запущен в 2014 году. Его основатель Татьяна Попова окончила Тюменский нефтегазовый университет, факультет технической кибернетики. До запуска собственного бизнеса работала инженером, арт-директором журнала, техническим директором рекламно-производственной компании. 

Согласна с Олегом Тиньковым. Чем больше наблюдаю, тем отчетливее вижу, что предпринимателем может быть далеко не каждый. Это действительно заложенный природой талант и определённый склад психики. Вуз может быть полезен для профильных специальностей, таких, например, как инженер буровых установок, архитектор, врач или строитель. Для предпринимателя лучшая школа – это жизнь. Кроме того, сейчас есть немало альтернатив классическому высшему образованию. Доступность информации просто поражает.

Я училась в техническом вузе на факультете технической кибернетики. Выбор был сделан по трём причинам: пошла по стопам родителей, по баллам проходила без экзаменов и предполагала, что за компьютерными технологиями будущее, в какой бы сфере они не применялись.

Образование было полезно в нескольких аспектах. Навык концентрации, постановки целей, достижения результатов. Групповая учёба и работа дают возможность понять свой уровень способностей, слабости и таланты. Раскрываются лидерские качества, если они есть. Программирование и автоматизация оказались очень прикладными науками. А вот высшая математика, которую мы изучали до пятого курса, мне ни разу не пригодилась. Культурология, история, философия, химия не отложились ни в памяти, ни в опыте.

Самостоятельно пришлось добирать:

  • Продажи. Без этого навыка невозможно стать предпринимателем.

  • Навыки коммуникации, ведения переговоров, конфликтология и т.д.

  • Управление финансами в предпринимательстве. Практические знания, а не университетская теория.

  • Маркетинг, PR.

  • Умение презентовать свой продукт, услугу. Ораторское искусство.

  • Управление проектами.

  • HR и понимание компетенций людей, умение их видеть, выявлять и грамотно использовать.

  • Развитие творческих каналов реализации.

Всё, что связано с психологией. Узнать, понять, принять себя. Увидеть свою уникальность. Понимать причинно-следственные связи своих поступков, мыслей, мотивации. Осознанность, понимание глубинной природы себя и взаимодействия людей.

Самый важный урок, который я получила: предпринимательство – это не работа, а продолжение жизни. Его невозможно отделить от себя.

«Образование важно. Любое»

Екатерина Сбоева

Екатерина Сбоева, коммерческий директор компании «Фермерская форель», Екатеринбург  

  • Семейное предприятие «Фермерская форель» с 2011 года практикует выращивание рыбы в естественной среде. Екатерина Сбоева окончила Уральский государственный экономический университет (специальность «менеджмент»). 

Я полностью согласна с тем, что предпринимателя отличает характер и определённый набор качеств. Примерные ученики обычно становятся классными специалистами в узких сферах.

Но когда ты, будучи предпринимателем, замыкаешься на своём опыте и знаниях, есть шанс быстро отстать от прогресса. Мир меняется каждую секунду и тебе на смену так же быстро придут молодые, амбициозные, жаждущие работать люди. Поэтому образование важно. Любое. Главное - желание учиться. Знания я могу получить хоть откуда: Google, книга, курсы, общение, лекция в университете.

В школе и в университете я училась плохо, много прогуливала. Мне всегда надо было идти против системы, я вечно спорила и нарушала правила. Большинство учителей меня не любили, но были единицы, кто мудро пытался направить энергию в позитивное русло. Всё это повторилось и в университете. Несколько раз стоял вопрос об отчислении. Однако, именно вуз научил меня бороться и добиваться своих целей.

Честно говоря, жажда к знаниям у меня появилась только по окончании вуза, когда я начала работать. Я понимала, где у меня пробелы, начала ходить на курсы фонда поддержки предпринимательства. Там я и поняла, что хочу открыть собственное дело.

Главное, что я поняла: невозможно не получить результат, когда что-то делаешь. Просто делай и не останавливайся. Стала бы я такой без института? Думаю, нет. Стала бы я своего ребёнка отдавать в вуз? Безусловно, да. Вопрос только, в какой вуз, какого города и какой страны.

  • Читать статью о проекте «Фермерская форель»
«Начинать бизнес после третьего курса проще,
чем после школы»

Игорь Рубанов

Игорь Рубанов, основатель проекта Rubis Cookies, Санкт-Петербург

  • Бюро сладкой архитектуры Rubis Cookies основано в 2013 году. Студия специализируется на производстве необычных сладостей. До запуска бизнеса Игорь Рубанов учился в Иркутском государственном лингвистическом университете на преподавателя-лингвиста и несколько лет работал барменом.

Готов согласиться с Олегом в том, что талант, цепкость, силу воли и характер в рамках высшего образования вряд ли получится воспитать. Многие публичные лидеры действительно бросили обучение и не стали «просиживать штаны». Но есть нюанс: изначально эти люди всё-таки где-то учились и только в процессе поняли, что им важно и нужно совсем другое. Уходить в бизнес с третьего курса гораздо проще, чем вовсе не начиная обучение.

В 2002 году я выбрал для себя специальность лингвиста, так как учился в профильной школе с углубленным изучением английского и немецкого. В целом обучение нахожу полезным - как раз первые три курса, дальше которых я и не продвинулся, увлекшись КВН. Учёба в вузе, на мой взгляд, полезна тем, что открывает огромное количество возможностей перед молодыми людьми. Все эти конкурсы, гранты, стипендии - пробуй, смотри и участвуй. Неизвестно, чем это всё обернётся. В процессе поймёшь и отсеешь лишнее.

Но если ты понимаешь, чем хочешь заниматься, то идти в подмастерья и расти профессионально гораздо полезней, чем переваривать огромное количество информации, которая не факт, что пригодится.

Я знаю много предпринимателей, которые либо бросили вуз, либо заняты в сферах, далеких от их образования. Никто из них не жаловался на бесполезность знаний и зря потраченное время. Кому-то помогли завязанные во время учёбы знакомства, кто-то пока учился, понял, чем хочет заниматься.

Чему обязательно надо научиться предпринимателю - так это, на мой взгляд, чётко расставить приоритеты и делегировать ответственность, высвобождая время для стратегических задач. Ещё – быстро разбираться в задачах и принимать решения.

К курсам и семинарам для предпринимателей я отношусь скептически, так как полученная там информация в большинстве случаев бесполезна. Гораздо эффективнее узкоспециализированные встречи и воркшопы.

Главный урок, который я выучил как предприниматель: чем крупнее бизнес, тем больше ответственность - за сотрудников и за само дело. Постоянно приходится решать задачи, к которым ты не готовился. Этому в вузе не научат.

  • Читать статью про проект Rubis Cookies
«Можно учиться и заниматься бизнесом»

Павел Белов

Павел Белов, сооснователь сервиса Get in Line, Новосибирск 

  • Сервис онлайн-записи и бронирования услуг Get In Line – проект предпринимателей Павла Белова и Егора Мантурова. Павел Белов имеет высшее экономическое образование (НГУЭУ, 2013); бизнесом занимается с 2011 года – запускал собственное агентство интернет-маркетинга, работал над созданием сайтов интернет-магазинов. 

Я согласен с Тиньковым, но частично. Всё же я хотел бы, что бы мои дети получили классическое образование, которое ценится в мире. Возможно, в зарубежных вузах. Предприниматель не может стать хуже от образования. Его природный талант, цепкость и прочее никто не отнимет - эти качества только усилятся. При этом, естественно, в вузах не научат быть предпринимателем. Этому можно научиться только самостоятельно.

С 7 по 10 класс я планировал поступать в НГТУ на факультет энергетики и работать инженером. Но в 10 классе мои интересы изменились. Я захотел стать бизнесменом и пошел учиться в НГУЭУ на экономиста. У меня был отличный пример перед глазами: родители к тому времени занялись бизнесом. Я видел все плюсы и минусы этого занятия.

Само образование не принесло много пользы. Какой смысл знать науку, если её не учат применять в реальной жизни? Однако, в институте я приобрел очень важный для любого предпринимателя навык – умение выкрутиться из любой ситуации. А по сути - быстро и чётко принимать решения. Кроме того, приобрёл навык делового общения, научился находить разные подходы к людям. Это базовые навыки любого предпринимателя.

Выпускнику, который сегодня заканчивает школу и хочет быть бизнесменом, я бы посоветовал не отказываться от классического образования. Но обязательно попробовать заняться бизнесом в процессе обучения. Продавать что-то через соцсети, оказывать какие-то услуги. Чем раньше вы начнёте учиться на практике, тем лучше.

«В первую очередь нужно учить психологии»

Андраш Густи

Андраш Густи, основатель проекта Hello Poster, Санкт-Петербург

  • Глава компании по производству постеров Hello Poster и мастерской по созданию мобильных приложений «Бегемот-Бегемот» окончил Ужгородский национальный университет, факультет романо-германской филологии (2008 г.). До запуска собственного бизнеса в 2013 году работал в Levenhuk Inc. 

Предпринимательство - это профессия, но получить её можно только через практику. И да, я согласен с тем, что академическое образование может стать ограничивающим фактором. Подчеркну, что речь идёт именно о предпринимательстве. Каким в результате получится человек в других аспектах жизни - уже совершенно другой вопрос.

Я поступил туда, куда было легче поступить. Образование было полезным, так как помогло мыслить системно и структурно, излагать мысли. Но в моем окружении есть люди, которые сделали успешный бизнес без университетского диплома – в разных сферах: торговля, развлечения, гостеприимство, сервис, производство.

Чему надо точно учиться предпринимателю, так это умению убеждать - для продаж и найма, и умению видеть закономерности и слушать людей - для формирования рыночного предложения. Эти умения лежат в плоскости психологии. Вот ей, мне кажется, и нужно учить предпринимателей в первую очередь.

Главный урок, который я вынес как предприниматель: бизнес делают две вещи: востребованный продукт и классная команда. Вуз не сыграл роли в этом умозаключении.

Выпускнику школы, который хотел бы заниматься бизнесом, я бы советовал сразу начинать заниматься свои делом. В идеале - под присмотром опытного предпринимателя.

  • Читать статью о проекте Hello Poster
«Вуз учит структурировать знания»

Александр Хрусталёв

Александр Хрусталёв, владелец компании Firecup, Москва

  • Firecup - компания по производству декоративных уличных очагов. Основана весной 2014 года. Александр Хрусталев окончил Красноярский торгово-экономический институт КГТЭИ, факультет организации общественного питания. До запуска собственного бизнеса работал в менеджменте продаж. 

Вуз учит структурировать знания и ответственно подходить к срокам выполнения задач. Первые три курса дают основную базу знаний, навыков и формируют круг общения. Не случайно самые прочные связи в дружбе как раз со студенческой скамьи. Углубленное изучение предметов по специальности предпринимателю обычно не нужно. Остальные знания можно добирать по мере повышения своих компетенций.  

Я выбирал вуз по принципу «чтобы не идти в армию» - без какой-то учебной цели. Если бы можно было переиграть, выбрал бы фундаментальные знания (физика), а после первых трёх курсов ушел в бизнес. 

Главный навык предпринимателя - это системный подход. Второй – всё время смотреть на 360 градусов. Третий - маркетинг, как правильно продать и подать свой продукт.  

Если выпускник школы желает сразу «делать бизнес», я бы рекомендовал всё же поработать «на дядю» 2-3 года, так как именно в этот момент закладываются основные знания - как правильно вести бизнес, общаться с людьми, и т.д. Это поможет избежать многих ошибок. Чем сильней и требовательней будет руководитель, тем лучше для дальнейшего развития.  

  • Читать статью о проекте Firecup
«Вуз – одна из форм социализации»

Сергей Тонков

Сергей Тонков, основатель бренда St. Friday Socks, Санкт-Петербург 

  • В 2015 году журналист и маркетолог Сергей Тонков основал бренд цветных носков St. Friday Socks, приобретя на средства инвестора производство в Ленинградской области. Учился в Уральском федеральном университете им. Ельцина по специальности «химик-технолог». 

Если говорить про таланты, которыми должен обладать предприниматель, то, конечно, Олег Тиньков прав. И это даже не полный список. Я бы добавил ещё хорошую фантазию и способность выходить за привычные рамки игры, азарт, любопытство. Да много всего. Но любой талант требует огранки, любой навык - практики. Нельзя выехать на одном лишь даровании, потребуется ещё миллион сопутствующих навыков. В том числе самый важный из них - социализация. Ведь предприниматель должен уметь увлечь идеей целую армию людей - как сотрудников, так и клиентов. И вот вуз - это одна из школ социализации. Не единственная, но самая понятная и доступная.

Я поступал в вуз в 1996 году на отделение журналистики. Тогда же начал работать журналистом в ежедневной газете. Я не поступил, но тут пришёл босс, главред издания, и поздравил меня: если бы поступил - он бы меня уволил. Мотивировал просто: журналистике в России учат лузеры, оторванные от реальности. В 1997-м я поступил - уже не на журфак, - и бросил на втором курсе. Подумал, что карьера химика мне не интересна. И нет, я не жалею об этом. Даже, если бы машина времени вернула меня в конец 90-х, то поступать мне было бы просто некуда - маркетингу ещё не учили. Моими учителями стали мои коллеги, руководители и партнёры.

Став предпринимателем, я вижу желание молодежи перенять реальный опыт. И когда спрашивают: а стоит ли учиться в вузе, я отвечаю - да! Надо получить теорию, потом закрепить её в реале. За свой счёт или за счёт работодателя - тут уж как повезёт или захочется. Никто не мешает работать, оставаясь студентом. Когда тебе 20 лет, то турборежим переживается незаметно для нервной системы.

  • Читать статью о проекте St. Friday Socks
«Была ли учёба полезной? Вряд ли»

Юлия Моллаева

Юлия Моллаева, основатель проекта «Я с мамой на концерт», Санкт-Петербург

  • Проект «Я с мамой на концерт» - это концерты живой музыки для родителей с детьми. Юлия Моллаева окончила Туркменский государственный университет. До запуска собственного проекта занималась дизайном и оформлением интерьеров, работала торговым представителем итальянских компаний-производителей. 

Согласна с Тиньковым, если речь идёт о классическом государственном образовании. Эта система с детского сада учит детей подчинению, подавляет личность и жажду знаний. В моём окружении есть предприниматели, которые стали успешными, не закончив вуза.

Я выбрала для себя один из престижных вузов. Потому что учиться в нём - круто, и родственники ждали такого шага. Было ли это полезно? Вряд ли. Скорее, трата времени. Если бы можно было переиграть, сразу бы пошла «в поля», учиться практике. Из дополнительного образования полезной для меня была «Школа SММ-специалиста» Эльнары Петровой. Помогло разобраться с делегированием полномочий и продвижением бизнеса.

Самый важный урок, который я выучила как предприниматель: нужно понимать, чем ты на самом деле занимаешься. Быть честным перед самим собой и твёрдым в своих убеждениях.

  • Читать статью о проекте «Я с мамой на концерт»

«Обесценивание высшего образования -
это лукавство»

Мария Панкратова
Мария Панкратова, совладелец и директор компании Ideallo, Москва 

  • Утяжелённые одеяла Ideallo используются для нормализации сна и борьбы со стрессом. Мария Панкратова в 2006 году окончила Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ), специализация – «Дошкольная психология и педагогика», «Клиническая психология». До запуска своего бизнеса в 2010 году работала в ГОУ №1708 руководителем подразделения «Лекотека». 

Я ещё ни разу не видела, чтобы предприниматели мерялись между собой образованиями. Но замечала, как меряются вузами своих менеджеров. Ну и не случайно дети успешных предпринимателей учатся в хороших вузах. Так что обесценивание высшего образования - это некоторое лукавство. Дело не в вузе и дипломе, а в том, что ты смог из этого извлечь: опыт решения проблем, знания, связи, умение учиться, возможно наставники. Если ничего не смог приобрести кроме красного диплома, то да - печаль.

Многое зависит от педагогов. Есть такие, которые заставлять самостоятельно мыслить, принимать решения, рассуждать, отстаивать свою точку зрения, а не заучивать и верить. Но их мало, и работают они действительно в лучших вузах.

Урок, который я выучила как предприниматель: хороший наставник действительно важен.

Если выпускник школы желает «делать бизнес», я бы посоветовала хорошо подумать, нужно ли ему это. Никакого противоречия между «иди работай» и «иди учись» я не вижу. Если вуз мешает делать какое-то действительно важное дело, то просто расставьте приоритеты.

  • Читать статью о проекте Ideallo
«Вуз – это площадка для старта»

Владимир Григорьев

Владимир Григорьев, основатель бренда Afour, Cанкт-Петербург 

  • Компания Afour с 2007 года производит обувь по индивидуальному заказу. Владимир Григорьев окончил Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (кафедра экономики).

Не могу согласиться с Тиньковым на все сто. Тут многое зависит и от личности, и от учебного заведения. Вуз - это площадка для старта, новые знакомства, кругозор. Главное понимать, что обучение - это бесконечный процесс.

Я выбрал институт, исходя из приоритета наук. Когда, спустя три года, я понял, что это совсем не моё, то стал жалеть о потерянном времени. Но друг семьи встряхнул меня. «Расслабься, - сказал он, - главное вуз уже сделал: научил тебя учиться и структурировать информацию». Если бы была возможность переиграть, я бы подумал о промышленном дизайне. Дизайн-образование учит визуализировать идеи и быстрее доносить их.

Чему реально нужно учиться предпринимателю? Работать в стрессе, но главное - уметь его предвидеть и обойти. Ну и, конечно, коммуникации. В плане самообразования я больше люблю читать и общаться с коллегами, чем посещать курсы и семинары. Уверен, что через себя мы должны прогонять только чистые знания, а не сформированный пакет навыков от другого человека, так как невольно начинаем копировать его. А предпринимателю важно быть самим собой - это его конкурентное преимущество.

Если выпускник школы желает «делать бизнес», лучше ему пойти поработать по выбранному профилю - и чем раньше, тем лучше. Тогда и вуз можно выбрать так, чтобы максимально эффективно сочетать теорию и практику.

Самый важный урок, который я выучил как предприниматель: только любимое и интересное дело будет держать вас в тонусе.

  • Читать статью о проекте Afour
«Вуз и школа могут только помешать»

Константин Чулок

Константин Чулок, владелец компании «Инодеталь.ру», Москва

  • Компания «Инодеталь.ру» занимается продажей запчастей для импортных грузовых автомобилей. Её основатель Константин Чулок окончил Национальный исследовательский университет МЭИ, энергомашиностроительный факультет. До запуска своего бизнеса работал в компаниях «АЗР Автомобиль-звезда Руси», «Русбизнесавто». Автор блога о бизнесе.

Если у молодого человека есть понимание того, что он хочет заниматься предпринимательством, талант-цепкость-сила воли - то да, образование ему нафиг не нужно, во всяком случае, в этом возрасте; надо идти и предпринимать. Может быть, потом, годам к тридцати, он поймёт, что чего-то не хватает и пойдёт учиться уже прицельно и с принципиально другим уровнем мотивации. Вуз и школа - во всяком случае, в современном их российском состоянии - предпринимательству могут только помешать.

Но тут есть два «но»: собственно, предприниматель - не вершина человеческой эволюции, а предпринимательство - как бы сказать аккуратно? - не для всех самое интересное в жизни. И потому хорошее студенчество - в популярном вузе, с интересными людьми, с тусовкой - может быть, и не много даёт в смысле будущей работы, но зато - приносит впечатления, общение, дружбу. А это, пожалуй, может оказаться дороже денег, которые получится за это время заработать.

Чему нужно действительно учиться предпринимателю, так это продажам, маркетингу, налогообложению и ТРИЗ - в таком порядке по важности. Из всего этого нас в институте прилично учили только ТРИЗу.

  • Читать статью о проекте «Инодеталь.ру»
«Потерять 5-6 лет будет ошибкой»

Андрей Смирнов

Андрей Смирнов, основатель компании «Раки-Москва»

  • Компания по доставке живых и варёных раков «Раки-Москва» создана в 2011 году. Её основатель Андрей Смирнов, окончил Московский энергетический институт, но по специальности никогда не работал. 

Образовательный процесс начинается не в институте, а гораздо раньше. По идее, к окончанию школы, человек должен понимать, чем он хочет заниматься, например - бизнесом. У нас, как мне кажется, с этим проблема. В школах всех учат «под одну гребёнку», в итоге выпускники не могут сами адекватно принять решение о своём будущем. Если нет чёткого понимания, чем именно человек хочет заняться, лучше пойти поработать, отложить решение о высшем образовании. Потерять 5-6 лет будет ошибкой. И уж лучше уйти с 3-го курса, чем доучиваться из принципа. 

Я пошёл туда, где учился мой старший брат. В итоге вуз окончил, но по специальности не проработал ни дня. На 4 курсе начал заниматься бизнесом. Отчасти образование было полезно - я научился пользоваться информацией, самостоятельно принимать решения, брать ответственность. Плюс общее развитие. Практическим бизнес-навыкам я учился у брата и друга, которые, на момент окончания мной вуза уже запустили успешный бизнес.

Самый важный урок, который я выучил как предприниматель: всегда нести за всё происходящее ответственность самому. Не опускать руки, делать до конца.

«Главное – скорость. Не залипать!»

Надежда Брюллова-Безенкова

Надежда Брюллова-Безенкова, основатель компании «И-МНЕ», Москва

  • Проект, из которого выросла сеть магазинов эко-продуктов «И-МНЕ», стартовал в 2009 году. Его основатель Надежда Брюллова-Безенкова окончила Московский государственный университет, по специальности «Психология». 
Я согласна с тем, что предпринимательство - это талант. Но ему нужна определённая огранка. Культура, широта мышления, воспитание. Где именно предприниматель всё это найдёт, не важно. Кто-то в семье, кто-то в вузе, кто-то в жизненных обстоятельствах. Поступить и бросить - круче, чем вообще без образования. Цукерберг не сделал бы Facebook, если бы не был студентом.

Мне повезло учиться у таких людей, которые перевесили недостатки системы. Повезло понять в 15 лет, что моё образование нужно исключительно мне самой. Повезло, что родители дали мне реальное право выбора. Я училась с большим интересом и там, где действительно хотела. Вуз заразил меня страстью к жизни, научил рвению и жажде сложных задач.

Но если человек может увлеченно двигаться к цели, умело и быстро «подкачивая» новые знания, то высшее образование ему на этом этапе уже не нужно. Самое главное, чему надо научиться предпринимателю - это уметь учиться и уметь управлять людьми. Кроме того, нужны базовые экономические знания, умение считать прибыль и эффективность.

Главный урок, который я вынесла из практики: sheet happens регулярно, это нужно планировать.

Если выпускник школы на самом деле желает «делать бизнес», то он его сделает, чтобы вы ему ни советовали.

Совет для начинающих? Начните! Главное - скорость. Не залипать. Быстро тестировать гипотезы, подкачивать знания.
«До вуза неплохо бы посмотреть мир
и поработать подмастерьем»

Ирина Михайлова

Ирина Михайлова, основатель компании «Красота садовая», Москва 
  • Проект «Красота садовая» предлагает масштабные дизайнерские клумбы в формате «конструктора» из «выкроек» и смесей семян. Ирина Михайлова окончила Московскую текстильную академию им. Косыгина (художник-модельер), Британскую школу дизайна (дизайн-менеджмент). До запуска своего бизнеса работала графическим дизайнером, арт-директором, PR-директором. 
Я не совсем согласна с Олегом Тиньковым. Образование даёт не столько практические знания, полезные в построении бизнеса, сколько платформу, на которую потом ложится самообразование, опыт и умения. Причём для бизнеса не важно, какое именно образование у тебя в багаже.

И текстильный институт, и Британка напрямую мне в бизнесе не помогли. В этой области я добирала сама - прошла курсы по маркетингу, по управлению бизнесом. Но оба вуза сыграли свою роль в становлении личности, которая нашла в себе силы создать свой проект. Это квинтэссенция всего моего опыта и образований.

Выпускнику школы, который чётко определился, чем хочет заниматься, я бы позавидовала и пожала руку. И посоветовала бы окунуться в среду - может быть, он вообще по-другому её себе представляет. До вуза неплохо бы посмотреть мир и поработать подмастерьем, чтобы понять, туда ли ты вообще идёшь.

В моей среде все знакомые окончили вузы, но и время было другое. Сейчас мне больше нравится ступенчатая форма получения знаний: поучился пару лет - поработал годик, потом ещё добрал и так далее. Я заметила, что бизнесы, которые создают молодые предприниматели, отличаются от проектов людей постарше. Мне молодые бизнесы нравятся драйвом и динамичностью, но иногда они кажется поверхностными. Может, это и хорошо - такие бизнесы более гибкие и мобильные. Они делаются не «на века», что даёт лёгкость и другое качество жизни.
«Предпринимательское мышление
можно и нужно развивать»

Кнарик Арабян

Кнарик Арабян, сооснователь бизнес-школы Kinder MBA
  • Kinder MBA – это комплексная программа для детей 5-17 лет, направленная на развитие креативности, финансовой грамотности, предпринимательского таланта. Кнарик Арабян окончила Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. Кандидат экономических наук, доцент кафедры госрегулирования экономики РАНХиГС.
Многие российские предприниматели рассуждают о ненужности образования, так как создавали свои компании в период становления рыночной экономики, где не было чётких правил, системы ценностей. Но сейчас другое время. Кроме того, я уверена, все они занимались самообразованием.

Другое дело, что необходимо кардинально менять систему обучения и преемственность в образовании (детсад-школа-вуз). Как ни странно, но именно вузы сегодня наиболее инертно реагируют на изменения в обществе и экономике. Нужно готовить новое поколение преподавателей, менять методики преподавания, пересматривать ФГОСЫ, которые оторваны от бизнеса и реальности.

Мы живём в непрерывно меняющемся мире, где очень много неопределённости и множество возможностей. Важно пробовать, действовать, верить в себя. Сферы деятельности могут меняться в процессе жизни, но выбор должен быть осознанным.
Человек защитил диссертацию. Это ценность? Конечно! И дело не только в статусе. Люди, которые учились в аспирантуре или докторантуре, знают, сколько знаний и навыков человек приобретает за этот период, как много преодолевает! Это точно не вредит предпринимателю. Другой вопрос - время, приоритеты и понимание, для чего это нужно.

Какие навыки можно и нужно развивать самостоятельно: мягкого общения (эмоциональный интеллект), целепологание, командная работа, умение решать проблемы, брать на себя ответственность, проектная работа, публичные выступления, расставление приоритетов, навыки ведения переговоров, фокусировка, планирование и тайм-менеджмент, критическое мышление, работа с информацией и умение отдыхать.
«На старте знания бизнес-теорий
могут даже помешать»

Екатерина Белятинская
Екатерина Белятинская, сооснователь школы иностранных языков Star Talk, Москва
  • Языковая школа Star Talk – проект Екатерины Белятинской и Екатерины Чегновой, стартовавший в 2009 году. В этом же году Екатерина окончила Московский государственный лингвистический университет («Лингвист со знанием английского и немецкого языков»). Дополнительное образование: Executive MBA, университет «Синергия».   
Мой бизнес начался с личной преподавательской практики в корпоративном секторе, что привело в итоге к созданию частной школы иностранных языков. Решение начать свой бизнес сразу после университета было обусловлено и большими амбициями, и уверенностью в успехе. На тот момент у меня и моего партнера был сформирован пул лояльных клиентов. 

На момент старта бизнеса важна высокая мотивация, стопроцентная ориентированность на прорыв, готовность разбить большую цель на подцели и задачи. А вот дальше подключаются навыки, развитые за годы университета: усидчивость, способность работать по 20 часов в сутки, навык сбора и анализа информации, синтеза решений. 

По опыту, на этом этапе знания бизнес-теорий не столь важны. Они даже могут помешать: вместо того, чтобы рискнуть и приступить к действиям, человек застрянет на этапе сбора информации и анализа. 

А вот на этапе роста бизнеса отсутствие базовых знаний в области стратегического и операционного менеджмента, управления финансами и HR-инструментов может стать серьёзным ограничением.

Большинство предпринимателей в моём окружении не имеет профессионального высшего образования в области менеджмента, но абсолютно все занимаются саморазвитием: читают книги, посещают деловые форумы, семинары и целевые курсы по отдельным блокам знаний, получают образование MBA и EMBA. При этом у всех есть высшее образование, и в большинстве случаев их бизнес так или иначе связан с профессиональной областью их образования. 

Мой рецепт: получать высшее образование в той области, где планируется построить бизнес, параллельно читать деловую литературу и посещать семинары. Фундаментальное бизнес-образование стоит получать, когда бизнес уже работает и есть, где применить получаемые методики.

образование

Читайте также:

75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых.
Бизнес,который лопнул: почему закрылись My’sBook и «Пельмешка».
Ну очень полезные бизнес-книги: рекомендовано предпринимателями
 

29 мая 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов