Одежда и надежда: с какими сложностями столкнулись российские бренды в кризис

Прочтёте за 6 мин.

«Снизить себестоимость невозможно, но и жертвовать качеством тоже не хочется»

Скачки курсов валют и нарушение логистических цепочек больно ударили по российским компаниям, занимающимся производством одежды. Почти все отечественные производители столкнулись с дефицитом тканей, меха, фурнитуры. Портал Biz360.ru опросил игроков fashion-рынка, как они продолжают работу в таких условиях и с какими вызовами столкнулись в последние два месяца.

«Осложнились валютные операции для расчётов с поставщиками»

Юлия Краснопеева 

Юлия Краснопеева,
основатель бренда одежды YULIA KRASNOPEEVA 

Из-за внешних обстоятельств наши планы значительно скорректировались, но мы быстро сориентировались и определили для себя новые. С рынка ушло много иностранных компаний, и мы решили попытаться занять одну из освободившихся ниш. 

Сейчас не очень понятно, будем ли мы стабильны с учётом возможностей отечественной лёгкой промышленности, не возникнет ли у нас проблем с сырьём. Думаю, что оценить ситуацию можно будет через полгода. Непонятно, вернутся ли ушедшие бренды, как их встретит аудитория, насколько инфляция и санкции повлияли на уровень нашей жизни. 

После 24 февраля у нас возникли в первую очередь логистические перебои: доставка стала дороже, дольше и менее предсказуемой. Все ткани для наших коллекций мы закупаем у зарубежных поставщиков через дистрибьютора в Москве. В основном ткани у нас из Китая и Турции. Китай сильно поднял цены на сырьё. Сейчас мы запустили линию пошива пижам, но материал для них смогли закупить только на месяц работы. Когда доедет остальной, мы не знаем. 

Кроме того, скачки курса валюты повлияли на себестоимость и ценообразование. И, конечно, санкции осложнили валютные операции. Мы работаем «вбелую» и эту проблему нам пока что трудно решить – ранее этим вопросом занимался дистрибьютор. Теоретически существует возможность открыть счёт и производить международные переводы в валюте страны-поставщика, например в юанях. Но здесь возникает проблема двойной конвертации, то есть всё это опять отражается на себестоимости изделия.  

Одной из целей 2022 года у нас был выход на международный рынок. Благодаря маркетплейсам наши линейки уже продавались за границей, и мы решили развивать бизнес в ЕС и Америке. Однако политическая повестка отразилась на восприятии российских брендов за рубежом – люди не хотят покупать товары, произведённые в России. Поэтому мы решили укрепляться на отечественном рынке и выходить на рынки Армении, Грузии, Узбекистана, Кыргызстана.  

Как раз сейчас я принимаю участие в премии «Главные женщины» в номинации «Мода и стиль». Здесь я получаю ценный опыт, экспертизу, и для меня важно, чтобы наш бренд стал более узнаваемым благодаря участию в конкурсе – так мы быстрее сможем развиваться не только в России, но и в странах СНГ. 

Блокировка социальных сетей тоже сказалась на нашей деятельности. И наш план по ведению Instagram на нескольких языках пока откладывается – нам нужно понять, как работать с этой площадкой в сегодняшних условиях. 

Если подытожить, то мы сосредоточимся на том, чтобы наладить поставки и способы оплаты. У нас в планах открытие флагманских магазинов в России, а в дальнейшем, опытные и окрепшие, возможно, сможем выйти на рынок Европы и США. 

«Запрет в России Instagram стал очень болезненным»

Наталья Неклюдова 

Наталья Неклюдова
основатель бренда  BOHO PARKA 

Для производства парок я использую ткани из Южной Кореи и мех из Китая. По счастью, с моими поставщиками ничего произошло, но ткани мне уже выставили по другой цене – примерно на 20% выше. И предупредили, что теперь доставка будет занимать больше времени из-за проблем с логистикой. 

Я работаю в люксовом сегменте, поэтому использую дорогие ткани. Мой поставщик из Южной Кореи не позволяет делать небольшие закупки: на один цвет приходится брать от одного до трёх км ткани. Для меня это очень много и дорого. Я хотела разнообразить свой ассортимент за счёт использования новых цветов и думала о том, чтобы покупать дорогие ткани небольшим партиями в Италии. 

В феврале мы с поставщиком уже находились на стадии завершения переговоров, я хотела делать предоплату, как случилось 24 февраля. Цены на европейские ткани поднялись капитально, что будет с логистикой из Европы – сейчас непонятно. Поэтому я осталась с прежними поставщиками. И буду брать большие объёмы ткани, что в нынешней ситуации, конечно, не очень хорошо. 

Мех из Китая продолжит к нам приходить, но он уже вырос в цене почти в два раза. В связи с санкциями в отношении России европейская аукционная пушнина, я так полагаю, станет нам вообще недоступна. 

В последние годы я расширила ассортимент за счёт платьев, которые отшивала из батиста с шёлком. Хочу продолжать двигаться в этом направлении, но теперь буду искать ткани попроще. Понятно, что это будут китайские, а не европейские поставки. 

Не так давно я начала экспериментировать с печатью на ткани. Сейчас, наверное, стану использовать в большем объёме печать, чтобы заменить итальянские принтованные ткани с красивым рисунком. Не скажу, что печать – дешёвый способ, но это хорошая альтернатива для расширения ассортимента. Я старалась работать только с натуральными материалами, а теперь буду открывать для себя синтетические. 

Сначала у меня были депрессивные мысли о будущем проекта. Я предлагаю товары в люксовом сегменте, возможно, у людей в будущем не будет денег, чтобы делать покупки у меня. Но потом я подумала, что поскольку многие дорогие бренды ушли из России, есть шанс попытаться занять их место. 

Мои клиенты, с которыми за семь лет существования проекта выстроились хорошие отношения, пишут «Наташа, продолжайте, мы ждём ваших вещей!». Судя по моим заказчикам, вижу, что спрос сохранился, интерес к моей продукции есть – в целом, всё нормально. Моя маржинальность, скорее всего, уменьшится. Я постараюсь держать цены, потому что не хочу быть просто продавцом. Мне нравится предлагать что-то хорошее клиентам-друзьям, я хочу оставаться нормальным человеком для них даже в кризис.  

У проекта BOHO PARKA существует программа по перекрою старых шуб под наши куртки. И с каждым годом она набирала обороты. Люди заинтересованы в том, чтобы не купить новую куртку, а получить её из перешитой вещи. Это направление сейчас будет развиваться, я это уже ощущаю: старые шубы идут ко мне в большом объёме, цену за перешив я оставила на прежнем уровне. 

Для меня болезненным стал запрет в России Instagram. Все мои заказы приходили именно из неё, у меня там была хорошая отдача от рекламы. То, что теперь этот канал недоступен, для меня прямо беда. Я пытаюсь сделать страницу в «ВКонтакте» и завела Telegram-канал. Первое время после 24 февраля я трусила «выходить в эфир» - казалось неуместным публиковать сейчас оптимистические фотографии и призывы совершать покупки. Думаю, что буду всё-таки использовать Telegram: там более интимное общение, но будет утерян весь визуальный ряд. 

Удивительно, но ко мне приходят сейчас новые заказчики. Они находят меня через сайт, работает сарафанное радио. От этого мне радостно. Надеюсь, что зимой проекту удастся, как минимум, выжить, а как максимум – настроиться на расширение ассортимента. 

«Покупательская способность снизилась»

Зайнаб Сайдулаева 

Зайнаб Сайдулаева,
основатель бренда Measure и шоурума Others 

Из-за санкций и скачка курсов валют увеличилась цена на ткани, которые мы закупаем в Европе (с Китаем мы никогда не работали, и пока таких планов нет). Также мы потеряли лояльные условия от поставщиков: если раньше за депозит нам давали скидку в 30%, то сейчас она снизилась до 20%, либо вообще исчезла. Вместе с тем цены на все расходные материалы типа пакетов, бирок, ленточек, открыток поднялись примерно на 20%. 

Покупательская способность в целом снизилась: выручка в марте прошлого года была процентов на 20-30 выше, чем сейчас. В первую неделю после 24 февраля покупателей не было вообще. Затем они начали робко возвращаться, но, думаю, что здесь ещё совпал переход летнего сезона в зимний с Рамаданом – девушкам хочется порадовать себя красивыми платьями. Если раньше средняя покупательница могла позволить себе покупку трёх платьев за один раз, то сейчас это будет уже одно платье. Апрель по продажам чуть выше марта, но, думаю, дальше опять произойдёт спад. 

Для нас основным каналом продвижения является Instagram, так как мы ещё небольшой проект. Его блокировка на территории РФ привела к тому, что мы больше не можем использовать таргет, который был самоокупаемым. Ну, и наши reels в Instagram, над концепцией которых мы довольно долго работали, тоже перестали продвигаться.  

Учитывая спад продаж, для бренда Measure возникла необходимость создавать более бюджетную линейку одежды, либо уходить в совсем люксовый сегмент – кризисы всегда сразу бьют по среднему классу. Снижать себестоимость нельзя, но и жертвовать качеством тоже не хочется. Иначе потеряется весь смысл того, над чем мы работали так много лет: создавать качественную, уникальную одежду по ценам чуть выше масс-маркета.

Сейчас перед покупкой люди более основательно принимают решение, поэтому, скорее всего, я попробую создать две линейки: более бюджетную, но всё же качественную, и более дорогую. 

«Ткани из Европы стали для нас дороже в несколько раз»

Жанна Казанская 

Жанна Казанская,
основатель бренда детской одежды Zhanna&Anna 

Времени с начала событий в Украине прошло не так много, но уже можно наблюдать изменения на рынке. Некоторые ритейлеры, которые торговали европейской одеждой и не были заинтересованы в российских брендах, сейчас сами связываются с нами и просят прислать модели. Это положительный момент. 

Сами бренды чувствуют себя по-разному. Конечно, часть из них будут вынуждены закрыться, потому что подорожало сырьё – ткани и фурнитура (и европейские, и азиатские). Например, ткани из Италии и Испании, которые мы заказывали и не можем найти им аналогов в России, стали для нас дороже в несколько раз. Также подорожала логистика. Кроме этого, есть сложности с платежами, так как нет возможности пользоваться евро. Поэтому будем думать о том, как отказаться от европейских тканей, чем закрыть эти позиции. 

В России мы можем заказывать лён, трикотаж. Сейчас ищем партнёров в Свердловской области, изучаем производителей в Монголии для поставки кашемира. Цены, безусловно, будут расти, на 20-30% уже весной-летом. Тем не менее, на части складов ещё остаются ткани, которые были закуплены до введения санкций, и некоторые порядочные продавцы не повышали цену. Как будут обстоять дела в дальнейшем, сказать сложно. Но в целом прогноз для рынка может быть положительный, если мы решим вопрос с комплектациями изделий – сырьём и фурнитурой. 

Ко мне обращались с предложением перестроить бренд под формат Zara, но в нынешних реалиях это сложно реализуемо. Эта компания – конгломерат, который годами выстраивал свою работу. Сделать что-то подобное в сфере fast-fashion сейчас трудно. 

Про перспективы и дальнейшие планы в нынешних реалиях говорить сложно. Как предприниматель, я выбираю модель адаптации и исхожу из того, что у меня есть на сегодняшний день. Тем не менее, мы будем продолжать работать и развивать бренд. 

«Не можем начать полноценную подготовку к новому сезону»

Мария Кошкина 

Мария Кошкина,
директор бренда эко-шуб ANSE 

Наша компания занимается производством шуб из искусственного меха. Несмотря на то, что наш производственный цех находится в Санкт-Петербурге, комплектующие для эко-шуб и сам мех мы заказываем за границей. С первыми трудностями компания столкнулась уже 28 февраля, когда стоимость шубных крючков выросла в несколько раз. То же произошло и с подкладочной тканью. Даже после снижения курса доллара, цены на материалы, к сожалению, не опустились. Чуть позже поставщик бельгийского утеплителя отказал в заказе, так как не смог рассчитать ни цену, ни сроки доставки товара. 

Самым большим ударом для нас оказались задержки поставок эко-меха. Весенняя коллекция эко-шуб отшивалась в срочном порядке из имеющихся в наличии материалов. Полноценную подготовку к новому сезону мы пока так и не начали – ожидаем эко-мех, который должен прийти со дня на день. 

Радует, что спрос на продукцию ANSE вне зависимости от ситуации в мире не снизился. Мы связываем это с успешными антикризисными мерами, принятыми нашей компанией: переводом большинства клиентов из Instagram в другие социальные сети и удержание старых цен на эко-шубы. 

«Европейский рынок поставщиков для нас закрыт»

Наталья Кондратьева 

Наталья Кондратьева,
основатель бренда SunBaseDate
и бюро разработки одежды Studio-2BD 

Сейчас полностью остановились поставки материалов в Россию из Европы. Мы напрямую закупали ткани у поставщиков, и на время остановили все закупки из-за скачка курса валют. Сейчас курсы стабилизировались – но европейский рынок для нас по-прежнему закрыт. Также мы работаем с фабриками в Китае, которые производят ткани для мировых брендов одежды. Но сейчас в работе возникли трудности из-за новых ковидных ограничений в Китае. 

Появились сложности в коммуникации с клиентами. Основной рекламной площадкой для нас был Instagram, который сейчас заблокирован в России. Мы завели страницы в «ВКонтакте» и начали вести TikTok. Но на привлечение аудитории на эти площадки требуется время и ресурсы. 

Мы работаем в сегменте «средний» и «выше среднего», рынок в них занимали преимущественно европейский и американские бренды одежды. Для нас он освободился. Надо работать и делать качественный товар – и мы это умеем. Самое сложное для нас сейчас – это производить большой ассортимент товара при небольших партиях с ценами, при которых наша продукция будет конкурентной. Спрос, как мы видим, остался на уровне прошлого года. И в текущей ситуации для нас это успех, как мне кажется.

Biz360

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

21 апреля 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов