Пиар-инструменты для малого бизнеса

Прочтёте за 3 мин.

Евгения Лампадова – о том, как рассказать широкой аудитории о своём продукте

IT-инструменты, которые использует Евгения Лампадова

  • Telegram
  • Slack
  • GoogleDocs
  • Facebook

Почему названия одних компаний постоянно мелькают в СМИ и про их продукты охотно рассказывают популярные издания, а другие обделены вниманием журналистов и не известны потенциальной аудитории? Ответ до неприличия прост: руководство первых понимает важность пиара и делает определённые шаги в этом направлении. О том, почему важен пиар для малого бизнеса и как запустить продвижение своего продукта в СМИ, в своей авторской колонке рассказала основатель коммуникационного агентства «ЛАМПА» Евгения Лампадова.

Досье

Евгения Лампадова, основатель коммуникационного агентства  «ЛАМПА». Образование: журналистика (АлтГУ) и международные отношения (МГИМО, магистр). До запуска собственного бизнеса занималась связями с общественностью в компании «Danone-Юнимилк», НПФ «Благосостояние», «АПК-холдинге», Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), онлайн-школе английского Skyeng, компании Wikimart. Специализируется на консалтинге в сфере кризисных коммуникаций, построении брендов для IT и FMCG-компаний. Автор курса «Антикризисные коммуникации» (РУДН, приглашённый лектор).

Евгения Лампадова

В плену иллюзий

Уже прошло достаточно много времени с тех пор, как я не занимаюсь продвижением малого бизнеса, но до сих пор периодически мне в Facebook пишут основатели небольших проектов с просьбой помочь сделать их бизнес известным и популярным, или же обращаются за советом, так как денег на штатного пиарщика у них нет, а желание продвигать бизнес, используя пиар-инструменты, есть.

  • Пиар (PR, public relations)создание благоприятного имиджа товара, услуги, бренда или конкретного человека с помощью средств массовой информации, digital-каналов, социальных сетей и т.д.

Увы, у меня нет единого «правильного» рецепта, потому как всё очень индивидуально и зависит от конкретного бизнеса: его особенностей, стадии, планов etc. Правда, есть некие универсальные правила и инструменты, которые могут пригодиться большинству малых предпринимателей.  Расскажу сегодня о них.

Но сначала поговорим о том, про что стоит забыть, когда вы начинаете заниматься пиаром своего маленького, но гордого и перспективного бизнеса.

1. «Я сейчас работаю, мне не до пиара, займусь им попозже»

 Такой подход оправдан, если вы вдруг вырастили молодильное яблоко, сконструировали волшебную палочку или что-то в этом роде. Большинство же существующих на рынке продуктов и услуг не продадут себя без дополнительной регулярной информационной поддержки, нравится вам это или нет. И это уже давно не теорема, а аксиома. Это значит, что пиар-поддержкой своего товара или услуги вам нужно будет заниматься ежедневно, а не когда захочется, выполняя одновременно две функции – и управленца, и пиарщика.

2. «Мне нужны клиенты и инвестиции завтра»

Если вы начинаете рассказывать о своём проекте широкой аудитории с нуля, то, конечно, можете спать и видеть такое развитие событий, но, когда проснётесь, всё же забудьте об этом. За редким исключением, требуется время, чтобы пиар стал приносить вам клиентов, инвестиции и другой профит, впрочем, как и бизнес в целом. Это ежедневная работа -  сначала фундамент, потом кирпичик за кирпичиком, и так - до самой крыши. Дом можно построить за неделю? За редким исключением - нет. Вот и здесь это работает так же, то есть «в долгую».

3. «Мелочи не важны, главное - в целом»

Именно мелочи в пиаре и важны. Начиная от того, бьются ли у вас финансовые показатели, продолжая тем, что и как вы говорите, и заканчивая тем, как вы и команда выглядите и ведёте себя. И так - день за днём, раз за разом. Нельзя делать красивый лендинг с текстами, написанными плохим русским языком. Потому что содержание - важно. Нельзя продавать исключительно вкусный мёд в пластмассовой некрасивой банке. Потому что упаковка имеет большое значение. Нельзя рассказывать о том, почему конкуренты плохие, а вы – в белом пальто. Потому что важно, что вы говорите о себе, а не о других.

Чек-лист по продвижению проекта

А теперь, наконец, о том, по каким правилам продвигать свой бизнес.

1. Определитесь с тем, какую основную бизнес-задачу и за какой срок вы хотите решить с помощью пиара: репутация, продажи, инвестиции, капитализация?

2. Составьте список пиар-инструментов, которые помогут вам эту задачу решить:

  • публикации в СМИ;
  • работа с блогерами и лидерами мнений;
  • участие в конференциях и других мероприятиях;
  • партнёрский кобрэндинг и бартерное сотрудничество;
  • развитие и продвижением своих аккаунтов в социальных сетях.

3. Детально проработайте каждый из методов. (Ниже мы это разберём на примере конкретного инструмента - «Публикации в СМИ»).

4. Посмотрите, где и что о себе рассказывают ваши конкуренты и с какой бизнес-целью.  Возможно, вы решите в итоге принципиально так не действовать или, наоборот, что-то позаимствуете, ключевое слово – «что-то», идти тем же путем вряд ли стоит.

5. Действуйте!

Как организовать публикации в СМИ

I. Чтобы представители СМИ быстро могли найти информацию о вашем проекте, нужно написать справку о вашем бизнесе и небольшую биографическую справку о вас.

Конкретный пример:

I

II. Составьте список СМИ, которые читает интересная вам аудитория (покупатели, инвесторы, чиновники?).

III. Составьте список журналистов, которые в этих СМИ в настоящее время пишут о малом бизнесе.

После чего изучите профайлы этих журналистов в социальных сетях, благодаря этому вы получите представление о каждом человеке, с которым хотите наладить рабочий контакт. Найдите электронный адрес журналиста, именно это по-прежнему наиболее удобный канал для связи, а не телефонные беседы и общение в соцсетях. Если у вас есть общие знакомые, попросите предварительно вас представить и отрекомендовать.

IV. Сформулируйте, что именно каждому из медиа вы можете предложить рассказать про свой бизнес и в каком формате.

Для одного издания это может быть журналистская история о вашем продукте или услуге, для другого – ваша экспертная колонка про рынок, на котором вы работаете, для третьего – комментарий по теме или идея рыночного обзора с вашим участием.

V. Сформулируйте текст письма и попросите журналиста о личной встрече, чтобы рассказать о вашей компании и продукте/услуге.

Если вас в ответ попросят выслать дополнительную информацию – это нормально, оперативно дошлите, честно ответив на все вопросы.

Если вас попросят переформулировать что-то в описании вашей компании – это нормально, переформулируйте.

Если вас попросят дать контакты третьих лиц, которые могут подтвердить ваши слова – это нормально, дайте.

  • Важно! Не писать общих писем, не предлагать всем одно и то же, не соглашаться на платные публикации, не обижаться, если вам не ответят или поначалу откажут в сотрудничестве, не пытаться «подружиться» (подлизатьcя, польстить). Только выгодное обеим сторонам сотрудничество, только хардкор.

И помните, а также повторяйте как мантру утром, днём и вечером: если вы долго стучите в дверь, кто-нибудь её всё равно откроет, рано или поздно, так или иначе. 

Digital PR

Читайте также:

Евгения Лампадова: «Мои первые полгода в бизнесе: полёт нормальный!»
Алексей Федосеев: «Зачем нам маркетплейс и как будем конкурировать с Avito»
Владимир Завертайлов: «Что такое туалетное делегирование и как с ним бороться»

06 сентября 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов