«Мои первые полгода в бизнесе: полёт нормальный!»

Прочтёте за 3 мин.

Евгения Лампадова – о том, как меняется мир, когда уходишь из найма в собственное дело

IT-инструменты, которые использует Евгения Лампадова

  • Telegram
  • Slack
  • GoogleDocs

Евгения Лампадова в конце 2015 года оставила должность PR-директора компании Wikimart ради того, чтобы в нынешнее непростое для экономики и малого бизнеса время запустить собственное коммуникационное агентство. Евгения рассчитывала, что, благодаря работе на себя, у неё появится больше возможностей результативно заниматься тем, что ей нравится. О том, как прошли её первые полгода в роли предпринимателя и главы собственного бизнеса, Евгения Лампадова рассказала порталу Biz360.ru. 

Досье

Евгения Лампадова, основатель коммуникационного агентства «ЛАМПА». Образование: журналистика (АлтГУ) и международные отношения (МГИМО, магистр). До запуска собственного бизнеса занималась связями с общественностью в компании «Danone-Юнимилк», НПФ «Благосостояние», «АПК-холдинге», Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), онлайн-школе английского Skyeng, компании Wikimart. Специализируется на консалтинге в сфере кризисных коммуникаций, построении брендов для IT и FMCG-компаний. Автор курса «Антикризисные коммуникации» (РУДН, приглашённый лектор).

Евгения Лампадова

Предыстория  

В конце прошлого года я ушла из корпоративного пиара, чтобы открыть своё небольшое, но эффективное коммуникационное агентство «ЛАМПА». Сегодня, спустя полгода работы, «ЛАМПА» прибыльна: у нас три компании-клиента на абонентском обслуживании и ежемесячно проводится по мероприятию для четвёртого. И мы можем себе позволить выбирать, с кем нам работать, а с кем - нет. 

Казалось бы, какой отличный пример для тех моих коллег по корпоративному цеху, кто тоже сейчас находится перед выбором - оставаться внутри компании и дальше или уйти и запустить собственный бизнес. Но всё не так просто и красиво, как кажется. Вот об этом здесь и поговорим.

Перед тем, как перейти к сеансу саморазоблачения, оговорюсь, что я была, согласно моему субъективному рейтингу, хорошим корпоративным пиарщиком: не раздувала штаты и бюджеты, всю работу делала вовремя, слыла человеком исключительно ответственным, проактивным и эффективным. И перед тем, как открыть свой небольшой агентский бизнес, взвесила, как мне казалось, все «за» и «против», просчитала риски и подошла к этому шагу осознанно. Но оказалось - показалось. И вот почему.

Многоликая я

Когда ты работаешь в компании, это значит, что ты не один. Есть юристы, которые вычитают договор, финансисты, которые, в случае чего, напомнят про закрывающие документы и оплату, есть генеральный директор, который принимает решения про стратегию бизнеса и за неё же нес`т ответственность, есть эйчары, которые найдут кого угодно где угодно, ещё дизайнеры и ещё много кого. 

И если тебе может в какой-то момент начать казаться, что если не ты, то компании придет кирдык, то на самом деле, конечно, нет, не придёт - как раз потому что твоё направление - здесь всего лишь «одно из», и ты пиарщик, а не генеральный директор, так сказать, при всём желании. 

Так вот, в своём деле - ты все и сразу. Казалось бы, это и так понятно. Понятно ровно до той поры, пока ты не начал тратить на все эти процессы своё время, точнее, очень много времени: открыть счёт в банке - ты, завести электронный документооборот - ты, подготовить договор с клиентом - ты же, съездить на встречу с потенциальным заказчиком, проработать для него потом план работы и предложение - тоже угадайте кто… А ещё кто-то должен и реализовать потом этот план, кто бы это мог быть?! 

И стоит учитывать, что поначалу у тебя просто нет финансовой возможности поделиться этим грузом с кем-то. Месяца через три ты, конечно, научишься справляться со всем этим, но поначалу будет казаться, что мир рушится и что ты неэффективный тупарь, у которого ничего, совершенно ничего не получится. 

Это нормально, просто первые три месяца нужно перетерпеть, пережить и отработать в режиме «я всё смогу - рано или поздно, так или иначе».

Ты больше не клиент

Да, ты это знаешь, когда начинаешь делать своё агентство. Но что это на самом деле означает, становится понятно только на практике. А на практике это выглядит так: раньше ты мог сидеть на встрече с потенциальным подрядчиком, слушать его и параллельно заниматься рабочими процессами - отвечать на почту, писать текст и что там ещё; мог позволить себе быть уставшим и невнимательным, придирчивым и даже вредным. 

Теперь ты должен быть собранным, бодрым, терпеливым, не конфликтным, понятливым и понимающим. Не ты теперь диктуешь и определяешь; ты теперь предлагаешь и помогаешь. Ты больше не супермэн, теперь ты - лампа Аладдина.

Евгения Лампадова

Это бизнес, детка

Эффективно работать на чужой бизнес пиарщиком и результативно на свой пиаровский - не одно и то же. Агентский бизнес в пиаре - это низкая конверсия и огромная конкуренция. Если перевести это в цифры, то получится: десять поступающих «тёплых» клиентских запросов конвертируются в два контракта, в среднем на один контракт претендует несколько десятков агентств, включая средние и крупные.

Конкурировать ценой вы здесь не сможете, потому что крупные агентства могут позволить себе демпинговать и брать объёмами, поэтому у вас только одно преимущество - делать лучше всех, раз за разом. 

И ещё специализироваться - и не столько на рыночных сегментах, хотя и это тоже, сколько на дополнительной экспертизе. В нашем случае допэкспертиза - это регионы России, блогосфера, новые медиа, кризисные коммуникации. Я до этой светлой мысли додумалась где-то месяца через два работы «ЛАМПЫ». А лучше было бы продумать всё до запуска своего проекта. 

Как и стратегию, и видение своего бизнеса. В самом начале я почему-то воспринимала агентство как возможность заниматься любимым делом в удобном для себя формате, а не как проект, который должен приносить прибыль. И так было ровно до того момента, пока я не заплатила первую зарплату и первые налоги. Вскоре у меня появилось видение, позиционирование, прозрачный детализированный под услуги ценник и управляющий партнёр, потому что стало понятно, что одна голова для бизнеса - хорошо, а две - хорошо-хорошо. И с точки зрения бизнеса - к тому же, эффективно.

Что ещё учесть

Что всё учесть невозможно - и это нормально. И совершать на старте глупые ошибки - это тоже норма. Своему первому клиенту, например, я продемонстрировала всё то, за что раньше откровенно не любила пиар-агентства: срыв дедлайнов, поверхностный подход, непрозрачный большой ценник. К моему счастью, клиент набрался терпения и дождался того момента, когда я всё исправила.

P.S. 

Эта колонка опубликована 28 июля – в День пиарщика. Поэтому, пользуясь случаем, хочется поблагодарить ламповых клиентов за сотрудничество, понимание и доверие. Нам очень повезло работать с отличными корпоративными командами. И мы, конечно же, продолжим.

Евгения Лампадова

Читайте также:

Евгения Лампадова: «Почему я ушла из найма и запустила свой проект»
Алексей Федосеев: «Зачем нам маркетплейс и как будем конкурировать с Avito»
Владимир Завертайлов: «Что такое туалетное делегирование и как с ним бороться»

28 июля 2016

Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов