Запуск собственного производства – важный и ответственный шаг в жизни предпринимателя и его компании. Этот процесс требует серьёзной проработки и подготовки, потому что цена ошибки может быть очень высокой. О том, на что следует обратить внимание при запуске собственного производства, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Андрей Дождиков, директор по региональным продажам компании IMA Est.
Андрей Дождиков, 52 года, директор по региональным продажам компании
IMA Est, (поставки оборудования для чайной и кофейной индустрии в России). Окончил Суворовское военное училище, получив инженерное образование. Построил карьеру в сфере продаж оборудования. В 1995 году пришёл в компанию IMA Est, чтобы заниматься продажами чайного оборудования в России. Сейчас компания является одним из мировых лидеров по поставкам чайно-кофейного оборудования.
О производстве предпринимателю стоит думать задолго до непосредственного запуска машин. На издержки проекта влияет всё – тип продукта, массовость потребления, сезонность спроса, даже личные амбиции основателя.
Первые шаги – идея, а также разработка стратегии её создания и продвижения. На этом этапе важно не спешить и внимательно изучить рынок, на котором планируете работать: ознакомиться с уже существующими игроками, их проектами и даже планами, о которых они могут случайно обмолвиться в интервью или в социальных сетях.
И пусть вас не демотивирует пресловутое «Всё придумано до нас» – любой, даже очень популярный продукт, можно оптимизировать и найти с ним свою нишу.
Мониторинг производителей интересующего оборудования или сырья нужно вести не только в интернете, просматривая их сайты или читая отраслевые СМИ. Иногда эффективнее вести поиск среди знакомых или «потенциально знакомых».
Мы изучаем источники потока новых клиентов с помощью опросов. Оказалось, что один клиент наткнулся на информацию о нашей компании, открыв старую визитницу, другой – поднял контакты с индустриальных выставок, третий – просто искал подрядчиков через соцсети (оказалось, между нами было одно рукопожатие).
Не торопитесь утверждать поставщика мечты. Сначала уточните регионы, в которых представлены производства основных кандидатов, а также запросите у них прайс-листы и образцы продукции (если речь идёт о сырье). Теперь дело за цифрами: необходимо просчитать всю логистику и экономику, после чего выбрать лучшее соотношение цены, качества, сроков производства и доставки. Кстати, иногда фирмы готовы предложить специальные условия на необходимые вам объёмы товара. Но для этого нужно посвятить их в свои планы работы с ними – рассказать, какое оборудование или сырьё, в каких объёмах и когда вы планируете приобрести.
Примером рационального и комплексного подхода к выбору поставщика стал наш партнёр – агропромышленный комплекс «Восход» (бренд травяных чаёв «Родной»). Его учредитель Сергей Бацев долго и скрупулезно изучал рынок и отдельных игроков, прежде чем вывести новый продукт и заключить с нами договор. Компания уделяла пристальное внимание каждой детали ещё на стадии переговоров, благодаря чему дальнейшее взаимодействие проходило без сюрпризов.
Например, перед началом работы над тем или иным видом чая коллеги изучали тренды чаепития в мире, анализировали ёмкость российского рынка травяного чая и прогнозировали спрос в нашей стране. От этих цифр зависит производительность оборудования, которое в итоге будет выбрано. Также оценивается, насколько диверсифицированный продукт может выпускать приобретаемый станок, так как это значительным образом влияет на окупаемость. И все эти вопросы были изучены до начала сотрудничества.
При создании собственного производства важно тщательно выбирать поставщиков качественного сырья. От этого будет зависеть успех продукта. Сотрудничество с одним партнёром подразумевает некоторые риски: отсутствие товара в нужный момент при резком росте продаж или безысходность при увеличении цен поставщиком. Нужно иметь в арсенале несколько резервных поставщиков, с каждым из которых заключается договор о потенциальном сотрудничестве, а на каждую возможную поставку создаются отдельные документы.
Все нюансы приёмки сырья обсуждаются предварительно, а затем фиксируются в договоре. Как правило, принимают сырьё кладовщик и технолог. Они проверяют определённый процент партии (от 20% до 100% – в зависимости от типа сырья), чтобы сделать заключение о качестве всей партии.
Чтобы быть уверенным в качестве закупаемого продукта, нужно проводить аудиты и лично контролировать условия хранения сырья. Например, следует договориться о том, чтобы технологи компании выезжали на склады поставщика по определённому графику или без предупреждения. Некоторые склады оснащены видеооборудованием, благодаря которому можно наблюдать за работой этих подразделений. Так клиент сможет убедиться, что процесс соответствует всем стандартам – государственным (ГОСТ), отраслевым (ОСТ), стандартам организации (СТО), а также техническим условиям (ТУ).
Заранее – ещё на этапе концепции – изучите «капризность» вашего продукта и компонентов из его состава. Если у компании нет собственного автопарка, то перевозчику необходимо предоставить чёткие инструкции по перевозке. Они должны касаться не только автомобиля, но и тары, а также так называемого «товарного соседства».
Чайные бренды, к примеру, понимают, что некорректная инструкция по перевозке может стать причиной порчи сырья. И это повлечёт значительные финансовые потери. Чайные бренды просят обеспечить для их сырья сухой чистый кузов, сухой чистый вентилируемый склад с определённым уровнем влажности и с системой её контроля. Также категорически запрещают перевозить чайное сырьё с другими грузами, чтобы исключить впитывание посторонних запахов.
Скоропортящееся сырьё требует от компании и её подрядчиков ответственности. Все машины перевозчика должны иметь санитарный паспорт. Это документ установленного образца, подтверждающий, что продукт или партия соответствует установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. Также в оснащении машин обязательны запломбированные рефрижераторы или изотермические фургоны.
Если на этапе создания собственного производства не уйти в глубокую аналитику и не просчитать необходимые мощности, количество сырья, потенциальный спрос и даже количество необходимых сотрудников, вы рискуете столкнуться с простоем. И обойдётся он очень дорого.
Производственный простой тесно связан с окупаемостью дорогостоящего оборудования. Поэтому любое предприятие старается вывести свою работу на режим полной загрузки мощностей.
Что может стать причиной простоя:
-
недостаточный спрос на конечный продукт;
-
нехватка сырья;
-
технические сложности;
-
нехватка квалифицированных сотрудников.
При грамотном составлении бизнес-плана, подбора основных и запасных поставщиков, а также тщательного отбора сотрудников, простоев можно избежать.
Стабильный и прибыльный бизнес невозможен без риск-менеджмента – прогнозирования всех возможных негативных ситуаций. Наши «чайные» партнёры, например, присваивают каждому допустимому обстоятельству степень неблагоприятного влияния на результат, а также генерируют идеи для решения возможных проблем. Мы позаимствовали у них эту методику риск-анализа и пока не пожалели. Она позволяет в рабочем режиме рассмотреть развитие каждого сценария и предупредить нежелательный исход.
Пример возможной негативной ситуации - риск наложения санкций на ввоз для импортного сырья. Если этот риск актуален, то необходимо продумать, возможно ли заменить сырьё аналогичным по параметрам, но российского происхождения.
Своевременно задумавшись о потенциальных угрозах, можно снизить риски ещё на этапе планирования своего бизнеса. Если же события всё-таки будут развиваться по нежелательному сценарию, грамотный стратег, скорее всего, сумеет сохранить жизнеспособность предприятия. Резервные активы – сырьевые, финансовые и человеческие – должны быть всегда.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».