Многие предприниматели задаются вопросом: почему у одних получается построить устойчивый, крепкий бизнес, а у других дела идут еле-еле? Так часто происходит, потому что владельцы компаний руководствуются собственными поведенческими установками, уверена предприниматель и эксперт в сфере психоанализа бизнеса Виктория Добровольская. О том, как распознать у себя скрытые стратегии поведения и как они мешают росту бизнеса, Виктория рассказала порталу Biz360.ru.
Виктория Добровольская – предприниматель, автор обучающих программ «Бизнес лаборатории». Имеет три высших образования: экономика и управление, психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование, бизнес. Более 20 лет занимается построением стратегий бизнеса. Последние четыре года глубоко изучает сферу психоанализа бизнеса.

Ответ лежит на поверхности, но под ним огромный пласт проблем. Бизнес не растёт, потому что собственнику не хватает знаний и действий. Знания можно получить, обучившись или наняв профильного специалиста. А вот с действиями сложнее: важно точно понимать, какие шаги необходимы для получения результата. И делать эти шаги, вопреки страхам и внутренним убеждениям.
Я люблю метафору про деревья. Собственники, которые связывают свои действия с результатом – это уверенно растущие «деревья» с сильным стволом и красивой листвой. Они дают стабильные плоды, из года в год становятся шире и больше. Эти деревья жизнестойкие и не боятся кризисов.
А есть собственники, которые действуют бессвязно. Их я отношу к вечно сохнущим кустам. Они кривые и неказистые. Особенно, если предприниматель перебирает разные идеи и ведёт несколько микробизнесов, но нигде не получает особых успехов. У «кустов» слабый корень и рыхлый ствол, поэтому рано или поздно растение погибнет.
Чаще всего поступки людей определяются набором автоматизмов. Это скрытые даже от самого себя договорённости и принятые решения, основанные на выгодах, страхах и заученных с детства сценариях.
Не понимая этих автоматизмов, предприниматель из года в год ходит по кругу, совершая одни и те же ошибки: в найме, продажах, продуктах. Он не применяет или использует неправильно свои скрытые ресурсы и методы.
До тех пор, пока они невидимы, предприниматель не знает, на что способен, в чём его суперсила. А ведь именно эти скрытые стратегии влияют на его результаты, достижения и масштабность действий. Необходимо выявить, какой стратегии поведения придерживается собственник бизнеса, а затем, поняв свои сильные и слабые стороны, выстраивать план для определённых ситуаций.
На протяжении четырёх лет я проводила исследования и выделила четыре скрытые личные стратегии поведения. Разберём каждую из них. Все они основаны на потребностях:
-
в выживании;
-
в безопасности;
-
в способности приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.
Стратегия 2У
-
Она основана на двух действиях: Угадать и Угодить.
-
Тезис стратегии: «Все вокруг лучше меня».
-
Цели стратегии: выживание, приспособление.
Для стратегии 2У характерно:
-
стремление быть «хорошим» для всех;
-
высокая потребность в одобрении и принятии;
-
навязчивое желание во внимании значимого человека, покровителя;
-
манипуляции через подчинение, угождение, угадывание пожеланий;
-
фоновое состояние тревоги, грусти и печали;
-
склонность к созависимым отношениям в личной или деловой жизни;
-
высоко развитая эмпатия, потому что она необходима для предугадывания потребностей других людей;
-
избегание любых конфликтов;
-
фокус на скромность, отсутствие амбициозных целей;
-
уход от борьбы и конкуренции;
-
искренняя радость за достижения других людей и противоположное отношение к себе;
-
синдром самозванца «в полный рост»;
-
недооценка своих реальных талантов;
-
потребность быть опорой и поддержкой, чтобы похвалили и оценили.
Стратегия достигатора (агрессора)
-
Стратегия основана на стремлении сражаться, конкурировать, доминировать и самоутверждаться за счёт других.
-
Тезис стратегии: «Вся жизнь – борьба всех против всех».
-
Цель стратегии: безопасность, выживание.
Для стратегии достигатора характерны установки:
-
«Цель оправдывает средства», «Деньги не пахнут»;
-
дружба только с теми, кто поддерживает авторитет;
-
стремление быть важным, обладать властью, доминировать;
-
требование безоговорочного признания своего авторитета;
-
все действия основаны на желании получить выгоду;
-
расчётливость;
-
нельзя проигрывать; прав тот, кто сильнее, старше, у кого есть власть или выше должность;
-
охотно вступают в конфликты, самоутверждаясь в них;
-
редко глубоко кого-то или что-то любят. Люди, работа, бизнес – лишь источники достижения целей;
-
сложно дружить и доверять, ведь повсюду враги;
-
презирают мягкость, считают её слабостью;
-
агрессивное поведение;
-
потребность в планировании, так как это формирует чувство контроля;
-
готовность обманывать, грубить и унижать.
Стратегия наблюдателя или отчуждения
-
Стратегия основана на стремлении к самодостаточности и независимости.
-
Тезисы стратегии: «Выживание в одиночку», «Не хочешь потерять – не люби».
-
Цель стратегии: отстраниться, не переживать, приспособиться.
Для стратегии наблюдателя характерны:
-
избегание отношений и контактов с чувствами людей;
-
отказ от привязанностей, чтобы не разочароваться в случае потери того, что было дорого;
-
отчуждение себя от собственных желаний;
-
дистанцирование и отказ от глубокого погружения во что-либо;
-
уход от конфликтов и конкуренции;
-
болезненное отношение к обратной связи, особенно к критике;
-
страх неудачи может стать причиной отказа от цели;
-
частая апатия и разочарования, действия чаще механические и безэмоциональные,
-
не доводят начатое до конца;
-
не хотят быть должными, поэтому всё делают в одиночку;
-
не готовы меняться и действовать, чтобы реализовать таланты;
-
тревожатся и раздражаются из-за необходимости контактировать с другими людьми;
-
поддерживают искусственную гармонию, чтобы ничто не нарушало их покой;
-
отказ от нового, неизвестного, пугающего.
Стратегия контроля
-
Стратегия основана на стремлении к единоличному принятию решений и полному контролю над всем.
-
Тезисы стратегии: «Охрана территории», «Моя жизнь – мои правила», «Мир опасный».
-
Цель стратегии: ощущать безопасность и покой.
Для стратегии контроля характерно:
-
стремление управлять мнением, вниманием и действиями людей вокруг себя;
-
всё должно идти по плану;
-
страх услышать слово «нет»;
-
деловые решения принимаются долго, много бюрократии, сложные бизнес-процессы, натянутые отношения;
-
отказ выйти за границы своей территории – туда, где нельзя контролировать ситуацию;
-
отказ от инноваций, экспериментов, инициатив;
-
стремление максимально влиять на все дела, предугадывать развитие событий;
-
сложности в построении личных и партнёрских отношений из-за отсутствия доверия к миру;
-
наличие внешнего врага: конкуренты, ушедшие сотрудники, законодательство, власть и т.д.
Описанные стратегии предприниматели бессознательно используют в своей жизни. Мастерски их комбинируют в зависимости от того, что происходит и какие эмоции они в данный момент испытывают.
Наш мозг работает по принципу библиотеки заданных файлов. Если первичные данные совпали хотя бы на 15%, мы вытаскиваем свой прошлый опыт и используем предложенный сценарий. Но ведь другие 85% не соответствуют текущей ситуации, а значит, мы выбрали не ту стратегию. А потом удивляемся, почему наш «куст» снова вянет.
Пока эти личные стратегии поведения скрыты, их нельзя изменить. Предприниматель вновь и вновь проигрывает сюжеты, которые когда-то уже использовал. В результате он выгорает и теряет смыслы.
Но как только он начинает замечать свои скрытые стратегии, с этой минуты он может их менять. Отныне не они им, а он управляет ими. Теперь видны приоритеты, а также слабые места. Понятно, на чём сконцентрирован фокус внимания, Теперь можно строить новый план, используя все свои скрытые ресурсы и методы.
Распознавать скрытые стратегии поведения значит:
-
понимать, где они используются (когда включается та или другая);
-
менять их;
-
управлять своим процессом формирования поведения, как собственника.
Рост в бизнесе происходит тогда, когда его собственник готов рискнуть, открыться новому и отказаться от старых действий. Когда он не боится проиграть, не стремится угождать, действует человечно и готов довериться миру.
Скрытые личные стратегии могут стать тем самым способом, который поможет выйти на новый уровень собственного развития и превратить свой бизнес из «куста» в крепкое, могучее «дерево».
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».