Наше время – время соцсетей. Предприниматели не избежали этого соблазна, и наперебой строят личный бренд в соцсетях. При этом стратегические содержательные задачи – построение целевой репутации, личного бренда, раскрытие профессионального и личного смысла – зачастую становятся второстепенными. О том, как в погоне за лайками люди бизнеса могут забывать о главной цели аккаунта в соцсетях, в своей авторской колонке рассказала основатель агентства 5PR Ирина Челядинова.
Ирина Челядинова – предприниматель из Москвы, основатель агентства
5 PR. Опыт работы в сфере коммуникаций – более 20 лет. Специализируется на сотрудничестве с деловыми СМИ, продвижении личного бренда, работе со сложными интеллектуальными темами.
Соцсети – один из инструментов коммуникации с внешним миром. Ключевых точек здесь две – «инструмент» и «один из нескольких». Помня о том, что соцсети – не ваша личная площадка со всеми вытекающими отсюда рисками, от внезапной смены правил до блокировки аккаунта, разумно иметь несколько каналов коммуникации. Например, кроме аккаунтов в соцсетях это могут быть лендинг, статьи в СМИ, каналы на Youtube и Telegram. Это понимание позволит избежать чрезмерной увлечённости одним инструментом и сместит фокус в стратегическую сферу.
Второе разумное действие – изучение правил и алгоритмов соцсетей и оценка того, насколько они соответствуют особенностям вашей личности и стратегическим коммуникационным задачам. По аналогии с передвижением на автомобиле мы учим правила дорожного движения, следуем предписаниям дорожных знаков, сигналам светофора, рекомендациям навигатора – и едем к нашей цели.
- Стратегическая коммуникационная цель – желаемая репутация – должна стать конечным пунктом движения, а алгоритмы и правила соцсетей – лишь те самые дорожные знаки.
Аккаунт в соцсетях – лицо современного профессионала. Профили изучают клиенты, работодатели, журналисты и конкуренты, а также, о чем часто забывают, — супруги, дети и родители. Контент, стилистика, общая грамотность, визуальный ряд, геотеги и даже эмодзи рассказывают об авторе гораздо больше, чем хотелось бы. И мы, может быть, пока бессознательно, уже научились считывать сигналы, доверять ли или не стоит, понимать, одной ли вы крови и ценностей с человеком.
Понимая это, соцсети как прекрасный инструмент продвижения себя, своих мыслей и личного бренда нужно использовать умеючи и со смыслом. Три вопроса для самоанализа позволяют держать свою коммуникацию в фокусе и попадать в репутационную цель:
-
Что я хочу рассказать миру о себе?
-
Зачем я должен это делать?
-
Кому я хочу рассказать эту информацию?
Смысловая канва коммуникации должна поддерживать одну общую идею, единый сюжет, и именно с созданием палитры смыслов возникает наибольшее количество проблем, которые я разберу в этой статье, но начнём мы с оргвопросов.
Непроработанная «шапка» профиля. Если вы ведёте несколько соцсетей, желательно иметь везде одну узнаваемую фотографию, а саму «шапку» необходимо детально проработать. Расскажите в ней о том, кто вы, чем занимаетесь и как с вами связаться.
Отсутствие лендинга. Развитие соцсетей без проработанного лендинга можно сравнить с обогреванием Вселенной кондиционером. Люди прочитают несколько постов, если им будет интересно, то они захотят узнать о вас, ваших услугах, продуктах, условиях сотрудничества подробнее. Для этого и нужен лендинг, указанный в шапке профиля. Кроме того, и это крайне важно – лендинг в отличие от соцсетей – ваш личный коммуникационный ресурс.
Бессмыслица. Всем попадались посты из серии «вот обычный котик». Прошлым летом было модно постить свои ноги в разнообразных вариациях: босые, со свежим педикюром, в обуви. Есть брутальные посты в виде фотографии и бессодержательной подписи матом или, если повезёт, литературным русским. Объединяет эти посты одна характеристика – их бессмысленность.
Некоторые ленты состоят исключительно из таких постов. Их владельцы аргументируют подход желанием развлекать и опасением быть неинтересными. Но помогут ли красивые ноги или бессмысленный мат формированию профессиональной репутации, скажем, специалиста по инновациям? Подобные посты ни о чем не рассказывают, не радуют глаз эстетикой, не решают PR-задачи в целом. Тратить на них глаза и время решительно не хочется.
Банальности и очевидности. Глубокомысленные рассуждения о жизни «с табуретки» автоматически делают аккаунт неинтересным. В информационный век конкуренция за внимание огромна. Если нечего сказать, то лучше промолчать. Редкие посты со смыслом лучше частых пустышек.
Перегруз информацией. Есть и противоположная проблема: когда в пост помещается всё, что эксперт знает по теме. Это уже перегруз. Не стоит путать жанры колонки или статьи в СМИ с постом в соцсетях. Если информации много, её целесообразно выдавать частями. Пропорция «Одна мысль = один пост» будет идеальной.
Размытое информационное поле. Юристам ныне можно писать о диете, а врачам – об инвестировании. Я рекомендую придерживаться своей тематики. Экспертиза в многочисленных отраслях, когда в профиле просматривается подход «И жнец, и швец, и на дуде игрец», размывает профессиональную экспертизу.
Слепое следование трендам и конкурентам. Все вокруг пишут об актуальной теме, и кажется, что промолчать просто нельзя. Но всегда есть риск скатиться к предыдущему пункту. Не все темы будут органичны, а некоторые – откровенно вредны.
Отсутствие актуальности. В мире каждый день что-то происходит. Безусловно, соцсети – это не новостная ежедневная газета, но всё же полный отрыв от реальности, когда «фигачат» по контент-плану без оглядки на текущие события, выглядит странно. Эту информационную позицию я называю «Эксперт в танке».
Соцсети – это не учебник. Некоторые аккаунты выглядят так: обилие информации, сухость и формализм. Но соцсети – это более лёгкий жанр подачи информации. Продуманный микс экспертных знаний и уместного лайфстайла, краткость и толика юмора позволят быть интересным и не занудным.
Доска почёта. Еще один раздражающий фактор – хвастовство и бравурность. Но американизированная подача в стиле супергероя «Я самый крутой чувак на свете» у нас не прижилась. Это не значит, что рассказывать о достижениях не стоит, просто нужно снизить градус и делать это элегантно, иногда – между строк. Кстати, для этого отлично подойдут сторис со скриншотами отзывов клиентов, фотографии дипломов, визуала с мероприятий.
Странные сторис. Сторис – прекрасный инструмент, чтобы рассказать о себе важную информацию, приоткрыть стиль жизни «вне протокола», элегантно и между строк продемонстрировать достижения. Но именно здесь случаются странные метаморфозы. Считается, что сторис должны развлекать аудиторию. Поэтому начинается вынужденная попсовость, перетекающая иногда в плоский юмор или неумело обыгранные табуированные темы. Вот реакция на модный тренд: «Очень, очень бесит, когда в сторис человек идёт и что-то говорит сам с собой. Раздражает, когда человек постоянно сам себя снимает. Это, как мне кажется, патология».
Развлекать непринуждённо, легко и при этом не терять смысл сложно, но можно. Показывать себя в нужном и выгодном свете – вообще высший пилотаж. Нужен хороший вкус, и его можно развить насмотренностью за другими удачными аккаунтами. Ещё одна распространённая проблема сторис – размещение большого объёма текста, который не успеваешь прочесть. Сторис – не про текст, а про визуал.
Братская могила хештегов. Хештеги, привязанные к постоянным рубрикам аккаунта и деликатно размещённые внизу поста, вполне уместны и свидетельствуют о хорошей структуре информации. Рубрики помогают удерживать коммуникационный стержень. А вот «братские могилы» хештегов из написанных слитно слов, которые невозможно прочитать, очень раздражают и прямо кричат о том, что автор очень хотел оптимизировать поиск.
Выдуманная геопозиция. Фотография и геопозиция на ней иногда откровенно не соответствуют друг другу: автор на фотографии в офисе, геопозиция показывает модный ресторан. У читателя возникает когнитивный диссонанс и недоверие. Решение притянуть геотег за уши – вопрос о том, хочет ли автор быть или казаться. Стратегию «казаться» используют юноши и девушки, фотографируясь в чужих платьях и машинах. Если же ценность – честность и важно продемонстрировать определённый стиль жизни через посещение конкретных мест, в которых вы действительно бываете, просто озаботьтесь фотографиями оттуда, не обязательно профессиональными.
Игнорирование правил и норм русского языка. Да, бытует мнение, что в соцсетях с русским языком всё гораздо проще. Зачем заморачиваться и начинать каждое предложение с заглавной буквы? А вычитывать опечатки? Мы же занятые люди, это никому не нужные хлопоты. Но всё же текст должен быть читаем, и это – вопрос уважения к читателю. Небрежность в тексте сигнализирует и о небрежности в отношении к профессиональной деятельности, а это уже – вопрос доверия.
Качественная коммуникация в соцсетях требует осмысленности, времени и развитого вкуса. Наиболее успешные аккаунты получаются у людей, которые отлично слышат себя и знают, что они на Земле. У них есть коммуникационная стратегия и смысловое ядро. Это позволяет им последовательно и четко, из поста в пост, выдерживать свою информационную линию. Секрет их успеха, вдохновения, сил, отсутствия выгорания – в том, что они честны сами с собой и их коммуникация гармонична.
тобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».