В кризис любой бизнес стремится сократить расходы и увеличить прибыль. Сеть чистки и ремонта обуви Sneaknfresh увидела такую возможность в установке постаматов для приёма заказов от клиентов. Модель доказала свою эффективность буквально за несколько месяцев. О том, как шкаф с IT-начинкой заменяет собой офлайн-пункт и какие преимущества от использования постаматов получает бизнес, порталу Biz360.ru рассказал совладелец сети Sneaknfresh Александр Долгов.
Александр Долгов – 36 лет, серийный предприниматель из Новосибирска, основатель и совладелец компаний Sneaknfresh,
Laser Love,
«ЧебурекМИ», Ultrafor,
Magma Food, «Стрижевский». По образованию – антикризисный менеджер. После окончания вуза работал в найме на топ-позициях, пробовал запускать бизнес в Китае. Большинство его нынешних бизнесов развиваются по франшизе. Автор книги «История настоящего предпринимателя», автор и ведущий подкаста «Тру Бизнес Стори».
Проект Sneaknfresh начал работать в Новосибирске в 2020 году как сникер-химчистка. Этот проект я открыл вместе с Дмитрием Моргуновым, и сегодня мы – сооснователи самой крупной сети чистки и ремонта обуви в России.
В самом начале пути специализировались на чистке кроссовок, но со временем начали чистить и проводить лёгкую реставрацию любой обуви.
Проанализировав требования и потребности рынка, мы выросли до полноценной услуги по ремонту и чистке обуви. И на данный момент делаем даже сложные реставрации, например, восстанавливаем «баллоны» (воздушные подушки в подошве кроссовок – прим. редакции) и подшиваем задники. Также занимаемся кастомизацией обуви и сумок.
В 2020 году начали активно развивать этот проект по франшизе. И, как итог, сейчас у сети SneakNfresh 47 точек по всей России.
В конце 2020 года мы поняли, что пандемия внесла существенные коррективы в процесс потребления. Стала активно развиваться курьерская и бесконтактная доставка. В 2021 году, ориентируясь на этот тренд, начали искать новые, дополнительные возможности для снижения издержек и увеличения заработка. И уже в начале 2022 года запустили новый формат работы – постаматы, автоматические пункты приёма обуви. А в феврале 2022 года, когда экономика страны пошатнулась из-за известных событий, мы поняли, что двигаемся в нужном направлении, и проект Sneaknfresh стал развиваться ещё быстрее.
Мы объединили две ниши и два тренда.
1. Чистка и ремонт обуви. Эта услуга супер-востребована в кризисы. Мы это видим по поисковым запросам о ремонте обуви. В нестабильные времена – 2008 и 2014 годы, рост запросов составлял 20%.
После каждого кризиса у потребителей остаётся привычка ремонта обуви, и они продолжают использовать эту услугу. Она стала особенно актуальной в 2022 году, когда крупные обувные бренды уходят с рынка, а цены растут. Люди предпочитают сохранять старую любимую обувь, а не тратиться на покупку новой.
Мы находим этому подтверждение и в собственном проекте: в бизнес-модель изначально закладывали выручку в 300 000 рублей. Сейчас наши точки делают 600 000 рублей. В апреле собственная розница в Новосибирске установила рекорд: 1,4 млн. рублей выручки.
2. Постаматы. Это пункт бесконтактной выдачи товара в удобной для клиента локации. Они стали активно набирать популярность в России в последние пять лет.
- Немного статистики.Количество постаматов в последние три года растёт в 2-2,5 раза год к году. По данным 2ГИС, в 15 крупнейших городах России в январе 2021 года работало 7616 постаматов, а годом ранее – только 4938. Рост существенный – 54%.
Наш основной формат работы – полноценные точки по чистке и ремонту. В день клиенты приносят минимум четыре-пять пар, то есть спрос на наши услуги есть. Но какой бы классной и востребованной не была услуга, важно, чтобы она была территориально доступной и близкой клиенту. Именно поэтому мы создали дополнительные точки для приёма и выдачи обуви.
Например, мы договорились о сотрудничестве с некоторыми барбершопами в Новосибирске, Барнауле, Хабаровске и Москве. Клиентам это удобно – приходишь на стрижку, заодно сдаёшь кроссовки на чистку. Но принимать обувь в таком формате неудобно, да и были ограничения в локациях.
Это подтолкнуло нас к решению, что нужно организовывать специальные места для приёма, хранения и выдачи обуви. Так, объединив тренды, пришла идея собственных постаматов. Мы исходили из того, что если дадим клиенту возможность сдавать туфли/ботинки/кроссовки на ремонт и чистку прямо возле дома, он будет этим пользоваться.
Если рассматривать постамат как пассивный доход, то этот бизнес не требует постоянного включения в процессы, найма и работы с сотрудниками, обслуживания помещения. В вопросах снижения издержек и быстрого масштабирования бизнеса постаматы выигрывают. Требуется всего от одного квадратного метра площади, в то время как для полноценной точки необходимо от шести квадратных метров.
Стоимость аренды, соответственно, ниже: от 5 000 рублей в среднем по сравнению с 15 000-20 000 рублей. Плюс – намного больше вариантов с локациями, а значит – больше охвата клиентов: не только на саму услугу, но и для продвижения бренда.
Пять задач, которые решает постамат:⠀
-
Позволяет быстрее захватывать территорию. Один постамат = один пункт приёма, отображающийся на карте («2гис», «Яндекс.Карты», Google Map).
-
Сокращает расходы. Не нужно тратиться на администратора, стойки, систему хранения. Постамат занимает всего один квадратный метр, арендная плата гораздо меньше, чем при аренде помещения для пункта приёма.
-
Является маркетинговым инструментом: притягивает взгляды людей и привлекает новых клиентов.⠀
-
Автоматизирует процессы: постамат работает через CRM-систему, все заказы попадают напрямую в компьютер сотрудников.⠀
-
Удобство для клиентов. Сдать/забрать обувь можно в любое время, оперативно, без очередей и привязки к работе пункта приёма.
После того, как мы приняли решение об использовании постаматов в проекте Sneaknfresh, начали искать поставщика оборудования. Изначально пошли простым путём: набирали запросы в поисковиках и обращались на производства. Пообщались с несколькими, и выбрали тех, кто предложил лучшие для нас условия сотрудничества.
Назвать город, в котором находится выбранное нами производство, извините, не можем – это внутренняя информация. Скажу только, что на изготовление одного постамата требуется до трёх недель, а его стоимость – 250 тысяч рублей.
На старте мы сделали первый постамат на 12 ячеек. Принцип его автоматизации максимально прост. Клиент вводит на дисплее свой номер телефона и помещает обувь в открывшуюся ячейку. Постамат отправляет уведомление администратору химчистки о поступившем заказе, чтобы он мог связаться с клиентом для согласования набора услуг и необходимой консультации. Если клиента устраивают условия, то компания оказывает услуги и возвращает готовую обувь также через постамат. Оплата происходит после согласования услуги и её стоимости: клиент получает квитанцию, которую оплачивает в своём мобильном банке.
Установка первого постамата состоялась в 2022 году. Мы разместили его в популярном спальном районе Новосибирска. И уже в первый месяц сделали выручку около 30 000 рублей без рекламы и какого-то продвижения.
Потом начали подключаться партнёры. Первый открылся в Москве и приносит своему владельцу на данный момент среднюю выручку 70 000 рублей в месяц. На второй месяц работы мы продали уже десять постаматов в одни руки.
Что сейчас по цифрам.
Вложения в открытие одного постамата:
-
250 000 рублей – стоимость постамата;
-
10 000 рублей – доставка;
-
5 000 – 10 000 рублей – аренда места в месяц.
Доходы от одного постамата:
-
4 пары обуви – в среднем в день, 1 400 рублей – средний чек, 30% – маржинальность;
-
Соответственно, 4 х 1400 х 30 = выручка 168 000 рублей в месяц;
-
Чистая прибыль - 50 400 рублей.
На данный момент мы видим, что прогнозируемый срок возврата инвестиций – пять месяцев.
Мы убедились, что движемся в верном направлении: партнёров становится всё больше. Постаматы покупают новые для нашего проекта люди, которые хотят получать пассивный доход. И действующие партнёры закупают постаматы для развития своих точек.
Ценность постаматов Sneaknfresh заключается не в самой коробке, а в софте, собственной IT-инфраструктуре. Мы продумали интеграцию с CRM: заказы напрямую попадают в систему. Сейчас в разработке мобильное приложение, через которое клиенты смогут оплачивать услугу и контролировать статус заказа.
Мы научились сами работать с постаматами и помогаем партнёрам. Для этого передаём им доступы к личному кабинету, где фиксируются все транзакции, предоставляем инструменты для увеличения выручки, помогаем с выбором локации, привлечением клиентов, оказываем юридическую помощь.
Наиболее популярными вариантами постаматов сейчас являются те, что принадлежат маркетплейсам Ozon, Wildberries и службе доставки Boxberry. Но есть проблема: используя их постамат, его номинальным владельцем остаётесь не вы, а собственник. Его основная цель – установить свой постамат вашими руками, чтобы увеличить собственную прибыль.
Мы двигаем рынок и хотим, чтобы наш партнёр, как собственник, получал максимальный доход от своего постамата и быстрее окупал вложения. А мы со своей стороны расширялись, продавая новые постаматы, отрывая новые точки, неся в массы культуру чистки обуви.
На данный момент мы активно продаём постаматы только в те города, где уже есть или откроются в ближайшее время наши партнёры. Мы делаем это для того, чтобы контролировать стандарты работы мастеров, а покупатели постаматов были уверены в качестве оказанных услуг и в том, что клиенты будут.
Наши планы на ближайшие несколько лет: установить 1000 постаматов по России. И мы планомерно двигаемся к этой цели. В частности, запускаем собственное производство постаматов, а в сентябре «выкатим» приложение для клиентов.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».