Неизбежный атрибут любого посещения ресторана – ожидание заказа. При этом чем дороже заведение, тем больше времени требуется на приготовление блюд. Необходимость терять время за пустым столиком раздражает многих, особенно в обеденный перерыв, когда на счету каждая минута. Стартовавший несколько месяцев назад сервис FoodBerry позволяет москвичам заранее заказать блюдо в ресторане к определённому времени. Зачем проводить презентации продукта, который ещё не разработан, и можно ли заказать через приложение одну чашку кофе, сооснователь сервиса FoodBerry Василий Мазанюк рассказал Biz360.ru.
Василий Мазанюк, 29 лет, сооснователь проекта FoodBerry. Закончил МГИМО МИД РФ по специальности «Международные экономические отношения». Практиковался в Счётной палате РФ, аппарате правительства РФ, потом работал в строительной компании. Руководитель компании MWP Tech, которая занимается IT-разработкой и дизайном. Проект FoodBerry вместе с партнёрами основал в 2016 году.
Идея сервиса FoodBerry появилась у его будущего основателя, Антона Светлова, ещё 3 года назад. В районе Москвы, где он тогда работал, на несколько офисных центров было всего 2-3 ресторана. И в каждый обеденный перерыв у Антона уходило много времени на то, чтобы найти свободный столик и дождаться своего заказа. Он рассказал своему другу Василию Мазанюку об идее дистанционного заказа еды в ресторанах через мобильное приложение.
Изучение рынка показало, что подобных продуктов в этой сфере почти нет. Компаньоны нашли не более 2-3 сервисов, каждый из которых сотрудничал лишь с очень небольшим числом ресторанов.
Реализовывать идею будущего приложения FoodBerry Антон Светлов и Василий Мазанюк начали только спустя 2 года, в мае 2016 года. Приступив к разработке, они сразу же стали искать потенциальных партнёров среди ресторанов. Это требовалось для того, чтобы понять, нужен ли продукт на рынке, стоит ли вкладывать время и средства в его разработку.
«Мне кажется, только в России принято заниматься разработкой «за свои деньги» и брать на себя все риски, если продукт «не взлетит». Во всём мире считают по-другому. Сначала надо найти, кому это интересно, привлечь деньги и только потом заниматься разработкой продукта», - говорит Василий.
Устраивать полноценные презентации будущего мобильного приложения мешало то, что самого продукта ещё не существовало, даже в виде прототипа. Поэтому Василий и Антон «на словах» объясняли рестораторам принцип его работы.
Около половины собеседников не слишком понимали, что именно им предлагают. Они считали, что речь идет об очередной службе доставки еды из ресторанов. Но вторая половина рестораторов, к которым обращались основатели FoodBerry, сразу же оценили замысел.
«Было тяжело искать партнёров, не имея ничего, кроме идеи. Но те, кто нас понял, реагировали очень бодро. Они говорили, что за нашей идеей должно быть будущее, потому что она поможет сэкономить время. Люди, особенно в Москве, не хотят терять ни минуты на ожидание в ресторане. Они скорее потратят это время на себя», - признаёт Василий Мазанюк.
Созданием приложения занималась компания Василия MWP Tech. Этот процесс занял около полугода – больше, чем рассчитывали основатели стартапа. На сроки работ повлияло то, что создавать пришлось фактически не одно, а три приложения. Два из них рассчитаны на клиентов (в Android и iOS), ещё одно – на рестораны.
Но ключевой ошибкой, затянувшей создание сервиса, стало отсутствие технического задания. Его решили не делать, так как посчитали, что при работе внутри «своей» компании без него можно обойтись. Это привело к появлению логических путаниц, тормозивших работу.
«В развитии проекта было сделано много ошибок, которые в итоге стоили нам лишних расходов. Получилось, что мы сами наступили на грабли, которые всегда пытаемся обойти при работе с клиентами»
Чтобы готовый продукт был удобен и функционален, его создатели несколько раз выносили прототипы на обсуждение рестораторов. Специалисты этого бизнеса советовали, что нужно изменить, чтобы и ресторанам, и клиентам было комфортнее пользоваться сервисом.
«Спасибо рестораторам за то, что они нас не прогоняли. Мы совсем не из этого бизнеса, знаний ресторанной специфики у нас не было, и это тоже замедляло процесс. Но со временем информации стало больше, и мы уже начали в чем-то разбираться», - добавляет Василий Мазанюк.
Полноценный «коммерческий» релиз приложения FoodBerry состоялся в апреле 2017 года. К этому времени пользователи могли оформить заказ блюд в 9 подключенных к платформе ресторанах.
После того, как сервис начал обслуживание клиентов, привлекать в него новые рестораны стало проще. Но неожиданно возникла новая проблема. Выяснилось, что большинство ресторанов заняты установкой онлайн-касс, необходимых к использованию согласно изменениям, принятым к федеральному закону 54-ФЗ.
Помимо решения технических вопросов рестораторам нужно было обучить сотрудников работе с новыми кассовыми системами. Все остальные дела отошли для них в это время на второй план. Сейчас, по словам Василия Мазанюка, новые кассы почти у всех установлены, и рестораторы возобновляют прерванное общение с FoodBerry.
Ещё одна сложность, связанная с подписанием новых ресторанов, не зависит от новых законов и других «внешних» обстоятельств. У ресторанных сетей, как правило, каждое заведение представляет собой отдельное юридическое лицо со своим гендиректором. И если руководству холдинга интересно сотрудничество с FoodBerry, дальше начинаются долгие согласования с каждым из ресторанов. Это серьёзно увеличивает время, необходимое на подписание договоров.
«Мы ещё в мае договорились с одним холдингом, руководству которого было бы интересно с нами сотрудничать. Но мы с ними до сих пор не подключили ни одного ресторана, всё находится пока в стадии согласования», - приводит пример Василий Мазанюк.
Особенностью продукта FoodBerry, по словам его авторов, является понятный и простой интерфейс, в котором может разобраться даже школьник. Скачав приложение, пользователь может оформить предварительный заказ еды в представленных на платформе ресторанах.
На странице каждого заведения есть меню с фотографиями. Это позволяет клиенту не просто выбирать блюда по названию, а видеть, что он получит в итоге. Такие иллюстрации – одно из условий для ресторанов, чтобы начать сотрудничество с FoodBerry.
Также на страницах партнёров указано время готовки блюда, на которое должен рассчитывать заказчик. Готовое блюдо ждёт клиента на кухне ресторана под колпаком и тёплой лампой, оно выставляется на стол только при появлении заказчика. Таким образом, если посетитель опаздывает, еда остается свежей и горячей.
Ещё одна возможность сервиса – предзаказ обеда. В ресторанах, работающих с FoodBerry, можно заказать обед уже утром. Благодаря этой опции клиенты решают «проблемы с обедом» задолго до напряженной середины дня. А рестораны более точно представляют себе объём работы в часы пик.
«Я люблю проводить аналогии нашего сервиса с заказом такси. Ещё 2-3 года назад люди делали это по телефону или SMS, ловили машину на улице. Сейчас большинство пассажиров вызывают в Москве машину через приложения, никому не звоня и ни с кем не общаясь. С едой в течение 2-3 лет будет то же самое. Люди смогут узнавать меню и заказывать еду, не тратя на это время в ресторане», - убеждён Василий.
При заказе через приложение клиент сразу оплачивает по карте полную сумму счёта. Это – страховка от ситуаций, когда предзаказ сделан, блюда приготовлены, а в ресторан за ними никто не приходит и, соответственно, не оплачивает на месте.
Заказы от пользователей FoodBerry поступают «исполнителям» на планшеты с установленной программой. Их рестораны получают бесплатно от команды проекта
На начальном этапе работы с рестораном сервис отслеживает поступление и выполнение заказов. Как показывает практика, иногда сотрудники заведения бросают в зале или на кухне планшет, на котором установлено приложение. Из-за этого они не видят поступающие заявки. Чтобы заказы не терялись, специалисты FoodBerry разработали специальную систему контроля. Иногда им приходится лично звонить в рестораны и сообщать о заказе.
В первые полтора-два месяца работы FoodBerry клиентов было немного. Его основатели связывают это с тем, что подобных сервисов на российском рынке фактически не существует, и его принцип действия ещё не всем был понятен. Но начиная с июня 2017 года, количество пользователей стало серьёзно расти.
Сейчас на двух платформах (iOS и Android) приложение Foodberry скачивают как минимум 10 раз в день. В сумме за все 4 месяца работы проекта накопилось уже около 1000 скачиваний.
К сервису FoodBerry подключено около 30 ресторанов. На платформе представлены рестораны разных ценовых категорий – от дорогих заведений до сетевого фастфуда. Договоры с ними подписываются на год.
Как показывает практика, чем больше у сервиса клиентов, тем проще идут переговоры о сотрудничестве с новыми ресторанами. Чтобы убедить представителей заведения в выгоде совместной работы, им достаточно показать статистику заказов через сервис.
Пользование сервисом FoodBerry для клиентов ресторанов полностью бесплатное. Сумма счёта при заказе через приложение будет такой же, как при аналогичном заказе «на месте». Одно из важных требований сервиса к ресторанам – отсутствие минимальной суммы заказа (оговоренной суммы, которую должен потратить клиент). Заказ через FoodBerry может составлять всего одну чашку кофе.
Монетизация сервиса заключается в комиссии, получаемой с ресторанов. Она составляет 10% от суммы счёта «онлайн-заказчиков».
Фактическая прибыль FoodBerry - не более 1-2% от каждого заказа. Остальное уходит на оплату комиссии банков (3% от каждого перевода) и другие расходы проекта
Вложения в создание сервиса измеряются миллионами рублей. Это были собственные средства основателей FoodBerry, заработанные на других проектах. По словам Василия Мазанюка, многие ненужные расходы стали следствием ошибок в организации процесса разработки. На окупаемость создатели проекта рассчитывают выйти в течение 3-4 лет.
Команда проекта состоит из 4 человек. Генеральным директором является Антон Светлов, до этого работавший в Mail.Ru и Рамблере. Второй сооснователь стартапа – Василий Мазанюк, занимается всей операционной деятельностью, связанной с FoodBerry.
Третий сооснователь, Вячеслав Корнилов, разрабатывает дизайн приложений. За подключение новых ресторанов отвечает Максим Котин, товарищ Василия по учебе в МГИМО. Остальные сотрудники нанимаются по договору в случае необходимости. Консультанты по маркетингу также работают «на аутсорсе».
За август-сентябрь 2017 года FoodBerry планирует увеличить количество ресторанов-партнёров вдвое, добавив еще около 30 заведений. Большинство из них находятся на финальной стадии переговоров либо в процессе подключения к платформе. Также есть заинтересованность в сотрудничестве с сервисом среди крупных брендов, каждый из которых представляют от 20 до 100 ресторанов. Среди действующих и потенциальных партнёров - холдинги «Рестораны Раппопорта», «Il Forno group», «Китайские новости», «Бургер Кинг» (в сети к сервису подключена пока одна из точек).
В ближайшее время в приложении для ресторанов будет доступна новая функция - система сбора данных по проводимым акциям. Она позволит ресторанам видеть, сколько людей «пришло по акции», окупилось ли её проведение. Такого продукта, по мнению Василия Мазанюка, на рынке пока нет.
Освоившись в Москве, создатели FoodBerry уже приступают к «открытию» новых городов. Осенью 2017 года сервис должен заработать в Санкт-Петербурге. Проект в этом городе сейчас ведёт переговоры с ресторанами.
Как заработать на доставке диетического питания.
Как работает агрегатор доставки еды из кафе и ресторанов.
«Ели-Худели»: как устроен сервис по доставке продуктовых наборов.