Москвич Александр Капота продаёт амбарные доски, которым несколько десятков, а то и больше сотни лет, и которые раньше были частью дома, сарая, забора или мельницы. Такая старина, к примеру, пользуется спросом у интерьерных дизайнеров и рестораторов. Среди клиентов Александра есть и частные лица, и небольшие дизайн-бюро, и даже мировые корпорации – в частности, Google и McDonald’s. О том, как давать вторую жизнь старым доскам, порталу Biz360.ru рассказал основатель проекта Greyboard Александр Капота.
Александр Капота, 29 лет, основатель проекта
«Магазин старых досок Greyboard». Окончил Университет российской академии образования по специальности «банковское дело, финансы и кредит». Идею продавать старые доски для интерьеров и делать из них мебель Александру в 2010 году подсказала сестра, обратив его внимание на относительно свободную в тот момент нишу.
В детстве мой дед, живший в деревне, каждое лето перед копкой картошки заставлял нас с братом ремонтировать старые деревянные ящики для неё. Я терпеть этого не мог, а сейчас, по большому счёту, занимаюсь именно такой работой. Постоянно имею дело с ржавыми гвоздями и старыми досками.
Моя компания называется «Магазин старых досок Greyboard». Свою первую доску я продал в 2012 году. В тот период я работал с сестрой, которая занимается дизайном интерьеров. Она была знакома с темой амбарной доски и подкинула мне идею заняться её продажей.
- Амбарная доска - это старая древесина, из которой когда-то были возведены амбары, деревенские избы, мельницы и т.д. Обычно её называют greyboard - серая доска – из-за цвета, приданного ей ветрами, дождями и солнцем. Такая доска носит на себе следы времени - сколы, выщерблены, следы от гвоздей, старую краску (порой в несколько слоёв). Структура каждой доски уникальна - это всегда неповторимый рисунок древесных волокон, сучков, царапин, потёртостей. Именно за эти качества амбарная доска так высоко ценится.
К запуску своего бизнеса я не готовился никак, просто принял решение пробовать - и начал работать. Прокатился по деревням Московской области, собрал образцы старых досок и отснял их.
Где я искал первые амбарные доски? Разбирал старые дома и сараи своих знакомых. Расклеивал объявления с предложением снести ветхие строения бесплатно, искал дома под снос через районные администрации.
Оказалось, что никто не хочет не то что отдавать, но и продавать материал. Говорили, что им самим нужны эти доски. На предложение поменять их на новые или на дрова отвечали, что не хотят, что им и так хорошо. У людей в глубинке почему-то появляются какие-то странные сомнения при предложении поменять им старую обшивку дома или дачи на новый сайдинг. Или забрать их разобранный на дрова сарай и оставить денег на целую машину дров. Люди сразу подозревают неладное. Соглашался только один человек из сотни. И тот не всегда оказывался надёжным.
Разбирать бесхозные дома оказалось невозможно - у всех или всё-таки есть владелец, или соседи его знают. А ещё они знают участкового... Поэтому сейчас работаем только по договору.
Поначалу я вкладывал в проект всё, что зарабатывал у сестры. По моим подсчётам, до того, как проект начал приносить прибыль, я вложил в него около 3 млн. рублей. Покупка инструмента, поездки в поисках старых домов, перелёты, сама доска (её чаще всего покупал), доставка из регионов.
Всё, что удалось купить, я свозил на чердак к родителям, на свою веранду, на стройку. Завалил всё, что мог. Близкие решили, что я помешался - это же всё стоило денег.
Поначалу старые доски продавались вяло. Этот материал таков, что его нужно смотреть в ассортименте, трогать руками. Для увеличения продаж я стал искать фотографов, чтобы сделали красивые снимки, и собирал контакты дизайнеров в соцсетях. Списывался с дизайнерами, был послан много раз, но изредка получалось продавать им.
Первое время также искал клиентов через сестру-дизайнера. Потом разработал свой сайт - на коленке, за 30 минут - никаких конструкторов, самописный. Хорошо, что у меня большая семья: брат - специалист в этой части. Первым клиентом, пришедшим через сайт, была девушка - не дизайнер, а частное лицо - она купила доску в свой дом для стеллажа у камина.
Потом я открыл страницы проекта «Магазин старых досок Greyboard» в соцсетях. С приходом в Instagram искать клиентов стало проще. Я снимал разные старые постройки и постил их в наш аккаунт. Потихоньку поток клиентов подрос, из-за чего пришлось переехать в гараж неподалёку от дома, чтобы в нём можно было работать.
Делал всё своими руками: шкурил, пилил, красил и обрабатывал доски сам, сам же развозил их по клиентам. Потом вместе с братом стали делать из амбарных досок мебель - столы, столешницы, панно. Мы креативили: что-то брали из головы, иногда подсматривали идеи на сервисе Pinterest, иногда делали по задумкам клиента.
Амбарная доска - это в первую очередь массив. Всё, что делается из дерева, можно выполнить из амбарной доски. В основном, конечно, предметы мебели и интерьера. Сейчас это дань моде, но когда люди поймут, что покупая что-то из старой доски, они сохраняют жизнь растущему дереву и помогают сделать наш мир чуть чище, это станет популярным трендом.
Поток клиентов постепенно рос. Правда, в какой-то момент у сестры-дизайнера снизилось количество заказов, из-за чего я полностью остался на самообеспечении. И тут свалился достаточно большой заказ на отделку ресторана. В процессе переговоров я сразу не узнал заказчика – известного актёра и ресторатора Степана Михалкова, понял это только после подписания договора.
Получив деньги за крупный заказ от Михалкова, побежал искать новое помещение для своего проекта. Ничего приличного для моего бюджета не было. Вспомнил про завод, где когда-то арендовали помещение с мужем сестры. Пришёл напрямую к директору – для нас нашёлся подвальчик в 40 «квадратов». Денег от казавшегося «жирным» проекта хватило на оплату двух месяцев аренды, зарплату брату и сертификацию.
Мы до сих пор работаем на территории этого завода в районе метро «Ленинский проспект». После переезда на это место клиенты потянулись к нам, потому что было удобное расположение. Мы стали расти: по полной упаковались доской, прикупили дополнительный инструмент.
Вскоре наших с братом рук для обработки досок перестало хватать. Да и мы не столяры: всему учились на YouTube и на разных сайтах. Я нанял столяра, потом ещё одного. Работать с ними интересно - каждый хочет сострогать всё то, что для нас на самом деле ценно в исходном виде. Такая вот профессиональная деформация. Приходилось долго объяснять, что нам всё-таки нужно.
В процессе развития проекта пробовали работать с разными столярами, но не все справлялись. Сейчас у нас подобралась хорошая команда, но в январе мы открываем ещё одну мастерскую Greyboard – нужны будут новые столяры.
Недавно мы переехали из подвального помещения в отдельное двухэтажное здание на заводе. На первом этаже у нас склад-магазин, на втором – мастерская. Крыша тоже наша, там мы устраиваем иногда барбекю для своей команды.
По большому счёту я хотел продавать только старую доску, но сложилось так, что мы ещё делаем мебель. Доска оказалось слишком сложным товаром. Никто, кроме дизайнеров, не знал, что с ней делать. Приходилось изготавливать мебель, чтобы показать: этот материал заслуживает второй жизни.
На данный момент все наши продажи распределяются следующим образом: около 30% - амбарная доска, остальное - продукты собственной мастерской. В шоу-руме Greyboard продаются столы, стулья, разделочные доски, фотофоны, подставки и прочая мелочь. Всё это – старые вещи или сделанные из старого. Также у нас большая коллекция старых сундуков, ставней и дверей.
Многие наши поставщики - это наши же сотрудники. Если они при разборе дома находят интересные балки и пни, сообщают мне. Да, да, у нас есть свой магазин пней и пеньков. Но их немного продаётся, если честно.
Нашим старым доскам в основном от 70-ти лет. Они выполнены из сосны, ели, лиственницы, пихты, дуба, бука, топляка (старой плотины) или дубовых балок. Качество материалов зависит от сорта древесины и места её эксплуатации.
Нам постоянно приходится сталкиваться со стереотипами, что мебель из старой доски - это невыгодно. Дерево ведь уже старое! Хотя у него срок службы при правильной эксплуатации не ограничен. Мы даём гарантию на наши доски и продукцию из них. К тому же стили «лофт» и «индастриал», в которых мы работаем, подразумевают нарочитую неаккуратность. Со временем наша мебель станет только лучше: где-то её прижмут, ударят, сколют, поцарапают. С удовольствием поправим или посоветуем, что с этим сделать, но для внешнего вида это только плюс!
К тому же это креативно, и такая мебель имеет необычный внешний вид, сохраняя все свойства массива. Ну и главное - практически все наши доски были сделаны вручную и для себя. На протяжении десятилетий и столетий их латали, царапали, вбивали в них гвозди и красили. В таких стенах выросли поколения наших предков. Это сродни антиквариату, они заслуживают нашего внимания.
Мы перепробовали множество способов обработки досок, далеко не всё нам подходит - разные составы по-разному ложатся на старую древесину. Есть такие нюансы, как покрытие маслом несколькими слоями с интервалом не более суток - иначе на поверхности досок проступает воск. Специалисты не знают, почему так происходит, но мы поняли, как этого избегать. Таких нюансов очень много в нашей работе. И их нет в интернете – до всего пришлось доходить опытным путём.
Основную часть доски мы привозим из регионов. У нас там склады и работают наши артели. Складов всего пять – в Архангельске, Костроме, Кирове, Грозном, Краснодаре. Там нашлись люди, готовые работать с нами. Складские и производственные помещения остались ещё со времён Советского Союза. Чтобы наладить работу с амбарной доской в регионах, я сам неоднократно туда ездил.
Предварительная подготовка проходит именно на региональных складах. Мы отсматриваем предлагаемые под снос дома. Если целесообразно - сносим их (далеко не каждый). Потом, при аккуратном демонтаже, изучаем доски на предмет гнили. Часть досок, к сожалению, ломается при сносе.
Затем происходит предварительная очистка древесины мягкими щётками, удаление всех металлических предметов (гвоздей, скоб). Потом груз формируется на складе. Когда собираем нужный объём, отправляем на сушку. Там доска проводит три недели при температуре 72 градуса.
Своя сушка находится у нас в Краснодаре, но её мощности не всегда хватает. Поэтому мы пользуемся сторонними - в других регионах. Не так сложно организовать собственную сушку, сложнее постоянно загружать её работой. Её необходимо всё время топить, для чего требуются истопник и грузчики. Это постоянные статьи расходов. У нас не всегда достаточно доски, чтобы запускать сушку. Нам проще накапливать древесину на складе, а затем вывезти её на стороннюю сушку.
После просушивания амбарная доска грузится в машину и едет в Москву на центральный склад. Тут мы её пересчитываем и снова отбраковываем. Иногда на брак приходится до 50 процентов материала. Он ломается при демонтаже и транспортировке.
Здесь, в Москве, остаётся выполнить только столярные работы, изготовить мебель и прочую продукцию. На последнем этапе я практически всегда присутствую сам.
Сегодня «Магазин старых досок Greyboard» зарабатывает от 200 000 до 1 500 000 рублей в месяц чистой прибыли. Проект давно себя окупил. Наши ежемесячные расходы без затрат, непосредственно связанных с поставкой доски, составляют 1-1,5 млн. рублей в месяц.
Цены у нас следующие. Доска в основном стоит от 1000 до 5000 рублей за квадратный метр, стол дубовый - 30 000-50 000 рублей, панно сосновое - 5 000 рублей за «квадрат», разделочные доски - 1500-2000 рублей. Пни продаём в основном за 1500-4000 рублей. Сундуки от 3000 до 25 000 рублей (в зависимости от размера).
Частный клиент нередко покупает одну доску за 150-500 рублей, в то время как заказ от ресторанного бизнеса составляет 1,5-2 млн. рублей. То есть разброс по чеку и возможностям клиентов очень большой. Но для нас каждый из них уникален, мы каждого ценим.
Наши постоянные клиенты, в основном, дизайнеры - 40-50% от общего числа. Среди крупных корпоративных клиентов - McDonalds, «Му-Му», Google. Есть клиент, которого я и никто из наших сотрудников не знает. Мы общаемся с его архитектором, поставляем ему балки, доску, делаем подоконники в дом, двери. Полтора года работаем, стоимость проекта уже близка к 10 млн. рублей. Это рекордная сумма для нас. И при этом, кто заказчик - никто не говорит: ни водитель, ни архитектор.
Каждый год говорю команде, что наступит январь - и тогда передохнём. Но постоянно появляется работа в этом месяце.
Да, у нас есть конкуренты, но мы занимаемся своим делом профессионально: изобретаем новые методы обработки древесины, производим мебель. У нас самый большой склад амбарной доски в России. А, возможно, и в Европе. В наличии всегда есть 12 000 квадратных метров материала.
Мои планы на будущее - растить обороты. Также хочу развивать направление по восстановлению старой мебели. Мы уже привезли на свои склады две машины комодов, лавок, стульев, сервантов.
Мы хотим плотно войти в Европу. Пока немного туда продаём, но, например, в этом году меблировали ресторан в Берлине. Более того – его владелец планирует принимать заказы на мебель, которую мы будем изготавливать из амбарной доски.
Читайте также:
«Фабрика» со всеми удобствами: как устроен коворкинг для мастеров.
Реальные Гончары: как устроена и на чём зарабатывает гончарная школа.
Двери в прошлое: как заработать на производстве дизайнерских дверей.