Реальные Гончары: как устроена и на чём зарабатывает гончарная школа

Прочтёте за 5 мин.

Как из мастер-классов на кухне выросла интересная франшиза

IT-инструменты, которые использует проект Колокол

  • AmoCRM
  • SMM-planner
  • Youtube

Долгое время Арина и Ярослав Гончар не подозревали, что их фамилия – судьбоносная. Они жили в Киеве и занимались организацией свиданий на крышах. Однако политические события 2014 года привели к тому, что супруги переехали на родину Арины, в Воронеж. Там они решили, что дальнейшая их жизнь будет связана с керамикой – и запустили гончарную школу «Колокол». О том, как заработать на полезном досуге и интересной франшизе, Арина и Ярослав Гончар рассказали порталу Biz360.ru.

Досье

Арина и Ярослав Гончар (26 и 28 лет), предприниматели из Воронежа, основатели гончарной школы  «Колокол». Арина окончила Воронежский государственный архитектурно-строительный университет по специальности «архитектор»; Ярослав получил специальность «театральный режиссёр» в Киевском национальном университете театра, кино и ТВ. Студию «Колокол» запустили в 2015 году.

Гончар Team 

Бизнес тут, бизнес там

Первое время после начала отношений Арина с будущим мужем Ярославом жили в разных городах: девушка в Воронеже, юноша в Киеве. Оба заканчивали учёбу и периодически ездили на встречи друг к другу. Арина параллельно с учёбой зарабатывала карманные деньги на причёсках, а Ярослав играл в Киевском молодёжном театре.

«Но в планировании совместной жизни мы видели в будущем некий общий бизнес, - говорит Арина. - Когда мы о нём мечтали, то думали о некоей школе искусств с разными художественными направлениями для взрослых людей. Для тех, у кого будни заняты скучной работой, и творчества в жизни им не хватает. При этом именно такая идея не казалась нам тогда реальной, если честно».

Потом Арина переехала к Ярославу в Киев, и какое-то время они занимались организацией свиданий на крыше. Для этого арендовали крышу на 27-м этаже с видом на Днепр, украсили её - и приводили туда пары. Потом добавили другие интересные локации - тропическую оранжерею, планетарий. В итоге у них получилось нечто вроде небольшого ивент-агентства.

Гончар Team

«Это если говорить об успешных проектах до «Колокола». Кроме этого, мы пробовали развивать и другие задумки: и электронные книги продавали, и сахар, – вспоминает Арина. – Это всё было в рамках обучения в «Бизнес-молодости», мы тестировали ниши. Но эти идеи были скорее только обучающими, не полноценными бизнесами».

Потом у России с Украиной начался конфликт, и супруги в 2014 году переехали в Воронеж. Бизнес с ивентами пришлось бы полностью перезапускать в новом городе. Арина с Ярославом не стали этого делать - им всегда было понятно, что свидания на крыше не их дело жизни.

А что, так можно было?!

«Керамикой я увлеклась ещё в Киеве, - рассказывает Арина. - Я тогда после переезда оставила за плечами целую жизнь и была несколько потеряна. Искала себя. И так сложилось, что я случайно наткнулась в интернете на фото керамики ручной работы. Меня, помню, они просто поразили. Знаете, есть такая фраза-мем «А что, так можно было?!». Вот это я тогда и почувствовала. Я всегда любила лепить из глины и любила красивую посуду, но мне никогда не приходило в голову, что лепить можно саму посуду. Это было моё, в общем».

Девушка нашла курсы по керамике в Киеве, и первый же урок дал ей понять, что она бы хотела связать с этим жизнь.

После переезда в Воронеж жена Ярослава Гончара стала искать курсы и там. Но ничего не нашла. Тогда она купила гончарный круг и пыталась дома заниматься сама – с помощью видеороликов из интернета. Но оказалось, что такое обучение не очень эффективно – и круг год простоял без дела.

Арина Гончар

«А потом мы с мужем подумали: почему бы не начать реализовывать свою мечту о школе с гончарного направления? Ведь в городе никто не предлагал таких услуг. И в итоге мы запустили школу прямо у себя на кухне, - говорит Арина. – Мы купили ещё один гончарный круг и маленькую муфельную печь на 27 литров, поставили её на балконе. Деньги для этого заработали Дедом Морозом и Снегурочкой. Выходит, мы начали с затрат в 90 тысяч рублей. Так мы и основали «Колокол».

Step by step

Супруги дали рекламу в популярном воронежском паблике «ВКонтакте», нашли двух мастеров для преподавания (что оказалось довольно сложным делом - пришлось долго искать в разных художественных училищах). Механику привлечения первых клиентов использовали стандартную – предлагали первое занятие бесплатно. К слову, она показывает себя эффективной до сих пор.

Как полагают супруги-предприниматели, им повезло с довольно большой для однокомнатной квартиры площадью кухни – 14 квадратных метров. Бесплатные уроки Арина и её муж давали там сами по вечерам в будни почти каждый день, а также с утра до вечера по выходным. А вот для платных занятий приглашали преподавателей. «Сегодня мы бы на такое, наверное, уже не рискнули пойти – а тогда казалось, что наших знаний для бесплатных уроков вполне хватает», - комментирует Арина.

Колокол

Поначалу в «Колоколе» кухонного варианта был всего один продукт: базовый курс, на котором ученик мог слепить себе набор посуды - чашку, миску и т.д. Курс состоял из восьми уроков и стоил поначалу 8 тысяч рублей (затем довольно быстро цену повысили до 9,5 тысяч). На протяжении занятий клиент под руководством учителей сам лепил и глазурировал изделия, забирая в итоге домой полностью функциональную посуду собственного изготовления.

Потом Гончары стали предлагать также двухдневные мастер-классы, на которых ученики на одном занятии лепили какую-то вещь, а на другом её глазурировали. С этими предложениями «Колокол» работал примерно полгода. Далее - добавил продвинутый курс для тех, кому было мало месяца занятий. Этот курс длился 3 месяца и включал 27 уроков.

Гончар Team

«Я вспоминаю начальный период жизни «Колокола» с большим теплом. Группы были небольшие, всё проходило в домашней атмосфере в прямом смысле слова: мы ходили в тапочках, пили все вместе травяной чай с печеньем… Но тогда, конечно, у нас не было такого системного подхода к обучению, как сейчас», - говорит Арина.

Если хочешь быть здоров - расширяйся

Группы быстро набирались, так что на кухне мастерская не задержалась. Уже через три месяца «Колокол» переехал в помещение, где располагается в Воронеже до сих пор. Оно находится в центре города в дореволюционном здании 1907 года постройки.

Там нашлась подходящая площадка на 100 «квадратов» с обычным офисным ремонтом: обои, линолеум и т.д. Предпринимателям пришлось всё переделывать. К переезду они также докупили ещё два гончарных круга, так их стало четыре. На всё это ушло около 400 тысяч рублей (часть - собственные средства, часть была одолжена у родителей, и ещё часть взяли в кредит у организации «Молодежный бизнес России» на условиях выплаты в течении трех лет под 5%).

Колокол

Новая площадь позволила одновременно обучать больше людей, так что число клиентов выросло. В частности, «Колоколу» стали поступать запросы на корпоративные мероприятия, дни рождения, девичники. Например, через четыре месяца после переезда на новую площадь там провела свой тимбилдинг компания Tele2.

«Развиваться получалось быстро, хотя мы открылись летом, в несезон для курсов, - рассказывает Арина. - Тогда у нас в штате были только мастера, всё остальное мы с мужем делали сами. Сегодня, продавая франшизу, мы делаем упор, в частности, как раз на помещение для занятий – оно обязательно должно быть красивым и большим, чтобы привлечь большие группы людей».

Не дожидаясь совершенства

Через год работы предприниматели решили продавать франшизу. «У меня была вначале мысль просто о своей мастерской, - уточняет Арина. - Но Ярослав мыслит более масштабно. Он сразу сказал, что делать какое-то мини-производство для продажи изделий – это прошлый век. Человечество давно переросло эту стадию. Сегодня крупные заводы по производству посуды уже имитируют ручную работу так, что не отличишь от настоящей ручной, – и конкурировать с ними бессмысленно. Можно чем-то таким заниматься, конечно, но прибыльным такое дело не станет, и масштабировать его будет нельзя. Поэтому мы в итоге и стали продавать не результат, а процесс, эмоции. Наши клиенты, впрочем, забирают изделия с собой – так что в каком-то смысле мы продаём и вещи, просто делаем их не мы».


В отличие от многих владельцев бизнеса, основатели «Колокола» не стали ждать, пока доведут дело до совершенства, чтобы запустить франшизу. Поэтому в январе 2017 года к ним уже приехали первые франчайзи. Новоиспеченные франчайзеры всех честно предупреждали о существующих недоработках.

«Например, к моменту старта продаж первых франшиз у нас был не отработан производственный цикл (процесс от начала занятий до получения готовой вещи), - отмечает Арина. – И мы, например, только сейчас делаем себе нормальный дизайн. Но ничего – процесс улучшения вечен. Так что, если бы у нас была цель сначала достичь совершенства, а уж потом расти – мы бы до сих пор не запустили франшизу. А так у нас уже 17 филиалов, и никто ещё пока не закрылся».

Первые франчайзи «Колокола» были из Липецка и Сургута. Сегодня к ним присоединились Саратов, Красноярск, Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Хабаровск и другие города.

Колокол

Цена франшизы зависит от количества жителей города, вилка паушального взноса - 100-250 тысяч рублей. Покупатель получает сайт, фирменный стиль, бизнес-обучение и гончарный курс, а также ежедневную поддержку в общем чате «Колокола». По словам Арины, партнёры всегда могут задать им любые вопросы до и после открытия. Для старта франчайзи также понадобится от 700 тысяч до 1,5 млн. собственных инвестиций.

Во всех филиалах «Колокола» предлагается примерно одна и та же линейка обучающих продуктов. Их клиенты могут посетить мастер-класс за 1200 рублей и унести домой готовую функциональную вещь, а могут пройти полноценную программу, чтобы стать мастером (стоимость – 58,5 тысяч рублей).

Колокол

«Многое зависит от человека. Конечно, у кого-то с развитием в своём городе получается быстрее, у кого-то медленнее, а кто-то тупит – бывает и такое, - говорит Арина. - Поэтому дела у кого-то идут получше, а у кого-то похуже. Но такое, чтобы в один месяц сработали в минус, было пока только один раз».

Свой круг

В плане продвижения супруги тестировали разные виды рекламы, в том наружную. Но в итоге пришли к выводу, что наиболее эффективны соцсети. Жёсткой конкурентной борьбы «Колокол» не встречает: у него есть только локальные соперники в виде отдельных самостоятельных мастерских, других подобных франшиз в стране нет.

Сегодня в команде проекта работает 15 человек – сами основатели проекта, завхоз, дизайнер, два администратора, несколько мастеров, контент-менеджер. Что касается самих Арины и Ярослава, основная часть управленческой и стратегической деятельности лежит на муже, а супруга ведёт несколько уроков в воронежском «Колоколе», придумывает новые курсы, а также консультирует франчайзи по оформлению помещений и организации занятий.

Колокол

Недавно «Колокол» открыл новое направление – производство гончарного оборудования. «Первый гончарный круг собрали около трёх лет назад благодаря нашему близкому другу Анатолию Моисееву (он же главный инженер и партнёр нынешней компании по производству гончарного оборудования «Колокол-Мануфактура»). Толя сам однажды спросил: «Может, я вам гончарный круг соберу? Вы только дизайн придумайте!» Мы и не стали отказываться. К тому же при покупке оборудования мы столкнулись с тем, что представленные на рынке гончарные круги либо быстро ломаются, либо некрасивые (в общем-то, это можно отнести ко всем), либо дорогущие».

По словам Арины, они с мужем решили сделать такие круги, чтобы они и по дизайну подходили (поэтому для создания корпусов пришлось освоить технику гнутой фанеры), чтобы выдерживали ежедневную многочасовую работу с большими объёмами глины,и чтобы были удобны в использовании, и чтобы были доступными. 

Колокол

Самый бюджетный круг «Колокола» стоит 27,5 тысяч рублей. По мощности он уступает профессиональному, зато новичок, который ещё не работает с большими объёмами глины, может себе позволить не выкладывать за круг сразу большую сумму.

Гончарные круги «Колокол» сегодня продаёт своим ученикам, партнёрам, другим гончарным школам и просто людям, которые хотят заниматься керамикой в качестве хобби. Так что, помимо территориального расширения с помощью франшизы, воронежские Гончары намерены в будущем покорять страну также и собственным оборудованием.

Что касается других планов по развитию проекта, то в ближайший год поставлена задача закончить работу над новым сайтом, информационно-образовательным порталом, переупаковать франшизу, а также максимально масштабироваться.

Гончар Team


 Читайте также:

Своими руками: как устроен и на чём зарабатывает столярный коворкинг.
Спасти и сохранить: как устроена мастерская по пошиву этнической одежды.
«Пристань авантюристов»: как запустить школу плотников для детей и взрослых.

16 ноября 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов