Прямые инвестиции в бизнес: пять шагов для сближения инвестора и предпринимателя

Прочтёте за 5 мин.

Рекомендации от инвест-эксперта Виктории Староватовой

IT-инструменты, которые использует Виктория Староватова

  • Trello
  • Asana
  • YouTube

С честно заработанными деньгами предприниматели поступают по-разному: одни тратят их на улучшение качества жизни своей семьи, другие реинвестируют в бизнес, третьи хранят в банках. Но немало и тех, кто инвестирует свободные средства в различные инструменты, чтобы получить пассивный (или условно пассивный) доход. О том, что такое прямые инвестиции в бизнес и кому они могут быть полезны, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала предприниматель и инвестор Виктория Староватова.

Досье

Виктория Староватова, предприниматель и инвестор из Москвы, основатель проекта  Capital Acceleration Systems, эксперт в области так называемых антихрупких финансовых систем. Завершив управленческую карьеру в инженерных компаниях, сфокусировалась на инвестициях и основала проект C.A.S. Мама троих детей.

Виктория Староватова

В чём суть прямых инвестиций

Прямые инвестиции – это вложение денег в бизнес без посредников в виде банка или фондового рынка. P2P-инвестирование довольно распространённый инструмент финансирования потребностей начинающего или растущего бизнеса, в том числе различных венчурных проектов.

Для инвесторов этот формат инвестиций является самым высокорисковым: бизнес, как и человек, смертен. Поэтому, принимая решение об инвестиционном партнёрстве, нужно трезво оценить управленческую отчётность, узнать об этических и ценностных представлениях основателя и подойти к делу с толикой меценатского отношения на случай пессимистического развития ситуации.

Когда возникает потребность в прямых инвестициях

Заимствования на фондовом рынке доступны, как правило, крупным компаниям. Для молодых бизнесов эта возможность практически закрыта. Крайне трудно таким проектам получить и банковские кредиты: банки консервативны, и в первую очередь думают о риске невозврата долга хотят получить залог или увидеть плотный денежный поток и хорошую маржинальность.

Ни того, ни другого у начинающего бизнеса, как правило, нет. Поэтому прямые инвестиции для многих стартапов – единственно возможный способ получить финансирование.

У прямых инвестиций есть ряд важных преимущества. Как правило, их можно получить быстрее, чем банковский займ, и они дают доступ к «длинным» деньгам (более трёх лет). Кроме того, процедура получения прямых инвестиций гораздо проще, чем получение банковского кредита: инвестора вполне устроит отчётность в Excel, а вот банк - вряд ли. Вообще частные инвесторы более гибкие, чем банки.

Инвесторы же получают возможность вложиться в реальный бизнес, в котором они видят перспективы развития, и рассчитывать на высокий пассивный доход.

Прямые инвестиции могут позволить себе зрелые инвесторы с серьёзным «взрослым» капиталом (от 50 млн. рублей). При этом доля таких рисковых инвестиций в портфеле не должна превышать 10%, а для профи в прямых инвестициях 30% портфеля.

Как найти друг друга инвестору и стартапу

У инвестора и предпринимателя есть несколько точек для встречи. Во-первых, чаще всего деньги в бизнес привлекают из ближайшего круга, или, как в шутку говорят, 4F: founders, family, friends, fools. В шутке есть доля истины – инвестиции в рисковые предприятия люди делают из большого доверия, для поддержки бизнес-идеи или из желания рискнуть и заработать сверхприбыль.

Во-вторых, это соцсети и сообщества по интересам. Сейчас популярны бизнес-клубы, в которых инвесторы присматривают бизнесы, а фаундеры ищут финансирование.

В третьих, это специальные площадки, например, Startrack, Karma и т.д. В прямых инвестициях через маркетплейсы чаще всего нет возможности оценить риски, связанные с человеческим фактором и глубокой управленческой отчётностью, зато есть дополнительные комиссии площадки как для инвестора, так и для компании-заёмщика, что снижает выгодность сделки для всех сторон, кроме самой площадки. Уровень риска при этом остаётся высоким.

Пять шагов для сближения

Для начала диалога инвестору стоит запросить презентацию компании, свежую управленческую отчётность и провести серию бесед с основателем бизнеса. Фаундеру, в свою очередь, нужно подготовить необходимые документы и аргументы. Остановимся на значимых пунктах подробнее.

1. Вникаем в суть бизнеса и ситуацию на рынке

На первом этапе есть смысл изучить сайт и любую другую информацию в открытом доступе: о компании, команде, продукте, конкурентах и о рынке в целом. Необходимо понять, работает ли компания на формирующемся, растущем или стагнирующем рынке.

Пытаться плыть против течения инвестору невыгодно. Привлекательны компании с серьёзной стратегией развития – выходом на новые рынки или покупкой дорогостоящих активов, генерирующих дополнительную прибыль.

Кажется, что это очевидно. Но этот этап сбора информации поможет сформировать понимание позиции компании на рынке, поверить в неё или разочароваться. В любом случае, для инвестора это должна быть предельно понятная история.

2. Узнаём цель финансирования

Прямые инвестиции, как правило, привлекают для покрытия кассового разрыва, маркетинговых мероприятий и на развитие бизнеса. Только последняя цель развитие бизнеса стоит внимательного рассмотрения.

Проблема кассовых разрывов свидетельствует об ошибках в планировании и невысоком качестве корпоративного управления. Маркетинговые акции могут оказаться бездонной бочкой и не принести результатов.

3. Обсуждаем условия займа

На входе необходимо понять все существенные аспекты сделки: 

  • Минимальную сумму инвестиций;
  • Срок привлечения средств;
  • Максимальную ставку;
  • Условия участия: долевое или долговое.

Ставки в среднем колеблются в пределах 10- 40% годовых. Важно понимать, за счёт какой маржинальности эта ставка будет выгодна бизнесу, а не навредит ему.

Суммы инвестиций в достойные внимания компании обычно начинаются от 1 млн. рублей, но могут быть значительно выше. Меньшие суммы, 100-300 тысяч рублей, часто запрашиваются для нивелирования кассовых разрывов, а это крайне рисковая цель. Займ на маленький срок, например три месяца, выгоден компаниям с «дышащей обороткой» (коротким торговым циклом и сезонными поставками) – они получают эффект рычага.

Инвестиции на 1-2 года представляют интерес для пассивного портфельного инвестора, рассчитывающего на регулярные выплаты или капитализацию и погашение займа в конце срока. При долговой схеме инвестору нужно сравнить дивидендный доход с доходностью в других классах активов. Если консервативные банковские депозиты, облигации и ликвидные etf приносят в среднем 3-9% годовых, то более рисковые инвестиции в бизнес должны приносить существенно больше – 15-50% годовых. Тогда высокий риск прямых инвестиций будет иметь хоть какой-то смысл.

Долговое участие оформляется договором займа, облигациями или векселями. Сторонам сделки стоит разработать график платежей, в котором чётко и однозначно прописаны даты выплат долга, процентов, возможность и условия отсрочки.

«Долевому» инвестору может быть интересно владение частью предприятия и получение дивидендов от прибыли. Он может рассчитывать на экспоненциальный рост капитализации компании, чтобы через пару лет продать свою долю с прибылью в 200-300%. Последний сценарий относится к венчурному рынку.

Зная первоначальные интересы сторон, станет понятно, удастся ли их сблизить или нет. Остальное – это вопрос переговоров.

4. Досконально изучаем управленческую отчётность

Необходимо запросить управленческую отчётность и попросить основателя компании её прокомментировать, присмотреться к тому, держит ли он в фокусе критические точки. Это крайне важный пункт: за цифрами всегда есть смыслы, их нужно суметь расшифровать.

Хорошим показателем будет, если в управленческой отчётности присутствуют, рассчитываются и прогнозируются следующие показатели:

  1. Выручка и потоки денежных средств по месяцам за текущий и прошлый год;

  2. Прибыль по месяцам за текущий и прошлый год;

  3. Рентабельность;

  4. Валовая и чистая маржинальность;

  5. Планы по распределению прибыли;

  6. Срок оборачиваемости капитала;    

  7. Дебиторская задолженность за текущий и прошлый год (от кого, сумма, как давно образовалась);

  8. Кредиторская задолженность за текущий и прошлый год (кому поставщикам, сотрудникам, налоговой, банку, частным инвесторам, сумма, как давно образовалась);

  9. Детализированные затраты (переменные, постоянные, операционные, единовременные, налоговая нагрузка);

  10. Прогноз и профилактика кассовых разрывов.

Поясню на примере работу с некоторыми показателями.

  • Планы по распределению прибыли: отсутствие таковых или стремление фаундера выводить всю прибыль является сигналом отсутствия ресурсов на развитие компании.

  • Затраты: если расходы свалены в общий котел и прописаны одной суммой, возрастает риск их недооценки. В идеале, расходы должны быть разбиты на постоянные и переменные. Важна степень детализации. Например, зарплаты должны быть расписаны по сотрудникам.

  • Дебиторская и кредиторская задолженности в динамике: возрастающая кредиторка – плохой признак. Инвестиции понадобятся на латание дыр кассового разрыва, а не на заявленное развитие бизнеса.

  • Кассовые разрывы: хорошим показателем будет наличие помесячного плана притоков и оттоков и формирование резерва на месяцы, в которых прогнозируется кассовый разрыв. В противном случае компания рискует генерировать «дыры», которые с каждым месяцем будет все сложнее залатывать. А значит, под угрозой будет и возврат долга инвестору.

5. Понять ценности основателя бизнеса

Личная беседа с владельцем поможет прояснить не только финансовые вопросы, но и его ценности, этические приоритеты. На входе важно понять, будет ли он бороться за свой бизнес, а заодно возврат денег инвесторов, или займёт позицию: «Извините, я не справился». В первом случае предприниматели будут рассказывать о чётких долгосрочных планах и упоминать о нефинансовой ценности стартапа для себя, во втором – будут давать размытые разъяснения и сетовать на непредсказуемость рынка и предпринимательские риски.

Пунктуальность возврата долга – путь к общему успеху

Своевременные выплаты займа по графику должны стать делом чести владельца бизнеса. График возвратов должен быть соотнесён с графиком получения выручки. Этот вопрос инвестору и фаундеру лучше проработать заранее. Любая просрочка платежей насторожит инвестора. Это будет сигнал, что в компании дела идут плохо, а его инвестиция под риском. Тогда инвестиционное партёерство окажется под вопросом, а это уже смертельно для бизнеса.

И наоборот: если инвестор видит развитие компании в совокупности с регулярными выплатами, он при необходимости будет готов продлить вложения на выгодных условиях.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

17 мая 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов