У спортсменов мировой величины можно поучиться не только силе воли, но и тому, как грамотно строить свою репутацию и управлять ею. Яркий пример: о футболисте Лионеле Месси или теннисистке Марии Шараповой наверняка знают даже те, кто спортом не очень интересуется. Их имена давно стали брендами. К этому же стоит стремиться и предпринимателям. О том, что представители малого и среднего бизнеса могут почерпнуть из опыта построения репутации спортсменов, порталу Biz360.ru рассказала Юлия Савина, сооснователь агентства Vizluv.
Юлия Савина – 38 лет, предприниматель из Москвы, сооснователь коммуникационного агентства Vizluv. Окончила факультет международных отношений Московского гуманитарного университета. Опыт работы в сфере PR и маркетинга – более 15 лет. Сооснователь агентства Vizluv с 2010 года, помогает компаниям, брендам и первым лицам решать вопросы, связанные с продвижением.
Если препарировать личные бренды большинства топовых спортсменов, можно увидеть, что верхний пласт в нём – семейные ценности. Это может стать примером для подражания, потому что тёплые отношения в семье понятны абсолютному большинству людей.
Сколько было внимания со стороны СМИ, когда полузащитник футбольной сборной Марокко Софиан Буфаль праздновал победу над Португалиейв чертвертьфинале чемпионала мира-2022 вместе с мамой. Эти ценности очень важны и отмечаются публикой. Или, к примеру, знаменитый марафонец Элиуд Кипчоге, который во всех интервью всегда благодарит свою семью. Жена постоянно встречает его после забегов или находится рядом.
Второй важный аспект – это идеал, к которому стремится каждый, или хотел бы, чтобы человек с такими принципами и образом жизни был в его окружении.
Например, тот же футболист Криштиану Роналду постоянно делает акцент на здоровом образе жизни. Многие помнят, как во время пресс-конференции он заменил спонсорскую газировку обычной водой. Нападающий сборной Франции, чемпион мира Киллиан Мбаппе принципиально отказывается от рекламы алкоголя, сигарет, азартных игр, фастфуда и даже демонстративно закрывает названия алкогольных спонсоров рукой. Плюс, у Мбаппе очень чёткое позиционирование, в рамках которого через все рекламные кампании красной нитью идет ключевое сообщение – «Быть таким, какой ты есть, ты уже уникальный». Он является лицом таких брендов, как Dior, Hublot, Oakley. И везде один посыл. Hublot – «Будь первым, будь уникальным, будь разным», Oakley – «Будь тем, кто ты есть». В итоге, такая модель поведения даёт ему куда больше профитов, чем просто спортивный бэкграунд.
Ещё один привлекательный способ для формирования личного бренда спортсмена – это трудный путь героя. Мы не раз видели, как неудачи на соревнованиях шли на пользу имиджу и репутации в долгосрочной перспективе.
Тот же Элиуд Кипчоге в 2020 году на марафоне в Лондоне к всеобщему удивлению пришёл восьмым, и это был самый медленный забег в его карьере. Но из-за силы его личного бренда внимания было столько, что никто и не вспомнит, кто пришёл первым.
Или Герман Майер, горнолыжник из Австрии, обладатель двух олимпийских медалей и других наград. Помимо лыж он любит мотоциклы, и в результате страшной аварии чуть не лишился ноги, которую врачи чудом спасли. Все думали, что со спортом будет покончено, но через два года сложнейшего восстановления он не просто вернулся, а завоевал массу наград. В том числе сумел преодолеть планку в 50 побед на этапах кубка мира. За своё стремление и волю к победе он получил спортивное прозвище «Herminator» (его имя на немецком пишется как Hermann).
Путь героя привлекателен с любой стороны: и с точки зрения силы воли, и с точки зрения иррациональной смелости и целеустремленности.
Если перенести опыт спортсменов в выстраивании личного бренда на предпринимателей, то можно составить дорожную карту по продвижению себя. Первое, что стоит учитывать – это позиционирование и образ, который должен быть создан у незнакомого человека о предпринимателе. Подумайте, какие ассоциации вы бы хотели вызывать у людей, когда они слышат ваше имя. Чем массовее продукт или услуга, тем понятнее и традиционнее для аудитории должны быть ваши ценности и взгляды.
Например, генеральный директор компании DiHouse Юрий Родный прошёл путь от менеджера по продажам до генерального директора, выстроив в бизнес-среде качественную репутацию. У него образ сильного, амбициозного управленца, который заботится и о компании, и о сотрудниках. Он отец шестерых детей, в браке более 20 лет, для него семейные ценности стоят на первом месте и образ строится именно на этом.
Или вдохновляющий пример Александры Гудимовой, основателя бренда Bionova, которая не мечтала о карьере бизнесмена, а грезила балетом. Но путь её сложился иначе, и из-за серьёзной травмы и семейных обстоятельств ей пришлось погрузиться в новую для себя среду. Пройдя свой «путь героя», она вывела компанию из долгов и создала несколько новых продуктов. Сегодня бренд Bionova является одним из лидеров рынка в сегменте здорового питания.
В построении репутации важна прозрачность того, что происходит с вами и компанией. Никто не любит идеальных, и мир спорта это наглядно показывает. Любят упорных, целеустремлённых и тех, кто готов раз за разом доказывать, что достоин быть чемпионом, несмотря на травмы и скандалы. Да, в нашей ментальности заложено, что нужно быть идеальным и не совершать ошибок. Но именно ошибки приближают предпринимателей к аудитории: люди видят уязвимость и начинают доверять, потому что уязвимы сами. Разрешите себе говорить о рабочих процессах, ошибках, промахах, неправильно принятых решениях.
Отличным примером здесь является Оксана Лаврентьева, основатель бренда OLOLOL. Она не выстраивает фасад идеального предпринимателя, а, напротив, в интервью и соцсетях довольно открыто рассказывает и о неудачных партнёрствах, и о сложных управленческих решениях, отношениях с коллегами и внутренних процессах. Интересно наблюдать, как человек справляется с препятствиями и продолжает двигаться к целям.
Ещё один момент – это условная «неадекватная самооценка», которая присуща и многим спортсменам, и многим компаниям, которые добились поистине выдающихся результатов.
Например, в успех основателя бренда Monochrome Алисы Боха не верил никто – делать ставку на одежду оверсайз считали абсурдом. Но вопреки лавине критики и отсутствию поддержки бренд занял лидирующие позиции в своей нише.
То, что объединяет и спортсменов, и бизнесменов – это уверенность в своих силах и способностях, часто независимо от того, насколько они действительно хороши в том или ином деле. Важна и вера в то, что они справятся с задачей лучше, чем способны на самом деле.
Как только человек ощущает себя сильным, внутренняя сила заставляет его превзойти собственные возможности. Она позволяет ожидать большего от самих себя. И эта уверенность вместе с правильно выстроенным образом открывает потенциал для того, чтобы совершить нечто из ряда вон выходящее и в спорте, и в бизнесе.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».