Креативных продуктов в российской туриндустрии сейчас немало: гастро- и фототуры, авторские экскурсии и путешествия, экстремальный туризм, квесты и т.д. И только одну нишу никто не спешил занимать – путешествия для людей с инвалидностью. Петербуржцы Надежда и Ренат Анпилоговы больше восьми лет занимаются именно таким проектом. Сегодня Globe4All – инфопортал и маркетплейс, который помогает организовать путешествия туристам с особыми потребностями. О том, почему турбизнес не видит в людях с особенностями своих клиентов, Надежда и Ренат рассказали порталу Biz360.ru.
Надежда и Ренат Анпилоговы – супруги-предприниматели, основатели сайта о туризме для людей с ограниченными возможностями Globe4All. Надежде 36 лет, по образованию – журналист, переводчик, работала в разных СМИ, с 2018 года занимается только Globe4All. Ренату 41 год, по первому образованию – историк, также имеет дипломы по экономике и медиа-менеджменту. Был директором нескольких медиа-компаний, занимался рекламными и IT-проектами. В 2020 полностью сосредоточился на Globe4All.
Тема доступности среды для людей с особыми потребностями была знакома обоим супругам: Ренат работал с незрячими студентами, а у Надежды дедушка оказался в инвалидной коляске в результате болезни. Но точкой отсчёта проекта они считают свою поездку за границу в 2010-м году.
«Мы поехали в свадебное путешествие по странам бывшей Византии. И в Стамбуле, городе с не самым простым рельефом, были поражены видом туристов с костылями и на колясках, свободно гуляющих по историческим местам, – рассказывает Надежда. – Сразу возник вопрос – а почему у нас люди с инвалидностью не могут также свободно наслаждаться прогулками и путешествиями?»
Так у супругов появилась идея продвигать доступный туризм. В 2014 году они защитили идею проекта на первом конкурсе социального предпринимательства в ВШЭ. В этом же году участвовали в первой европейской конференции по доступному туризму в Сан-Марино. Начали разрабатывать информационный сайт о доступном туризме и путешествиям людей с инвалидностью, где публиковали новости и статьи о путешествиях для людей с особыми потребностями.
«Каждую весну мы посещали туристические выставки в Москве, общались с туроператорами на предмет того, что они могут предложить туристам с особыми потребностями. Ответы турбизнеса обескураживали: от «доступный туризм – это для бедных и пенсионеров» до «ой, да мы всех в автобус на 45 мест сажаем, и нет проблем». В общем, осведомлённость массового турбизнеса о потребностях клиентов с инвалидностью была и остается крайне низкой», – рассказывает Ренат.
Сами же основатели Globe4All по мере погружения в тему всё больше убеждались в том, что среди людей с особыми потребностями много активных и платежеспособных, готовых к путешествиям и новым впечатлениям. Вот только индустрия мало, что готова им предложить.
Проект развивается по принципу step by step. Сначала был сайт лайфхаков всем путешественникам с разделом для людей с особым нуждами, потом тема инклюзивного туризма стала ведущей.
«Поначалу мы занимались сайтом параллельно с основной работой, своими силами, – рассказывает Надежда. – В разработку вложили собственные средства. В 2018 году Globe4All как информационный сайт о доступном туризме получил первую отраслевую награду. А в 2019 году мы стали победителями грантовой программы Expo Live всемирной выставки Expo 2020 Dubai и получили грант $100 000, что дало возможность пригласить команду на постоянную работу.
Стратегически верным решением было создать инклюзивную команду единомышленников: у нас большая часть участников – это люди с инвалидностью, которые активно путешествуют. Поэтому мы доверяем команде, их представлению о проекте и запросам.
С 2020 года сайт стал работать как бизнес-проект – у нас появились туры, экскурсии, предложения для туристов и первые продажи. Но пока мы инвестиционный проект. социального предпринимательства».
Сейчас у Globe4All три направления работы. Во первых, информационное: новости, лайфхаки, личный опыт путешествий, описание доступности маршрутов и объектов. Второе направление – туристическое: оно включает предложения по турам, экскурсиям, отелям, трансферам, адаптированным для людей с особыми потребностями. И третье направление образовательное: это обучающая платформа, адресованная потенциальным поставщикам услуг для инвалидов.
Самым прибыльным направлением сейчас является продажа туров и экскурсий. Маркетплейс работает по модели RevShare, получая процент от продаж. Аудитория портала на сегодня – 20 тысяч уникальных посетителей, конверсия – около 15%.
Большая часть расходов – 40% – уходит на фонд оплаты труда, 20% тратится на продвижение, примерно 15% – на разработку, 14% – налоги, остальное – операционные расходы .
По словам Рената, у проекта есть свой собственный критерий эффективности: «На нашем счету более 60 тысяч часов счастья – этот показатель мы внедрили в работу после поездки первой группы на Камчатку в адаптированный тур. После недели приключений, где были Халактырский пляж, подъём на вулканы Мутновский и Горелый, горячие источники, крабы, красная икра, океан, сивучи, чайки, сопки, одна из участниц поездки сказала: «Вы масштабируете счастье».
Во время тура она просто наслаждалась, не решая вопросов о том, как куда-то доехать или подняться. Поэтому мы решили, что «часы счастья» – это время, когда наши туристы путешествуют с партнерами Globe4all, и получают удовольствие от активной жизни, а не думают про доступность среды».
«В самом начале 2020 года мы думали, что ковид быстро пройдёт, как до этого птичий или свиной грипп, и мы сможем вернуться к своим планам на этот год – они были масштабными, – рассказывает Надежда. – Мы умеем преодолевать трудности, во время локдауна несколько месяцев просто пытались это пережить и смириться.
Путешествия – это наша жизнь, а они были жёстко ограничены. Да, это был дорогой опыт – не в плане денег, а в плане потерянного времени. Вообще работа в проекте привела к пониманию, что самый главный ресурс – это время, а деньги просто помогают освободить время.
Как только путешествия стали вновь возможными и стали открываться направления, мы начали отправлять туристов в поездки. А пока это было невозможным – искали потенциальных партнёров и развивали информационную часть нашего проекта – у нас уже несколько тысяч материалов, посвящённых доступному туризму».
На данный момент у проекта более 140 партнёров в разных странах: туристические агентства, транспортные компании, отели, музеи, рестораны, НКО, сами люди с инвалидностью. Их Надежда и Ренат ищут по всем каналам: через интернет, на туристических выставках, в отраслевых объединениях и т.д.
«Как бизнес-проект в сфере доступного туризма и одновременно как маркетплейс впечатлений и туристических сервисов для людей с инвалидностью – мы первопроходцы, – рассказывает Ренат. – Да, в мире есть туристические компании, которые оказывают услуги туристам с особыми потребностями. Но Globe4all – это площадка, которая целиком сфокусирована на теме доступного туризма и объединяет многих операторов.
При работе с туристами наш риск в том, что очень многие люди с инвалидностью просто не представляют себе, что могут путешествовать. Они боятся выйти из дома, потому что вокруг – недоступная среда. Они не знают, можно ли будет воспользоваться отелем, поездом, самолётом, вокзалом, троллейбусом, музеем, туалетом и так далее.
Поэтому мы много рассказываем о реальном опыте туристов с разными особенностями, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. И они не просто путешествуют по России и за рубежом, а совершают невероятное: летают на параплане, прыгают с веревкой с высоты 200 метров, отправляются на Северный полюс на атомоходе, плавают с акулами, погружаются на 40 метров в море, поднимаются на Эверест!»
И второй риск, который отмечают Надежда и Ренат – это работа с турбизнесом, который не видит в людях с инвалидностью клиентов. То есть, по факту игнорирует примерно 15% населения – именно столько в России сейчас людей с особыми потребностями. Это риск работы с людьми, которые могут оставить незрячего гостя одного на ресепшн в отеле и уйти обедать, или с сотрудниками музея, которые искренне считают, что посетителя на электроколяске весом под 100 кг «мальчики-волонтёры» могут спустить в выставочный зал по крутым каменным ступеням.
Или с отельером, который в «адаптированном» номере для гостей на колясках, ставит мусорное ведро с ножной педалью. Или с всемирно известной достопримечательностью, к которой – слава богу, сделали пандус на входе, но этот пандус перегородили цепью с замком – чтобы мамы с колясками не пользовались «входом только для инвалидов».
Чтобы бороться с этими рисками, Анпилоговы недавно запустили образовательную платформу, на которой турбизнес может научиться работать с туристами с инвалидностью, а сами инвалиды – включиться в развитие доступного туризма в качестве гидов, экспертов, полноправных участников.
«Проект живёт, наши туристы продолжают путешествовать – это уже хорошо. Сегодня мы как Алиса в Зазеркалье: нужно бежать со всех ног, чтобы просто оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать вдвое быстрее.
До пандемии мы ставили себе задачу найти места – достопримечательности, направления, отели, курорты, приключения, доступные для туристов с инвалидностью. В пандемию – доступные плюс безопасные с эпидемиологической точки зрения, ведь у многих наших туристов – свои особенности здоровья, не все были готовы делать прививки, не всем это можно по состоянию здоровья, а значит, не везде человек мог поехать. Сейчас ищем доступные, плюс безопасные, плюс открытые и свободные для перелёта или переезда.
Мы не боимся трудностей и не сдаёмся – это стратегия и она лежит в основе всех наших решений», – резюмирует Надежда.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».