На дворе XXI век, большинство россиян получают зарплаты (а также стипендии, пенсии и прочие выплаты) на банковские карты, но вот далеко не везде могут этими картами расплатиться. И это касается не только ларька в Рубцовске или Шахтах, но и вполне респектабельных магазинов или салонов красоты в Москве или Петербурге. А ведь тем самым предприниматели лишают клиентов сервиса, а себя – выручки. О том, почему мобильный эквайринг выгоден для малого бизнеса, рассказал директор по маркетингу компании «Смартфин» Вячеслав Семенихин.
Вячеслав Семенихин, директор по маркетингу компании «Смартфин» (комплексные решения для малого и среднего бизнеса
2can, интегрированные решения для логистических и страховых компаний
ibox). Окончил Санкт-Петербургский государственный университет и аспирантуру по специальности «психофизиология», Стокгольмскую школу экономики (МА), Шведский институт (CSR). Работал на топ-позициях в food-индустрии и банковской сфере, запустил несколько собственных стартапов. С сентября 2015 года - директор по маркетингу компании «Смартфин».
Уже давно у большинства россиянин имеется банковская карта, а у многих – и не одна, а несколько. Но обходится более-менее без наличных денег получится только у жителей мегаполисов, да и то не всех. Во многих российских городах повсеместно можно наблюдать очереди у банкоматов. Люди получают зарплату на карту, но далеко не везде могут сделать покупки с её помощью – и вынуждены снимать наличные.
Даже в Москве и Санкт-Петербурге не принимают карты многие магазины, салоны красоты, клиники, автозаправки. Не принимают карты и многие курьерские службы, осуществляющие доставку товаров из интернет-магазинов. И если наличных денег нет, а купить вещь всё равно хочется, покупатель вынужден идти к банкомату и снимать наличность. Ну а если покупка не так уж сильно нужна или приобретение можно отложить, потенциальный клиент от неё откажется, лишив предпринимателя дохода.
- Согласно статистике Центробанка, в 2016 году объём покупок товаров и услуг с использованием банковских карт составил 11,2 трлн. рублей, это чуть более 30% от общего числа операций. Снятие наличных пока доминирует в денежном выражении (хотя доля таких операций снизилась с 91% в 2010 году до 68% на сегодняшний день).
Чаще всего в безналичной оплате клиенту отказывает именно малый бизнес. Почему же предприниматели поступают столь странным образом, отказывая покупателям в сервисе и лишая себя возможности продавать больше? Виной тому целый ряд заблуждений в отношении эквайринга.
Некоторые предприниматели, которые впоследствии становились клиентами нашего сервиса мобильного эквайринга (mPOS), полагали, что средства, списанные с карт клиентов, могут быть похищены мошенниками. «Старые добрые» наличные они считали более надёжным способом оплаты.
Сегодня наиболее экономичным вариантом по приёму безналичной оплаты для малого бизнеса является мобильный эквайринг: mPOS-терминал имеет компактные размеры, подключается к любому смартфону или планшету через разъём для наушников или с помощью Bluetooth, одновременно на гаджет устанавливается приложение, с помощью, которого и проводится платёж. «Вредоносной» программы на телефоне, которая якобы «сольёт» средства мошенникам, и опасались некоторые предприниматели.
На самом деле, опасаться этого не стоит. Каждый mPOS-терминал шифрует данные считанных банковских карт криптостойким алгоритмом с уникальными ключами. В процессе передачи эти данные недоступны для других приложений на смартфоне или планшете, нет к ним доступа и у перехватчиков сетевого трафика. Расшифровываются данные только на сервере, установленном в сертифицированном по стандартам безопасности центре данных.
В реальности иметь дело с наличными намного опаснее. Продавец далеко не всегда может отличить фальшивую купюру от настоящей, при расчёте с покупателем он может просто ошибиться, отсчитав не то количество наличных, не говоря уже о том, что деньги могут просто украсть. При этом предприниматель никогда не застрахован от найма на работу недобросовестного персонала – продавца, кассира, курьера, бухгалтера и т. д.
Ещё одна из причин отказа малого бизнеса от приёма безналичной оплаты - это ведение бизнеса «всерую». Такие предприниматели показывают налоговой не все доходы. Тем не менее, сейчас очень сложно найти компанию, которая вовсе не платит налогов и не делает социальных и пенсионных отчислений. Даже те, кто до сих пор записывает всю информацию о продажах и ведёт бухгалтерию в бумажной тетрадке, так или иначе, раз в квартал выводят часть средств из оборота и оплачивают налоги и взносы.
При использовании эквайринга предпринимателям не придётся выводить из оборота наличные средства, все налоги и взносы можно будет оплачивать прямо с банковского счета наряду с арендной платой и коммунальными платежами.
Одним из самых важных моментов для малого бизнеса является стоимость эквайринга. А одно из самых распространённых заблуждений заключается в том, что эквайринг - это дорого.
Давайте посчитаем. Для малого бизнеса с небольшими оборотами стоимость банковского терминала составляет порядка 30–40 тысяч рублей, при этом банк будет взимать с транзакций ещё и комиссию, размер которой может различаться в зависимости от тарифов банка. Стоимость же mPOS-устройства значительно ниже (цена самого бюджетного терминала составляет менее 4 тысяч рублей), а комиссия составляет 2,75% с каждой операции. Дорого ли это? Статистика неумолима: при расчёте банковский картой люди в целом тратят больше примерно на 10–30%, чем при расчёте наличными. Просто расстаться с виртуальными деньгами легче, чем с наличными, которых в кошельке может на данный момент и не хватать. Так что экономия на эквайринговой комиссии чревата упущенной выгодой.
Сейчас многие клиенты копят с помощью банковских карт бонусы и баллы по программам лояльности, а также авиационные мили. Для таких людей отказ принимать безналичную оплату - ещё один довод в пользу более продвинутого конкурента.
Мне не раз приходилось слышать от потенциальных клиентов претензии в том, что при эквайринговых операциях деньги на счёт идут очень долго, чуть ли не 5-10 дней. Это не так. MPOS-сервисы по приёму безналичных платежей не задерживают деньги клиентов на каких-то промежуточных счетах. Как и при совершении любой банковской операции, деньги поступают на счет предпринимателя в течение одного-двух дней.
Для того чтобы начать принимать безналичные платежи через mPOS-терминал, достаточно подсоединить его к смартфону через разъём для наушников. Терминал можно брать с собой на ярмарки и выставки, на выезд к клиенту, просто носить в кармане, чтобы использовать тогда, когда он может понадобиться. Он будет работать там, где есть мобильная связь.
Способ идентификации клиента для наиболее экономичных ридеров - подпись клиента, который расписывается прямо на экране смартфона. Более дорогие варианты предполагают наличие ПИН-пада и встроенного NFC-чипа (для бесконтактной оплаты). Ну а чек клиенту можно отправить по электронной почте, при этом сохранив его контакты для подключения к программам лояльности и отправки специальных предложений.Читайте также:
В чём суть закона об онлайн-кассах и как он будет работать.
Что такое реальная автоматизация и зачем она нужна малому бизнесу.
Шесть причин, по которым ваша CRM не работает в полную силу.