Сведения об аудитории и посещаемости, источники трафика, причины ухода с сайта, эффективность юзабилити – всю эту информацию можно получить с помощью инструментов веб-аналитики. И знание основ аналитики сайта – один из необходимых навыков для современного предпринимателя. О том, какие данные о сайте компании или интернет-магазине можно получить с помощью веб-аналитики, в своей авторской колонке рассказал сооснователь международного маркетплейса для поиска репетиторов Preply Дмитрий Волошин.
Дмитрий Волошин, предприниматель из Киева, сооснователь и СТО международного маркетплейса для поиска репетиторов Preply.com. Образование: Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко. У Preply три совладельца: Дмитрий Волошин, Кирилл Бигай и Сергей Лукьянов; проект запущен в 2012 году. На данный момент на сервисе зарегистрировано свыше 25 000 репетиторов и порядка 80 000 учеников по всему миру.
Я убеждён, что каждому предпринимателю или руководителю проекта необходимо разбираться в аналитике сайта хотя бы на минимальном уровне. Собственный интернет-маркетолог – это, конечно, хорошо, но без элементарных знаний о трафике, конверсии и юзабилити в наше время не обойтись.
Грамотный анализ работы ресурса даёт возможность понять поведение посетителей на сайте, а значит - и оценить степень его удобства, сильные и слабые места. Веб-аналитика раскроет причины таких неприятных явлений как низкая конверсия, падение трафика и рост количества отказов. А главное, результат анализа поможет улучшить сайт, сделать его более эффективным. Рассмотрим подробнее, что именно могут узнать владельцы сайтов с помощью аналитики.
1. Статистика посещаемости сайта. Даёт возможность оценить количество уникальных пользователей и просмотров в разрезе дня, недели и месяца. Данные по динамике трафика, активности и местонахождению посетителей помогут найти причины роста или спада аудитории. Это, в свою очередь, позволяет скорректировать рекламную кампанию и стратегию продаж.
2. Данные об источниках трафика. С помощью динамики изменений трафика можно проследить закономерности в посещении сайта. Информация об источнике трафика покажет, как люди попадают на сайт: через поисковик, сайт партнёра, соцсети или по прямой ссылке, а также какие источники и поисковые фразы дают больше переходов. Это поможет правильно распределить каналы привлечения целевой аудитории.
3. Изучение целевой аудитории. Географическое положение, демография и вкусы пользователей - основные составляющие портрета представителя целевой аудитории, но далеко не единственные. Анализ ЦА позволяет узнать о посетителях многое: соотношение полов, возрастную группу, их интересы и предпочтения. Результаты такой аналитики дают возможность составить детальное описание клиентов и построить рекламную кампанию, контент и каналы продвижения с учётом их особенностей.
4. Аудит юзабилити. Рассказывает о маршруте посетителя на сайте - с помощью карт кликов и скроллинга, а также о самых просматриваемых страницах. Такие данные наглядно отображают слабые места в навигации и дизайне сайта. И, соответственно, дают понимание недостатков, которые необходимо исправить. Также анализ юзабилити покажет, с каких устройств гости просматривают сайт. Так, если больше половины посетителей заходят на страницу со смартфона, то без удобной мобильной версии вам не обойтись.
5. Анализ конверсии. Помогает определить слабые места сайта, на которых посетители отказываются от целевого действия и уходят. Информация о поведении гостей на странице также подскажет, какой контент для них является важным и интересным, а какой размещать не стоит. В некоторых случаях на конверсию влияет длинный путь к корзине, слишком сложная форма обратной связи, запутанная схема заказа и доставки, а иногда всё дело в неэффективном call to action.
Определившись с задачами веб-аналитики, можно перейти к выбору инструментов. Сегодня рынок предлагает множество вариантов - от функциональных бесплатных сервисов до узконаправленных платных программ. Установив внешний софт с небольшим фрагментом кода, владельцы сайта получают доступ к данным аналитики в виде таблиц, графиков и диаграмм. Наиболее популярные сервисы - Google Analytics и «Яндекс.Метрика».
Google Analytics
Продукт от Google удобен для определения поведенческих факторов посетителей и оценки эффективности источников поступления трафика. С его помощью также легко получить развернутую информацию о наиболее востребованных разделах и страницах сайта.
Система не требует установки и проста в использовании, а разработчики дают детальный мануал ко всем функциям. Сопутствующий сервис Google Data Studio предлагает визуализации полученного анализа. Он объединяет данные, которые были предоставлены сервисами Google Analytics 360 Suite, и адаптирует их в отчёты в Google Docs.
«Яндекс.Метрика»
Сервис веб-аналитики от «Яндекса» по функционалу во многом похож на Google Analytics. Его используют для определения успешности рекламных кампаний, оценки поведения аудитории, аналитики посещения страниц. Есть возможность построения отчётов о конверсии с оценкой показателя цели, которая была установлена в системе. Используя рекламу в «Яндекс.Директ», можно связать свой аккаунт с «Яндекс.Метрикой» и получить детальный отчёт по рекламе.
Здесь есть сегментация и группировка параметров, а показания можно снимать как с «Яндекс», так и с Google. В этом году сервис объявил об активации поддержки Facebook Instant Articlеs - так называемых «мгновенных статей». Это означает, что пользователи смогут использовать «Метрику» на этих страницах, анализируя эффективность и скорость их загрузки.
Интересно, что большинство аналитиков применяют «Яндекс.Метрику» и Google Analytics в комплексе. Сравнение полученных данных позволяет быть уверенными в их точности. Но для проведения более глубокого и узконаправленного анализа можно использовать и более сложные сервисы - например, Clicky, Woopra, Mixpanel, KISSMetrics, Gosquared, RJMetrics, Chartbeat и др.
Clicky
Clicky мониторит сайт в реальном времени, позволяя составлять статистику и проводить анализ конверсии, ключевых запросов и источников трафика. Есть режим «Шпион», с помощью которого можно отследить действия посетителя онлайн. Разработчики предлагают платную и бесплатную версии.
RJMetrics
Платный инструмент RJMetrics - оптимальный выбор для интернет-магазинов. Здесь можно подсчитать ROI и определить KPI, выгрузить общую статистику и эффективность ключевых слов, а также проанализировать действия покупателей. Удобная функция сегментирования результатов визуализирует статистику сайта. RJMetrics интегрируется с базами данных, CRM и сервисами поддержки пользователей.
Woopra
С Woopra можно собирать данные как о группах, так и об отдельных посетителях, а также фильтровать данные по поведению пользователей сайта. Для каждого гостя можно создать отдельный профиль. У сервиса есть возможность анализировать конверсии и получать данные об источниках трафика. Демо-версия работает 30 дней, после чего необходимо оплатить подписку.
Главное преимущество веб-анализа в том, что он всегда даёт точные цифры. В результате решения будут основываться на конкретных данных, а не на субъективном мнении. Анализ сайта поможет выяснить, на какие рекламные каналы нужно направить средства, чтобы максимизировать прибыль, а также даст понимание того, какие изменения помогают пользователям совершать покупки, а какие, наоборот, мешают.
Выбор конкретного сервиса зависит от целей и функционала сайта. Для начала необходимо поставить задачи и настроить интерфейс сервиса для их реализации. Без аналитики сайта нельзя достоверно определить его состояние и составить план действий для развития ресурса, увеличения продаж и числа посетителей. Работая с аналитикой, владельцы сайтов получают полную информацию о жизни каждой из страниц и об их эффективности.
Читайте также:
«Маркетинг в социальных сетях».
Как заставить «Яндекс» работать на свой интернет-магазин.
Как получать недорогой, но хороший трафик: опыт сервиса Qlean.