Все предприниматели допускают промахи и совершают ошибки. Но при этом мало кто готов рассказать о своих провалах и о том, как ситуацию удалось исправить. А ведь анализ таких ошибок может быть полезен для других предпринимателей и, возможно, убережёт многих из них от тех «грабель», на которые уже наступили их коллеги по цеху. О том, почему лучше вести бизнес без партнёров, кредитов и инвесторов, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал серийный предприниматель Гусейн Иманов.
Гусейн Иманов, 41 год, предприниматель из Москвы, владелец компаний
QUICK (перевод бизнеса в онлайн),
Smart Sellout (аутсорсинг и консалтинг продаж) и других проектов. Окончил Санкт-Петербургский институт управления и права. Бывший топ-менеджер международной корпорации Vestel. Первый бизнес-проект – компанию в сфере оптовой торговли «Всё для дома» – запустил в 2011 году. Автор книги «Я – руководитель! Секреты топ-менеджеров». Эксперт по управлению и продажам, автор собственной системы успеха.
Бизнес не должен начинаться со слов: «А давай откроем компанию, купим товар, продадим его и заработаем три копейки?» Это главная ошибка предпринимателей. В бизнес нельзя быстро «залететь». Иначе так же быстро и вылетишь. Вы должны понимать, куда, с чем и зачем идёте. Поэтому перед запуском нужно проанализировать:
-
Конкурентов;
-
Объём рынка;
-
Маржинальность.
Вы должны выбрать сегмент, определить позиционирование и детально изучить рынок. Хотите заниматься чемоданами – должны знать, сколько чемоданов продаётся в России. Около 170 млн. штук в год, кстати. Я занимаюсь, поэтому знаю.
Предприниматель, открывая бизнес, должен думать, сможет ли он продать его в дальнейшем – в том числе, за рубеж. Не исключено, что ваше дело будет расти. И чем оно больше, тем больше к нему внимания, тем выше риск и плата за этот риск. Помните историю «Евросети»? Всегда оценивайте свой бизнес через призму продажи.
Кроме того, не все умеют считать маржинальность. Начинающие предприниматели думают: «Вот заработаю миллион и положу 900 тысяч в карман». Вынужден огорчить – так не бывает. Давайте считать. К примеру, вы хотите класть в собственный карман 1 млн. рублей каждый месяц. Допустим, это 30% от валовой прибыли, а 70% вы планируете оставлять на расходы проекта и подушку безопасности. Выходит, чистая прибыль должна быть не менее 3 млн. рублей. А сколько же нужно продать, чтобы столько заработать? Если маржа вашего товара или услуги составляет 30%, то оборот должен быть порядка 10 млн. рублей. Совсем другие деньги, не так ли?
Я привык заходить в ниши, где у меня был опыт работы в найме. Так я обходился без расчётов и интуитивно понимал маржинальность, хорошо знал рынок и всех конкурентов. Но с новыми сегментами рынка этот подход не работает, поэтому в дальнейшем я просчитывал каждую мелочь.
Помните, что бизнес – живое тело, которое нужно кормить и развивать. Поэтому считайте маржу «на берегу» и учтите, что основную часть прибыли будут съедать расходы. Рассчитайте всё до копейки. Если «сухой остаток» позволит вам жить безбедно – заходите в нишу. Если же маржа так мала, что проще оставаться в найме, ищите другую бизнес-идею.
Делайте бизнес без партнёра, если это возможно. Либо оставляйте за собой все финансовые и юридические рычаги. Выбор партнёра похож на выбор супруга: оцените, какой он человек, открыт ли он с вами и как вышел из прошлых бизнес-проектов. Это важно – некоторые партнёры до сих пор «заказывают» друг друга и стараются «отжать» общий бизнес.
В бизнесе ты всегда один. Поймите, что рано или поздно вы расстанетесь с партнёром. Подготовьтесь к этому заранее, чтобы сохранить бизнес и не остаться в одних трусах.
В 2002 году, будучи в Турции, вместе с двумя товарищами я создал туристическую компанию, но официально в неё не вошёл. Прошло полгода, и мои компаньоны привлекли четвёртого партнёра. Всё это – за моей спиной. Через какое-то время он выкупил бизнес, стал главным и вынудил меня покинуть компанию. Я оказался «на птичьих правах» и без рычагов влияния, поэтому ушёл. Теперь я всегда оставляю за собой главные рычаги. Это обязательное условие, без которого я не начну даже самый прибыльный бизнес.
Большую часть денег (а в стартапах – почти всё) вы должны реинвестировать в бизнес. Но кто из начинающих предпринимателей думает об этом на старте? Я – не исключение. В 2011 году, когда я основал компанию «Всё для дома» в сфере оптовой торговли, то спускал первые деньги на личные потребности и красивую жизнь. Это продолжалось до тех пор, пока я не понял – мой бизнес деградирует.
Меняется рынок, партнёры, клиенты, экономическая ситуация. Ваша маржа постоянно падает. Ваши партнёры могут обанкротиться или оставить вас. Ваши банки могут изменить условия сотрудничества. Ваши расчёты может подорвать обычная инфляция или падение курса рубля.
Всё это значит, что в бизнес нужно постоянно вкачивать деньги и не забывать привлекать их. Если не учитывать этого, бизнес будет стагнировать, а в кармане не будет денег, даже чтобы сходить с партнёром в ресторан.
Кто, открывая компанию, думает о том, что ему, возможно, придётся ходить по судам? Или оспаривать штрафы от налоговой на несколько миллионов? Кто сразу готов раскошелиться на лучших специалистов? Это – ближайшее будущее предпринимателя. И оно стоит денег. Я не думал об этих расходах, поэтому едва не потерял бизнес.
Контролируйте ваши расходы и заранее выделяйте на них бюджет. Для нормально работающего бизнеса траты в 5-10 млн. рублей – пустяк, хотя по факту это большие деньги.
Планируйте бюджет наперёд, учитывая негативные сценарии. Как минимум, заложите деньги на хорошего адвоката, бухгалтера и финансиста.
Готовы ли вы работать с утра до ночи, зная, что ваш инвестор в это время отдыхает в Майами? Многих предпринимателей это раздражает и злит. У меня был такой опыт. Я работал в компании «Электросила» коммерческим директором и своими глазами видел, как один из партнёров вкалывал, а другой – инвестор – гулял на эти деньги.
Не сотрудничайте с инвестором, если:
-
вас злит, что вы будете работать, а он – только требовать прибыль;
-
он не из реального сектора и плохо разбирается в коммерции;
-
вы заранее понимаете, что «прогорите».
Никогда не обманывайте инвестора – не берите деньги, чтобы потом «распилить» их и сказать, что с бизнесом ничего не получилось. Богатые люди – не дураки. У них есть все рычаги, чтобы уничтожить вас физически или морально. Даже если вы получили деньги от «мальчика» без опыта, у него обязательно будет папа, который вас раздавит.
То же касается и кредитов – банки не смотрят на слёзы. Даже если вы взяли самый дешёвый кредит, помните, что будете платить его с чистой прибыли. Эти деньги вы могли бы положить в карман или реинвестировать в бизнес. Поэтому отдавать кредит всегда больно и неприятно. Ко всему прочему, банки могут в любой момент попросить свои деньги обратно. Если вы ещё и заложили имущество – это большой риск.
Я научился создавать бизнес без денег, используя свой социальный портфель, опыт и репутацию на рынке. Найдите пути, чтобы построить бизнес менее болезненно.
Всего этого я не знал, начиная бизнес. И заплатил за эти уроки – временем, нервами и миллионами. Используйте мой опыт с умом, и вы сможете обеспечить себе главное – безопасность вашего бизнеса, его рост и стабильную прибыль.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».