Рубрики:

Регистрируем новый бизнес в форме ООО

Прочтёте за 5 мин.
13 ноября 2015

Пошаговая инструкция при создании ООО

Один из важнейших вопросов на старте бизнеса - какую организационно-правовую форму выбрать для нового предприятия: общество с ограниченной ответственностью (ООО) или индивидуальный предприниматель (ИП). Каждый формат имеет свои плюсы и минусы как в период регистрации, так и во время работы. Юрист Илья Миненко из юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov разложил по полочкам все нюансы регистрации ООО и ИП. Здесь мы рассказали обо всех этапах регистрации ИП, а в этой статье речь пойдет о создании ООО. 

Гражданский кодекс РФ признает обществом с ограниченной ответственностью хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. При создании ООО его участник обязан оплатить уставной капитал, минимальный размер которого для ООО – 10 000 рублей. При возникновении у ООО в процессе его деятельности каких-либо обязательств, учредитель (участник), в большинстве случаев несет риск в пределах суммы уставного капитала. Учредить ООО может как одно физическое лицо, так и несколько (до 50 человек). 

Итак, вы решили учредить юридическое лицо в форме ООО. С чего начать?

Шаг 1: определяемся с адресом

Необходимо определиться заранее, где будет зарегистрировано юридическое лицо. Впоследствии адрес местонахождения необходимо будет отразить в заявлении о регистрации ООО. Это может быть помещение, принадлежащее вам по праву собственности (в таком случае при регистрации необходимо будет предъявить свидетельство о государственной регистрации права собственности), или помещение, собственник которого «разрешает» вам использовать его для деятельности вашей организации и подтверждает это гарантийным письмом (в таком случае необходимо будет предъявить данное гарантийное письмо).

Шаг 2: придумываем название

Необходимо определиться с названием вашего ООО. В силу положений ГК РФ в названиях юридических лиц (в нашем случае ООО) не может использоваться:

  1. Наименование государств, в том числе и РФ, а также производные от этих наименований.

  2. Наименование федеральных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

  3. Наименования межправительственных и международных организаций.

  4. Наименования общественных объединений.

  5. Наименования, запрещенные по принципам морали.

В остальном название ограничивается только полетом вашей фантазии и уже «занятыми» другими предпринимателями названиями.

Шаг 3: готовим документы

Для государственной регистрации ООО вам понадобится:

  • Решение о создании ООО (если вы единственный учредитель) или протокол о создании ООО (если учредителей несколько). Образцы подобных решений можно найти на консалтинговых сайтах или обратиться к специалистам, которые подготовят за вас документы.

  • Устав ООО. Единственный учредительный документ. В нем должны быть отражены все сведения об организации. В федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлен четкий перечень информации, которая в обязательном порядке должна быть отражена в Уставе ООО. Данный документ изготавливается в двух экземплярах, в настоящее время не требует сшивки, а также подписи.

  • Заявление на регистрацию ООО по форме Р11001. Бланк и правила заполнения заявления по форме Р11001 утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@.

Важно: также потребуется под выбранную специализацию вашей компании подобрать соответствующие коды из общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Данный классификатор представляет собой иерархический список, сгруппированный по направлениям. Коды необходимо внести в соответствующий раздел заявления.

Заявление на регистрацию ООО позволяет внести порядка 57 кодов видов деятельности, поэтому вы можете внести как актуальные коды деятельности, так и планируемые когда-либо в будущем. Однако не перебарщивайте с количеством, т.к. дополнительные, но не нужные вам коды могут привести к увеличению отчислений в ФСС, расчёт которых зависит от класса профессионального риска по каждому коду. 

В заявлении на регистрацию указывают только те коды, которые содержат 4 и более цифр. Вы должны выбрать один из кодов ОКВЭД в качестве основного (по которому ожидаете получение основного дохода), а остальные будут дополнительными. Наличие нескольких кодов не обязывает вас вести по ним деятельность. 

Данное заявление подписывается учредителем в присутствии нотариуса либо сотрудника ИФНС. 

Шаг 4: платим госпошлину 

Государственная пошлина за регистрацию ООО составляет 4 000 рублей. Бланк квитанции можно найти на сайте ИФНС, там же и реквизиты налогового органа. Стоит отметить, что документы для регистрации необходимо подавать в налоговый орган по месту нахождения вашего ООО. 

Шаг 5: выбираем систему налогообложения 

Система налогообложения - это порядок уплаты налогов. Это важная опция, к выбору системы налогообложения нужно подойти вдумчиво и ответственно. Ошибка на этом этапе может дорого обойтись начинающему предпринимателю и загубить на старте даже самую перспективную бизнес-идею. 

По состоянию на 2015 год, для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено пять режимов налогообложения: один общий (ОСН) и четыре специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН). Рассмотрим каждый из них более подробно: 

  • Общая система налогообложения (ОСНО, ОСН, традиционная, основная) – налоговый режим, который назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев, когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов). ОСН является самым тяжёлым налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения отчётности. Как правило, общий режим используют те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода). 

  • Упрощенная система налогообложения (УСНО, УСН, упрощёнка) - специальный налоговый режим, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. По сравнению с другими специальными режимами под действие УСН попадает гораздо большее количество видов предпринимательской деятельности. Применяя УСН, предприниматели и организации платят только один налог в соответствии с самостоятельно заранее выбранной облагаемой базой (6% от доходов или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов). 

  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вменёнка) - специальный налоговый режим, который применяется только в отношении определённых видов деятельности (как правило, это розничная торговля и оказание услуг населению). Главной особенностью ЕНВД, является тот факт, что при исчислении и уплаты налога размер реально полученного дохода значения не имеет. ЕНВД считается, исходя от размера предполагаемого дохода предпринимателя, который устанавливается (вменяется) государством. 

  • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - специальный налоговый режим, который предназначен специально для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применять ЕСХН имеют право только те ИП и организации, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70%. Как и любой другой специальный режим, ЕСХН позволяет одним единым налогом заменить все основные налоги общей системы налогообложения: НДС, налог на имущество и НДФЛ. 

  • Патентная система налогообложения (ПСН) - специальный налоговый режим, который могут применять только индивидуальные предприниматели; в данном статье мы его рассматривать не будем.

Если вы начинающий предприниматель, то в большинстве случаев ваш выбор - это упрощённая система налогообложения (УСН). 

Для УСН устанавливаются следующие налоговые ставки по налогу: 

  • 6%, если объектом налогообложения являются доходы. Например, если вы заработали в месяце 1 млн. рублей, то ваш налог составит 60 тысяч рублей. Дополнительно эту величину можно уменьшить на сумму страховых взносов за работников в ПФР и ФСС. 

  • 15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Однако законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Например, вы заработали 1 млн рублей, а потратили 500 тысяч, в этом случае ваш налог составит (1 млн. - 500 тысяч) * 15% = 75 тысяч рублей. Дополнительно эту величину можно уменьшить на сумму отчислений в ПФР и ФСС.  

При регистрации ООО уведомление о переходе на УСН подаётся по форме 26.2-1 в двух экземплярах вместе со всеми остальными документами. 

Шаг 6: подаем документы в регистрирующий орган 

Регистрирующим органом, как указывалось выше, является налоговый орган по месту нахождения ООО. 

Итак, для регистрации необходимо подать: 

  • решение о создании ООО с подписью учредителя;

  • 2 экземпляра Устава ООО;

  • заявление по форме р11001 (подписывается либо в присутствии нотариуса, либо в присутствии сотрудника налогового органа);

  • заявление о переходе на УСН (если необходимо);

  • гарантийное письмо либо копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на помещение, в котором будет зарегистрировано ООО;

  • квитанцию об оплате госпошлины. 

Если все документы в норме, через 5 дней, вы получите долгожданное свидетельство о государственной регистрации юридического лица, а также один экземпляр Устава с отметкой регистрирующего органа, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, лист записи ЕГРЮЛ. 

Шаг 7: встаём на учет 

Необходимо подписать трудовой договор с руководителем организации, а также приказ о его назначении (если учредитель один, он издает приказ сам на себя и становится так же и руководителем организации, либо может нанять профессионального «управленца»). 

Также необходимо получить коды статистики (для ведения бухгалтерского учета), встать на учет в ПФР (Пенсионный фонд России), ФСС (Фонд социального страхования). В соответствии с российским законодательством, при регистрации ООО становится на учет во все фонды и орган статистики автоматически, однако подтверждающие это документы необходимо будет получать лично в этих органах.

Шаг 8: изготавливаем печать

Сделать это можно в любой типографии или профильной мастерской. В соответствии с последними изменениями в законодательстве это необязательно. Но опыт показывает, что во многих банках при открытии счета и в некоторых госорганах наличие печати по-прежнему считают обязательным условием.

Шаг 9: открываем расчетный счет в банке 

У каждого банка свои требования к документам, необходимым для его открытия. В большинстве случаев это: 

  • лист записи ЕГРЮЛ;

  • копия свидетельства о государственной регистрации ООО;

  • карточка с образцами подписей и оттиска печатей директора и бухгалтера (впрочем, это может быть одно и то же лицо; обычно оформляется самим банком, в противном случае ее необходимо будет оформить у нотариуса);

  • копия решения о создании ООО;

  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

После подготовки документов с банком заключается договор на открытие расчетного счета. После его подписания вы сможете оплатить уставной капитал своего ООО, перечислив его сумму на расчетный счет. Стоит отметить, что в соответствии с гражданским законодательством РФ, уставной капитал должен быть «внесен» на расчетный счет ООО в течение четырех месяцев со дня его создания. 

Шаг 10: выбираем формат ведения бухгалтерии 

Все организации (одно из основных отличий от ИП) обязаны вовремя представлять налоговую и бухгалтерскую отчётность. Несоблюдение сроков подачи отчётности (в том числе нулевой) грозит штрафами предприятию и его должностным лицам. В зависимости от длительности периода, отчёты могут быть квартальными и годовыми. В зависимости от характера отражения операций, подаваемая отчётность разделяется на бухгалтерскую и налоговую. Малые предприятия могут отчитываться по упрощённым формам. Бухгалтерский баланс и отчет подаются один раз в год в налоговую инспекцию и в орган государственной статистики по месту нахождения. 

Существуют следующие варианты бухгалтерского обслуживания:

  • штатный бухгалтер;

  • приходящий или удаленный бухгалтер;

  • онлайн-сервисы;

  • аутсорсинг бухучета, то есть бухгалтерские компании или фирмы, оказывающие комплексное бухгалтерское обслуживание. 

У каждого варианта есть свои нюансы, плюсы и минусы, о которых мы планируем вскоре рассказать в рамках отдельной статьи.


***
  
Читайте также:

Как найти деньги на стартап с помощью краудфандинга.
Как получить займ на развитие социально ориентированного бизнеса.
Что такое автоматизация бизнеса и зачем она нужна небольшой компании.



Комментарии

2
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Elena Yureva 17.11.2015 17:40

    Звучит просто, но на самом деле вопрос намного сложнее.

  • Рита 19.11.2015 10:53

    Это точно. Лучше обратиться к специалистам для более надежного и позитивного результата.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
Все материалы