Рубрики:
  • Финансы
  • Маркетинг
  • (Нет голосов)

С миру по нитке: как устроена платформа краудфандинга Planeta.ru

Прочтёте за 3 мин.
10 ноября 2015

Одна из возможностей получить финансирование стартапа – запустить проект на сервисе коллективного финансирования

IT-инструменты, которые используются в проекте Planeta

  • Пакет Adobe
  • Пакет Microsoft Office
  • 1С:Бухгалтерия
  • Facebook, Вконтакте
  • Instagram

Краудфандинг (от англ. сrowd — «толпа», funding — «финансирование») – коллективная финансовая поддержка какого-либо проекта или идеи. Сбор средств может быть организован для выпуска альбома любимой музыкальной группы, релиза фильма или книги, поддержки социального проекта и т.д. Прибегают к краудфандингу и предприниматели – как правило, по такой схеме пытаются запустить свой проект стартаперы, у которых есть симпатичная идея для бизнеса, но нет средств. О том, каким образом предприниматель может запустить свой крауд-проект, нам рассказала pr-менеджер российского краудфандингового сервиса Planeta.ru Ирина Борисова.

Досье

Planeta.ru – крупнейшая в Рунете краудфандинговая платформа. За время существования сервиса было профинансировано около 3000 проектов на сумму более 300 млн. рублей. Большинство из них относятся к творческим сферам деятельности – музыке, кино, литературе, театру и т.д.; есть в активе Planeta.ru и успешные социальные, предпринимательские, технологические, научные проекты. В 2014 году ресурс был удостоен «Премии Рунета» в номинации «Экономика, бизнес и инвестиции». В 2015 году совместно с брендом Lipton запущен проект Goodstarter, ориентированный на малых предпринимателей. 

Planeta.jpg

Как появилась
Planeta.ru

У троих друзей - Федора Мурачковского, Макса Лакмуса и Василия Андрющенко - была давняя мечта: создать онлайн-ресурс, полезный людям творческих профессий. Во время посиделок в кафе за обсуждением идей друзьям пришла в голову мысль запустить сервис для музыкантов, на котором можно было бы сделать предзаказ альбома. Таким образом, будущая Planeta.ru помогла бы решить сразу несколько задач: у музыкантов появились бы деньги на запись новых пластинок, у поклонников-акционеров - уникальная возможность стать первыми обладателями этих альбомов и получить эксклюзивные подарки от своих кумиров.

Примерно в это же время на Западе возникли первые краудфандинговые платформы - IndieGoGo и Kickstarter. Ну а в России именно Planeta стала первым российским крауд-сервисом и подняла волну интереса к «народному финансированию».

Первыми, кто поверил в российский краудфандинг, стали музыканты группы «Би-2» и их поклонники. С помощью «Планеты» они собрали 1 млн. 250 тысяч рублей на выпуск  альбома Spirit. И завертелось! Постепенно «Планета» превратилась в мультитематический  сервис: вслед за музыкантами на платформу потянулись авторы проектов из других сфер –писатель Евгений Гришковец, культурологический сайт Colta и другие; запустились онлайн-трансляции концертов и музыкальных фестивалей; открылся интернет-магазин эксклюзивных товаров авторов «Планеты»; появились спецпроекты и уникальный контент.

Проекты-рекордсмены Planeta.ru: новый альбом Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» - 6,7 млн. рублей (сбор продолжается), фильм Гарри Бардина «Слушая Бетховена» (6,1 млн. рублей), центр для животных «Мокрый нос» (5,3 млн. рублей). 

В 2014 году в жизни «Планеты» произошли сразу два важных события: во-первых, платформа получила «Премию Рунета» - одну из самых статусных наград в области высоких технологий и интернета; во-вторых, «Планета» стала единственным краудфандинговым сервисом в России, который получил зарубежное признание и вошел в международный список крауд-площадок.

Сейчас это уже не просто платформа, по сути - это агентство полного цикла: помимо организации народного финансирования мы занимаемся PR-проектами, продакшеном, логистикой, обучением авторов проектов азам краудфандинга. «Планета» активно сотрудничает с научными центрами, бизнес-инкубаторами, общественными организациями.

Как запустить свой крауд-проект

Основные задачи, которые выполняет крауд-кампания - финансирование идеи, промо-поддержка и проверка идеи на прочность.  Благодаря народному финансированию авторы проектов могут привлекать внимание и ресурсы различных аудиторий. Это могут быть лица, потенциально заинтересованные в реализации идеи; люди, которые могут помочь автору проекта ресурсами (волонтеры, потенциальные члены команды проекта и т.д.); крупные спонсоры, меценаты, потенциальные инвесторы; СМИ и лидеры мнений.

Все проекты проходят модерацию. Мы не запускаем крауд-кампании, которые не имеют общественно-полезной значимости. Также не пропускаем проекты, которые размещены на других крауд-платформах, противоречат российскому законодательству и морально-этическим нормам общества, связаны с политической или религиозной деятельностью.

Автор проекта подписывает с крауд-платформой договор, по которому он должен выполнить все обязательства перед нами и акционерами - людьми, которые поддержали проект финансово, то есть совершить все выплаты, отправку «акций» и т.д.  Также перед запуском кампании он обязан предоставить пакет документов, необходимый для заключения договора, и в некоторых случаях – подтверждающие документы. Например, если мы говорим о каких-то научных проектах, то нужно подтвердить научную значимость; подобные процедуры защищают наших пользователей от мошенников.

Если проект не собирает 50% от заявленной суммы, то все деньги возвращаются акционерам. По российскому законодательству мы не имеем права напрямую перевести деньги всем акционерам, поэтому они остаются в личном кабинете на нашем сайте. Человек может потратить эти деньги, поддержав другой проект на «Планете», или забрать - для этого нужно оформить заявку.

Как промоутировать свой проект

Основным минусом любой крауд-кампании является ее времязатратность. Чтобы проект был успешным, вы должны уделять ему несколько часов ежедневно. Часто бывает так, что один человек с таким объемом работы не успевает справиться, поэтому нужна либо команда, либо четкий план действий. А лучше оба варианта.

Известным людям проще собирать деньги через краудфандинг. У них уже есть лояльная аудитория. Но это не значит, что крауд-проект никому не известного художника или предпринимателя обречен на провал. Успех во многом зависит от позиционирования крауд-кампании. Многие авторы, особенно создатели благотворительных проектов, делают акцент на жалости, что подрывает сам принцип краудфандинга и снижает эффективность сбора средств. Гораздо более мощный посыл идет от автора-лидера, который вдохновляет аудиторию, ведет за собой. Такой автор вселяет уверенность в то, что он как никто другой реализует задуманное и именно он достоин воплотить представленную идею в жизнь – нужно лишь стать частью его команды.

Planeta Site .jpg

Если вы хотите достичь поставленной цели, то о вашем проекте должно узнать как можно большее количество людей, которым он будет интересен. И самый главный секрет успешных крауд-кампаний - 100%-ная вовлеченность автора проекта. Чем больше внимания он уделяет идее и продвижению своего проекта, тем выше результат. Одной из самых распространенных ошибок начинающих краудфандеров является поздняя PR-кампания проекта.

Рассказывать о своей идее нужно задолго до старта. На начало запуска проекта у вас должна быть мощная информационная поддержка со стороны прессы, лидеров мнений, проинформированная и лояльная аудитория. Проделав эту работу заранее, вы не потратите впустую драгоценные часы старта крауд-проекта. И не забывайте подогревать интерес аудитории на протяжении кампании. Кстати, если вы не собрали обозначенную сумму денег, то не стоит воспринимать это как провал. Бывают случаи, когда проект не собирает деньги, но «выстреливает потом», так как крауд-кампания привлекла внимание нужных людей.

Как определить сумму «народных инвестиций»

Сумма сборов, так называемая финансовая цель, определяется автором крауд-проекта. Перед запуском кампании ее автор должен максимально точно понимать все статьи расходов своего проекта, не забыть включить в финансовую цель расходы на производство «акций» (это бонусы и презенты акционерам за финансовую поддержку проекта), их доставку, заложить траты на комиссию крауд-платформы и платежных систем, а также помнить про налоговые отчисления. Конечно, мы со своей стороны даем полезные рекомендации. Например, мы советуем ставить минимальную сумму, особенно если это первый проект автора: лучше собрать 200% от разумной цели, чем не собрать ничего от раздутого бюджета. Самый оптимальный период для сбора средств – 2 месяца.

Planeta Site II.jpg

Больше 50% проектов на Planeta.ru успешные. Если проект не собирает деньги, это значит, что или идея невостребованная, или автор недостаточно активно занимается проектом, или автор неправильно определил целевую аудиторию и каналы продвижения, выбрал «неработающий» месседж. Мы предоставляем возможность автору проекта продлить срок сборов, перезапуститься и т.д. Главное - пробовать.

Помимо материальных, есть и иные выгоды от краудфандинга, ведь это отличный маркетинговый инструмент. Хотите протестировать новый продукт? Проверить бизнес-идею на прочность? Не нужно тратиться на фокус-группы, достаточно правильно организовать крауд-кампанию. Таким образом, вы убиваете сразу несколько зайцев: получаете деньги (не нужно брать кредит в банке), знакомите целевую аудиторию с новым товаром или услугой, получаете обратную связь, заказы на свою продукцию и широкую огласку. Грамотно проведенная крауд-кампания позволяет существенно сэкономить на рекламе, расширить клиентскую базу и повысить лояльность к продукту.

Читайте также:

Где взять денег на стартап: как работает крауд-платформа Boomstarter.
Как получить займ на развитие социально ориентированного бизнеса.
Как сформулировать уникальное торговое предложение.




Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Персоны Как обойти секретаря при холодном звонке: три эффективных приёма 14 декабря
    Как обойти секретаря при холодном звонке: три эффективных приёма
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Берлину 14 декабря
    Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Берлину
    Прочтёте за 7 мин.
  • Менеджмент Интригуй, обещай, вовлекай: как завоевать внимание аудитории во время выступления 13 декабря
    Интригуй, обещай, вовлекай: как завоевать внимание аудитории во время выступления
    Прочтёте за 7 мин.
  • Идеи для бизнеса С толстой сумкой на ремне: как заработать на производстве стильных кофров для фотографов 13 декабря
    С толстой сумкой на ремне: как заработать на производстве стильных кофров для фотографов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Маркетинг Продвижение в интернете: обратиться в агентство или cделать всё своими силами 12 декабря
    Продвижение в интернете: обратиться в агентство или cделать всё своими силами
    Прочтёте за 4 мин.
  • Кейсы История одной ошибки: почему россиянину не удалось запустить мобильные планетарии в США с первой попытки 12 декабря
    История одного факапа: почему россиянин не смог запустить мобильные планетарии в США
    Прочтёте за 4 мин.
  • Менеджмент Рейтинги и бесплатные лиды: как стимулировать франчайзи работать эффективнее 11 декабря
    Рейтинги и бесплатные лиды: как стимулировать франчайзи работать эффективнее
    Прочтёте за 4 мин.
  • Персоны «Своё производство было ошибкой»: почему Игорь Фролов продал бренд Nordwestfur 11 декабря
    «Своё производство было ошибкой»: почему Игорь Фролов продал бренд Nordwestfur
    Прочтёте за 7 мин.
  • Маркетинг 10 декабря Григорий Ильин:
    Как не спустить бюджет на digital впустую
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Не сел в калошу: как заработать на модной обуви ручной работы 10 декабря
    Не сел в калошу: как заработать на модной обуви ручной работы
    Прочтёте за 6 мин.
  • Маркетинг Контент рулит: как привлечь клиентов из интернета без бюджета и рекламы 07 декабря
    Контент рулит: как привлечь клиентов из интернета без бюджета и рекламы
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Погружение в digital: как устроена и на чём зарабатывает школа интернет-маркетинга 07 декабря
    Погружение в digital: как устроена и на чём зарабатывает школа интернет-маркетинга
    Прочтёте за 6 мин.
  • Кейсы Бизнес в стиле халяль: как сломать национальные стереотипы в гастропроекте 06 декабря
    Бизнес в стиле халяль: как сломать стереотипы в гастропроекте
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Хоть на мороз, хоть в воду: как заработать на экипировке для активного отдыха и экстрима 06 декабря
    Хоть на мороз, хоть в воду: как заработать на экипировке для активного отдыха
    Прочтёте за 7 мин.
  • Кейсы 05 декабря Алексей Бояршинов:
    Как организовать эффективную работу удалённой команды
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Голландии 05 декабря
    Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Голландии
    Прочтёте за 6 мин.
  • Кейсы От хаоса – к порядку: как автоматизация помогла справиться с растущим числом заказов 04 декабря
    От хаоса – к порядку: как автоматизация помогла справиться с растущим числом заказов
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Играют все! Как устроена и на чём зарабатывает детская театральная школа 04 декабря
    Играют все! Как устроена и на чём зарабатывает детская театральная школа
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Джентльменский набор: как заработать на брутальных подарках для мужчин 03 декабря
    Джентльменский набор: как заработать на брутальных подарках для мужчин
    Прочтёте за 5 мин.
  • Кейсы 03 декабря
    The Best: 12 лучших статей для малого бизнеса на Biz360.ru в ноябре
    Прочтёте за 5 мин. The Best: 12 лучших статей для малого бизнеса на Biz360.ru в ноябре
Идёт загрузка материалов