Многие начинающие предприниматели спят и видят, как их стартап проекты попадают на радары крутого венчурного фонда или известного бизнес-ангела, после чего на проект проливается золотой дождь инвестиций. Но не всё так просто: современные инвесторы – это не богатенькие буратины, сорящие деньгами, а рациональные эксперты; чтобы добиться их внимания к своему проекту, стартаперу мало красивой идеи – она должна быть подкреплена и другими весомыми аргументами. Портал Firrma опросил экспертов венчурного рынка и узнал их мнение о том, какие проекты будут иметь наибольшие шансы на успех в 2017 году.
Надия Черкасова, член правления ВТБ24, инвестор крауд-платформы Boomstarter
Самые перспективные проекты в России и за рубежом следует искать в самых перспективных технологиях в 2017 году.
Если мы посмотрим на чат-боты и conversational economy, то увидим проект ManyChat, сооснователем которого выступает Микаэль Ян. ManyBot объединяет в себе не только тренд на создание ботов и персональных ассистентов, он ещё открывает возможность не подкованным технически людям сделать своего бота, не разбираясь в коде. Так, проект совмещает в себе два бизнес-тренда - упрощать создание технологических продуктов и сокращать издержки на клиентский сервис за счёт создания автоматизированных платформ.
Пока самыми яркими примерами внедрения нейронных сетей являются Prisma и MSQRD. Обе компании вошли в топ самых популярных приложений iOs и Android и несмотря на простоту использования, используют очень серьезные технологии обработки цифровых изображений.
Если говорить о VR\AR, то Pokemon Go, безусловно самый яркий пример AR-технологии. К концу 2016 года более 150 миллионов человек во всем мире загрузили приложение Pokemon Go. Самыми популярными запросами Google в 2016 году стали Олимпийские игры в Рио, Евро-2016, игра Pokemon Go и выборы в США.
Какие направления интересны банкам? Во-первых, разработки, направленные на оптимизацию процессов. B2B-проектов для банков запускается не так много. Логику стартаперов можно понять - B2C-модели, направленные на охват аудитории, кажутся более привлекательными. Но хочу отметить, что B2B стартап проекты быстрее масштабируются и могут быть более коммерчески успешными: отработали с одним банком, дальше можно тиражировать свой продукт, развивать бизнес с другими участниками рынка.
Александр Чачава, управляющий партнёр венчурного фонда LETA Capital
В России складывается следующая ситуация: в стране по-прежнему много качественных разработчиков, при этом они стоят дешевле, чем США, Израиле, Китае и Индии. У нас жива идея software is eating up the world. Потому что софт-проекты делать наиболее перспективно - не так капиталоёмко, это могут быть как disruptive-стартапы (проекты, которые создают новый рынок), так и проекты в менее disruptive-сферах - ОTТ, SaaS, 3D.
Сейчас фаундеры стали опытнее - кто-то поработал на Западе, кто-то поднял раунды на проекты здесь. Раньше у нас были только технологии на уровне. Сейчас уже уровень business development и предпринимательских навыков, и уже есть хорошие примеры, чтобы выходить за границу.
Из конкретных стартап проектов я могу упомянуть компанию Bright box, в которых мы вложились. Они делают платформы для connected car. Другая компания - Double Data, они продают программный продукт для анализа big data и скоринговых систем.
Если говорить про мир, то мы больше следим за проектами на поздних стадиях. Пытаемся понять, каким образом дать шанс конкурирующим с США российским компаниям, где у нас $2 млн. долларов против их $100 млн. долларов инвестиций.
Олег Кужиков, партнёр венчурного фонда Maxfield Capital
Мы следим за целым рядом компаний - и в России, и за рубежом. Если смотреть на область чат-ботов, то скажем, сценариев нишевого применения искусственного интеллекта сейчас достаточно. Например, проект x.ai, чей бот Эми, используя механизмы NLP, распознаёт текстовые сообщения, договаривается о встрече в переписке, и автоматически добавляет их в календарь, в случае если это подходит участникам беседы. Этот хороший пример тренда, когда технологичное решение позволяет убрать из цепочки процессов «посредников».
Другой стартап проект, за которым мы тоже следим - это Enlitic. Компания занимается медицинской диагностикой с использованием машинного обучения. Система обрабатывает сканы снимков и пытается распознать опухоли и отклонения. Зачастую у неё получается это сделать лучше, чем у врачей.
Drive - искусственный интеллект для самоуправляемых авто. Здесь важно отметить, что автомобили обучаются не только распознавать объекты, но они ещё и учатся принимать решения, как себя вести в аварийных ситуациях. Первые приложения будут в области публичного транспорта, райдшеринга и такси.
Нельзя не отметить и область информационной безопасности. Гаджеты становятся повсеместными, количество данных растет, и их защита становится все более актуальной задачей.
Мы наблюдаем за CybelAngel. Это проект в сфере кибербезопасности, который мониторит DarkNet (неиндексируемые страницы в сети, совокупный объем которых гораздо больше, чем легальный интернет) и находит сообщения о готовящихся утечках и покупке\продаже оружия и наркотиков.
Одним из наиболее понятных примеров в области блокчейн стоит выделить Everledger, проект из Великобритании. Это аутентификация бриллиантов с использованием этой технологии. Система защищает бриллианты от «фрода» и подделок, а также сохраняет историю каждого бриллианта, где можно отследить все идентификации и транзакции, через которые прошла драгоценность.
DroneDeploy – облачная платформа для управления несколькими дронами одновременно. Здесь тоже могут быть довольно интересные сценарии применения в индустрии добычи ископаемых, строительстве, перевозках.
Что касается российских компаний, которые тоже запускают интереснейшие стартап проекты, то я бы отметил проект Statsbot – это аналитический бот внутри мессенджера Slack, который дает возможность получать информацию о бизнес-метриках в режиме реального времени.
Также хочу отметить проект Xor.ai - чатбот-рекрутёр для найма технических команд, Qlean - онлайн площадку для услуг по уборке помещений, Cappasity - 3D и VR платформу для онлайн ритейла и Welltory – удалённый мониторинг здоровья и рекомендации.
Артём Инютин, сооснователь и управляющий партнёр инвестиционной компании TMT Investments
Мы сейчас активно смотрим на четыре сферы – private security, SaaS, нишевый e-commerce, big data.
В электронной коммерции я бы выделили два стартап проекта. Первый, в который мы зашли, - LeTote, подписка на экземпляры одежды. Второй проект – Try the World, подписка на кухни из разных стран мира. Что касается SaaS - я бы взял, например, проект WRIKE, с которым мы хотим продолжить сотрудничество. Это менеджер проектов для МСБ, который работает по всему миру и который решает потребности компаний в безбумажной технологии.
По поводу big data - мне нравится проект Sharethis, сервис, который накапливает огромный массив информации по социально-демографическому портрету и продаёт эти профили ведущим рекламным сетям и издательским домам в США и Европе.
Что касается телемедицины, я не вижу явного лидера - сейчас много интересных проектов есть в США, есть такие проекты и в России. Сейчас рынок в становлении, все игроки маленькие. Пока проекта, который бы мне понравился, я бы не выделил. Но через год, думаю, такой проект появится.
для ритейла и рекламы»
Константин Синюшин, сооснователь венчурного фонда The Untitled
Наш фонд инвестирует в технологические проекты, которые помогают повысить эффективность рекламного рынка и ритейла, основываясь на искусственном интелекте, интернете вещей и больших данных.
Среди направлений мы прежде всего выделяем сервисы повышения среднего чека в розничной торговле, удешевления привлечений нового покупателя, увеличения ретеншена для существующих покупателей, увеличения lifetime value существующих покупателей, а также сервисы внутренних бизнес-процессов - снижения внутренних издержек или автоматизации процессов, которые раньше требовали высоких затрат ручного труда.
Что касается рекламы, сегодня рынок находится в новой точке бифуркации. Как говорили классики Ильф и Петров: «Немого кино уже нет, а звукового ещё нет». Именно поэтому, в течении 2017 года будем пытаться смотреть проекты, которые за счёт каких-то новых технологий кардинально меняют либо традиционную парадигму офлайн-рекламы, либо традиционную парадигму онлайн-рекламы, позволяя значительно лучше её персонализировать, таргетировать и предсказать поведение, а самое главное - возможность измерить влияние этой рекламы на конечную покупку.
Наш подход к выбору перспективных ниши и фокуса основывался на следующем: среди всех мировых рынков где вращается больше всего денег, у нас в стране наибольший интерес представляет реклама и ритейл. При этом финансы очень сильно зарегулированы государством, а какие-то ресурсные отрасли и военно-промышленный комплекс не очень применимы для софт-верных стартапов.
Наш подход: не пытаться создать какой-то новый рынок, потому что на это нужно очень много денег, которых в принципе невозможно привлечь в России. Наша стратегия - предложить новое качество обслуживания и решений на существующем рынке, где уже есть значительные текущие бюджеты.
Источник: Firrma.Читайте также:
Стартапы-2016: как прошёл год у IT-компаний.
В стартап приходит инвестор: к чему надо быть готовым.
Бизнес-акселераторы: что это и чем они могут быть полезны стартапу.