Если вы считаете, что ваш продукт «подходит всем потребителям», это первый шаг к провалу. Вам нужно понять, кому продукт действительно нужен – и выстраивать коммуникацию именно с этой аудиторией. Для того, чтобы правильно выделить круг целевых клиентов используется сегментация рынка – разделение потенциальных клиентов на группы (сегменты) по ряду критериев. О том, как правильно сегментировать целевую аудиторию в различных каналах, в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказала тимлид команды маркетологов компаний UIS и CoMagic Яна Альбрехт.
Яна Альбрехт – тимлид команды маркетологов компаний
UIS и
CoMagic. В сфере маркетинга – с 2011 года, начинала карьеру как специалист по контекстной рекламе. Имеет опыт работы с бюджетами до 20 млн. рублей в месяц. Основное направление – оптимизация и автоматизация digital-рекламы. Работала в Sapato, myToys, PostelDelux, где выстраивала системы внутренней аналитики и автоматизации digital-рекламы от парсинга запросов, автоматизации объявлений и биддера под бизнес-процессы компаний через API.
По данным сервиса CoMagic, 81% компаний сегментируют свою аудиторию. Компании с правильными стратегиями сегментации рынка получают прибыль в среднем на 10% выше, чем те, где сегментация не была столь эффективной в течение пятилетнего периода.
Сегментация помогает:
-
улучшить эффективность коммуникации: правильно сформулировать посылы, донести нужную информацию до целевой аудитории;
-
привлекать нужных клиентов: создавать чёткие и прямые офферы и креативы;
-
квалифицировать и конкретизировать целевую аудиторию;
-
разрабатывать эффективные маркетинговые стратегии, соответствующие ожиданиям целевой аудитории.
При проведении сегментации важно понимать, что её основная цель состоит не только в выделении сегментов или групп как таковых, а в поиске целевого сегмента рынка, которому будет интересна услуга/продукт компании.
Сегмент рынка – это группа людей, обладающих общими признаками, которые определяют их модель поведения. От того, насколько правильно выбран сегмент, во многом зависит не только эффективность продвижения, но и в целом успех маркетинговой стратегии.
Проводить сегментацию аудитории целесообразно по следующему алгоритму:
-
Проанализировать данные. На основе данных выделить подходящие сегменты. Проверить, чтобы сегмент не был слишком мелким.
-
Определиться с критериями запуска. Отслеживать эффективность онлайн, прослушивать разговоры и взаимодействовать с отделом продаж.
-
Масштабировать успешные либо отключать неэффективные сегменты.
Существует довольно большое количество характеристик, по которым сегментируют аудиторию. Однако все они в той или иной степени относятся к одному из четырёх главных критериев:
Для B2C чаще всего используются демографические, поведенческие и психографические критерии. В B2B – фирмографические, психографические, поведенческие.
Кроме этого, в B2C важно учитывать жизненную ситуацию клиента. В B2B – сам процесс принятия решения, чтобы сформулировать чёткое предложение для руководителя или маркетолога.
В контекстной рекламе самое главное – найти тот формат аудитории, которая будет максимально конвертироваться. Важно собрать достаточное количество уникальных пользователей, минимум 1000-1500 (это влияет на эффективность кампании) и сделать правильный посыл.
Все аудитории маркетологи условно разделяют по уровню эффективности:
-
база существующих контактов (сайт, CRM, емейл);
-
look-alike;
-
аудитории по интересам.
Самыми эффективными аудиториями считаются аудитории собранные с сайта, CRM и емэйлов (после прямой поисковой рекламы), так как они максимально релевантны. Затем look-alike и аудитории по интересам.
В SEO сегментацию можно проводить по интересам и запросам, портрету целевой аудитории на конкретную посадочную страницу. В отличие от контекстной рекламы поисковые системы не позволяют продвигать сайт под определённые запросы. Поэтому здесь основное значение играет контент, поведенческие факторы и алгоритмы поисковых систем.
Для правильной сегментации в SEO нужно знать:
-
целевую аудиторию конкретной страницы;
-
алгоритмы поисковых систем;
-
как правильно конвертировать аудиторию.
При работе с рассылками учитывается сфера интересов и история коммуникации. Если клиент высказывал заинтересованность в определённом продукте или тематике, он попадает в сегмент с помощью автосегментации либо ручной сегментации. Хорошо работают поведенческие факторы, когда предлагается нужный контент в зависимости от того, по каким ссылкам на сайте переходил клиент, какую заявку он оставил.
В таргетированной рекламе основная особенность состоит в том, что отсутствуют ограничения по количеству аудитории, на которую запускается рекламная кампания. Для работы можно использовать мелкие сегменты. Но здесь важно проводить регулярные эксперименты и быстро принимать решения, чтобы своевременно отслеживать результаты.
Так же как и в контекстной рекламе, в таргетированной рекламе есть возможность настраивать аудитории look-alike, по интересам и ретаргетинг по базе существующих клиентов.
Сегодня сегментация эффективно работает во всех сферах бизнеса. Чтобы качественно сегментировать аудиторию, нужно знать:
-
особенности выделения целевой аудитории (B2B и B2C);
-
основные критерии сегментации;
-
особенности проведения сегментации в разных каналах;
-
как экспериментировать с чёткими критериями определения эффективности теста.
Без качественной сегментации невозможно реализовать главную цель компании – увеличение прибыли.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».