Маркетплейсы сегодня являются одними из самых привлекательных площадок для бизнеса. Во втором полугодии 2023 года объём продаж на популярных платформах в совокупности составил 75% от всего рынка онлайн-торговли. Селлерам стоит заботиться не только о росте продаж, но и о том, как не получить претензии и штрафы от налоговой службы. О том, кто с точки зрения регулятора может работать через маркетплейсы и какие типичныве ошибки при расчёте налогов совершают предприниматели, порталу Biz360.ru рассказала Ирина Бродецкая, основатель консалтинговой компании Brofinance.
Ирина Бродецкая – основатель компании Brofinance. Аудитор и налоговый консультант. Компания Brofinance оказывает бухгалтерские, консалтинговые и юридические услуги бизнесу, разрабатывает финансовые стратегии.
Договорные схемы – это набор условий, которые регулируют отношения между продавцом и маркетплейсом. У каждой торговой площадки они свои.
Чаще всего стороны сотрудничают по договору комиссии, поручения или агентскому договору. Продавец передаёт право на продажу своих товаров агенту, а он, в свою очередь, обязуется их продавать за определённое вознаграждение – комиссию. Доход поступает не напрямую (от покупателя – продавцу), а через посредника, то есть через маркетплейс.
Электронные платформы не только реализуют продукцию, но и занимаются её перевозкой и хранением. На площадках возможны такие схемы торговли:
-
FBO – фулфилмент от оператора. Это полный комплекс обязательств маркетплейса по хранению товара продавца на складе, его сборке и доставке.
-
FBS – фулфилмент от продавца. Здесь уже продавец самостоятельно хранит товар и упаковывает его для отправки. Площадка отвечает только за доставку.
-
DBS (realFBS) – дословно расшифровывается как «доставка продавцом». Товар не попадает на склад маркетплейса и отправляется к покупателю напрямую от селлера. Схему удобно применять для реализации скоропортящихся продуктов, которые нужно доставлять быстро.
-
Экспресс. В этом случае продавец хранит и собирает товар сам после получения заказа за 10-60 минут, а маркетплейс забирает его со склада продавца и доставляет в короткий срок (1-2 часа).
Торговать на электронных площадках можно только после регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности: юридического лица, ИП или самозанятого.
Так, самозанятые могут реализовать продукцию на маркетплейсах, если:
-
не имеют наёмных сотрудников;
-
получают доход менее 2,4 миллиона рублей год;
-
продают только изделия собственного производства;
-
не реализуют подакцизный или требующий маркировки товар, продукты питания и антиквариат.
При превышении лимита по доходам придётся регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Если выявится нарушение, то самозанятый лишается возможности размещать ассортимент на торговой площадке и попадает под санкции от ФНС – блокировку расчётного счёта.
Торговать на электронных платформах нельзя в режиме патентной системы налогообложения, так как такая торговля не считается розничной (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодеса РФ) для применения патента.
Компании и ИП могут работать в режиме ОСНО или перейти на «упрощёнку», если количество штатных сотрудников меньше 130 человек, а доход в 2023 году составит не более 188,55 млн. рублей.
Налог на профессиональный доход
Для определения его размера нужно принимать в расчёт всю сумму, полученную от конечного покупателя. Расходы и комиссию агента нельзя вычитать из налоговой базы. Точные цифры можно увидеть в отчёте в личном кабинете на маркетплейсе.
Например, товар стоит 1000 рублей. Клиент купил его, а маркетплейс получил 15% от сделки, то есть 150 рублей. Продавец получил доход в 850 рублей, но заплатить налог в 4% должен со всей суммы – с 1000 рублей.
УСН «Доходы»
Процентная ставка зависит от региона, где зарегистрирован бизнес. Она может составлять от 1% до 6%. «Упрощенцы» на УСН «Доходы» рассчитывают выручку от продаж на маркетплейсе так же, как и плательщики НПД – в полной сумме, полученной от покупателя.
УСН «Доходы минус расходы»
Ставка налога здесь составляет от 5% до 15%. Этот режим лучше выбрать, если расходы составляют значительную часть прибыли (от 65%) и вы можете подтвердить их документально.
Расходы, которые можно учесть при расчёте налога:
-
траты на приобретение и реализацию проданных товаров;
-
вознаграждение маркетплейса (учитывается на дату его удержания);
-
траты на приобретение и хранение продукции;
-
расходы на продвижение (рекламу) марки;
-
расходы на возврат и невыкуп товара.
Собственные расходы на данном режиме налогообложения стоит учитывать, если выполняются все следующие условия (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ):
-
траты документально подтверждены (есть чеки и накладные);
-
экономически обоснованы;
-
направлены на получение дохода.
На общую систему налогообложения (ОСНО) переходят те, кто не соответствует условиям для применения УСН и других режимов. Либо продавец работает с компаниями, которым важно сотрудничать с плательщиками НДС.
При электронных продажах ИП на ОСНО платит НДФЛ по ставке 13% (а при получении дохода более 5 млн. рублей –15%) и НДС. Юридическое лицо на ОСНО платит налог на прибыль в размере 20% и НДС.
При общей системе налогообложения кассовый метод расчёта прибыли не используется, нужно применять метод начисления. При торговле на маркетплейсе это означает, что важен момент отгрузки товара конечному покупателю, а не зачисление выручки на расчётный счет.
Когда продавец передаёт продукцию площадке, он должен оформить сопроводительные документы: товарные и транспортные накладные. По итогам продаж за месяц маркетплейс формирует отчёт о реализации, акт о вознаграждении, акт об оказанных услугах (хранение, доставка и т.д.).
На основании этих документов предприниматель формирует отчётность о доходах и расходах для налоговой. Договор с торговой платформой в ФНС предоставлять не требуется, но следует хранить его даже при прекращении работы с платформой на случай налоговой проверки. За непредставление договора по требованию проверяющих можно получить штраф в размере 200 рублей за каждый документ. Если же предприниматель не предъявит вовремя документы по контрагенту, либо они окажутся недостоверными, штраф будет уже более солидным – 10 000 рублей.
Неправильный выбор режима налогообложения
Система налогообложения должна соответствовать условиям и виду деятельности. Например, при работе на маркетплейсе нельзя применять ПСН, а на НПД продавать можно только изделия собственного производства.
Ошибки при расчёте выручки в налоговой отчётности
Если на счёт предпринимателя или компании приходят суммы за вычетом комиссии площадки, в отчётности нужно указывать нужно всю сумму, которую заплатил покупатель. Если был возврат, необходимо отразить это в расходной части в режиме УСН «Доходы минус расходы».
Отсутствие самостоятельного учёта
Маркетплейсы – сложные системы с миллионами пользователей, из-за чего в их работе неизбежны сбои. Поэтому не стоит доверять только информации из личного кабинета на площадке. Важно вести и собственный учёт товарооборота и платежей от маркетплейсов.
Зачёт взаимных требований между продавцом и маркетплейсом на сумму посреднического вознаграждения площадки или на стоимость оказанных им услуг – это и есть те события, в результате которых погашается задолженность маркетплейса перед вами.
Отсутствие КУДиР у плательщиков УСН
КУДиР – книга учёта доходов и расходов, в которой предприниматель фиксирует результаты своей деятельности. Эти данные впоследствии переносятся в налоговые декларации.
Продажа на маркетплейсах – выгодный и удобный способ реализации товара. Если соблюдать правила работы с площадкой и грамотно подобрать налоговый режим, можно избежать проблем и в разы увеличить прибыль от своего бизнеса.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».