Штатный сотрудник, ИП или самозанятый: кого и в каких случаях выгоднее использовать бизнесу

Прочтёте за 5 мин.

Рекомендации Александра Авдеева

IT-инструменты, которые использует Александр Авдеев

  • AmoCRM
  • Unisender
  • Marquiz
  • Tilda
  • Консультант+

В последние годы бизнес активно пересматривает кадровую политику. Если раньше выбор был очевиден – штат сотрудников, то теперь распространены и другие варианты взаимодействия с нужными специалистами, в частности, работа с ИП и самозанятыми. Каждый формат может быть привлекателен для бизнеса, но при этом нести либо дополнительные расходы, либо юридические риски. Об экономике каждого варианта и о том, что выбрать в зависимости от задач бизнеса, руководитель проектов развития платформы «Консоль» Александр Авдеев рассказал Biz360.ru.

Досье

Александр Авдеев – руководитель проектов развития платформы «Консоль». Имеет высшее экономическое образование. Работал в компаниях «Крым Еда» и Broniboy, где отвечал за операционное управление и развитие бизнеса. С 2023 года возглавляет направление аутстафинга в компании «Консоль» (платформа для законных отношений с самозанятыми), развивает сервис и отвечает за выстраивание процессов взаимодействия между заказчиками, исполнителями и партнёрами.

Александр Авдеев, руководитель проектов развития платформы «Консоль»

Штатные сотрудники

Главное преимущество в штате постоянных сотрудников – их глубокое погружение в процессы и вовлечённость в корпоративную культуру. Они лучше понимают стратегические цели компании, быстрее адаптируются к внутренним правилам и способны работать над долгосрочными проектами. Они знают «внутреннюю кухню», поэтому им не приходится каждый раз объяснять, что нужно делать. 

Штатный сотрудник при необходимости может выйти поработать в выходной – не только ради дополнительной оплаты, а, например, чтобы подменить коллегу. Если привлекать подрядчика, то это всегда дополнительные расходы. Кроме того, именно из штатных сотрудников можно выращивать управленцев: пройдя путь от специалиста до руководителя, человек сможет эффективнее руководить бизнес-процессами.

Для ключевых ролей, где важны стабильность и командная работа, это почти безальтернативный вариант. Но за стабильность приходится платить. НДФЛ в размере 13-15% оплачивает сам сотрудник – налог вычитается из оклада. К выплатам всегда прибавляются страховые взносы (30% от фонда оплаты труда), расходы на организацию рабочего места (мебель, компьютер и т.д.), затраты на лицензионное ПО, связь и интернет. 

Даже если сотрудник временно не работает, ему оплачивают отпускные и больничные. Чтобы удерживать ценные кадры, работодатели предлагают социальный пакет, в который могут входить полис ДМС, предоставление корпоративного питания (бесплатно или с большой скидкой), организация развозки или компенсация расходов на транспорт, оплата спорта, отдыха детей.

Чтобы сотрудники были в русле современных трендов, необходимо их регулярное обучение, а в некоторых профессиях повышение квалификации предусмотрено профстандартами. В итоге набегает немаленькая сумма. И это мы ещё не упомянули тимбилдинги, праздники, бонусные программы, корпоративные подарки – всё, что помогает удерживать сотрудников, но требует бюджета. 

Пример расчёта, во сколько минимально бизнесу обходится штатный сотрудник: 

  • Оклад100 000 рублей;

  • Налоги и взносы30%;

  • Итого расходы: 130 000 рублей 

С юридической точки зрения риски работы с штатными сотрудниками невелики, если компания соблюдает Трудовой кодекс. Основные претензии проверяющих органов возникают при задержках зарплаты, неправильном учёте рабочего времени или нарушениях норм охраны труда. Кроме того, если с сотрудником заключен бессрочный трудовой договор, то его увольнение – процесс сложный. Работодатель должен обосновать причину (или договориться с сотрудником), соблюсти все процедурные сроки, иначе есть риск восстановления сотрудника через суд и выплаты компенсаций. 

Индивидуальные предприниматели

Сотрудничество с ИП удобно, если речь идёт о долгосрочных или крупных проектах, требующих серьёзной ответственности и фиксированного результата. Если понятно, что работа рассчитана на месяцы или даже годы, удобнее заключить договор с ИП один раз, чем раз за разом нанимать самозанятых. Среди наиболее распространённых видов услуг, которые оказывают ИП юрлицам: ведение бухгалтерии или налогового учёта, юридическое сопровождение, постоянная поддержка IT-инфраструктуры или администрирование систем, а также маркетинговое сопровождение (SEO, SMM, PR). 

Важна и цена вопроса. У самозанятых есть ограничение по доходу – 2,4 млн рублей в год, у ИП такого лимита нет, поэтому если речь идёт о крупных заказах, то бизнесу удобнее работать с ними. Например, если это строительство или ремонт офисов, создание дорогих сайтов «под ключ» в бюджете 1-2 млн рублей или долгосрочный консалтинговый проект. 

Стоит учитывать, что некоторые виды деятельности для самозанятых в принципе недоступны. Например, медицинские услуги, торговля алкоголем, пассажирские перевозки, всё, что требует лицензий или особенных разрешений. В таких случаях работать можно только с ИП или с юрлицом. 

Также взаимодействие с ИП удобно, когда часть функций, не связанных с основной деятельностью компании, хочется вынести за пределы бизнеса. Как правило, это бухгалтерия, подбор персонала, PR. 

Согласно статье 24 Гражданского кодекса РФ, индивидуальный предприниматель несёт ответственность перед заказчиком всем своим имуществом. И в случае невыполнения обязательств можно потребовать возмещения и с большей вероятностью получить его. 

Преимущества для бизнеса в работе с ИП заключаются в том, что если штатный сотрудник требует всего перечисленного выше (отпускные, больничные, рабочее место и 30% страховых взносов сверх оклада), то ИП получает сумму по договору, с которой сам платит налоги (обычно это 6% по УСН+фиксированные взносы). При этом не требуется вести сложную бухгалтерию, табели, трудовые книжки – достаточно гражданско-правового договора и подписанных актов выполненных работ. 

Кроме того, с ИП проще прекратить сотрудничество, если потребность в его услугах отпала. Расстаться со штатным сотрудником это гораздо сложнее. 

Пример расчёта, во сколько бизнесу обходится сотрудничество с ИП:

  • Компания заключает с ИП договор на 120 000 рублей и не несёт дополнительных расходов в виде налогов, больничных, отпускных.

  • ИП получает «чистыми» после уплаты налогов и соцвзносов около 107 000 рублей. 

Но у сотрудничества с ИП есть свои нюансы. Не все специалисты готовы ради одного заказа от компании регистрировать ИП. Кроме того, ИП может быть менее гибким в срочных мелких задачах, чем самозанятый исполнитель. 

Юридические риски заключаются в том, что при злоупотреблении сотрудничеством с ИП возможна переквалификация договора в трудовой. Если налоговая посчитает, что через ИП фактически оформляют постоянных сотрудников, придётся доплачивать страховые взносы и налоги, а также платить пени и штрафы. 

Самозанятые исполнители 

Сотрудничество с самозанятыми – это достаточно простой способ привлечь исполнителей на краткосрочные и проектные задачи, будь то дизайн (баннеры, логотипы, презентации), копирайтинг, редактура, переводы, фото- и видеосъёмка. Компаниям для таких разовых задач не нужно держать специалистов в штате, проще привлечь самозанятого. Этот формат сотрудничества удобен также для курьерской доставки, ремонта и настройки техники, уборки помещений, мелкого ремонта в офисе. То есть для небольших и конкретных задач, когда можно заплатить за полученный результат. 

Также часто компании привлекают самозанятых для образовательных и консультационных услуг: проведения бизнес-тренингов и мастер-классов, психологических консультаций, обучения иностранным языкам или IT-навыкам. В таких случаях вызвать эксперта точечно и дешевле, и проще, чем оформить в штат. 

Различные разовые маркетинговые мероприятия также можно проводить при участии самозанятых. Как и поручать им отдельные задачи в сфере IT. Самозанятых достаточно легко найти через различные сервисы: «Яндекс Услуги», Profi.ru, «Авито» и т.д. 

Как и в случае с ИП, компания формально не платит налоги и взносы – это ответственность самозанятого. Но специалист, обозначая сумму контракта, несомненно, учитывает этот факт. Поэтому если исполнитель хочет получить 100 тысяч рублей «чистыми», то выставит цену примерно 106 500 рублей, чтобы не терять в доходе. Для компании это всё равно будет дешевле, чем 130 000 рублей расходов на штатного сотрудника. То есть бизнес тратит согласованную сумму по договору, а реальный налоговый расход ложится на исполнителя. 

Главный плюс – можно привлекать исполнителей по мере необходимости для разовых заказов и работ. Но есть ограничения – годовой доход самозанятого не может превышать 2,4 млн рублей, кроме того, не все виды деятельности можно вести в этом режиме. 

Пример расчёта, во сколько бизнесу обходится сотрудничество с самозанятым:

  • Стоимость услуги100 000 рублей

  • Налоги и взносы платит самозанятый

  • Дополнительные расходы6500 рублей на уплату налогов самозанятым

  • Итого расходы 106 500 рублей 

Юридический риск достаточно высок в том случае, если взаимодействие с самозанятыми похоже на трудовые отношения. Подозрения могут вызывать следующие факторы: 

  • фиксированный график;

  • подчинение внутренним правилам;

  • одинаковые выплаты в одни и те же даты. 

Трудовая инспекция и ФНС могут признать это скрытыми трудовыми отношениями. Тогда компании грозят доначисления налогов и сборов, а также штрафы и пени. Общая сумма может составить 35-40%, причём за весь период сотрудничества с самозанятым. 

Вместо резюме

  • Для краткосрочных и нерегулярных задач оптимально сотрудничать с самозанятыми. Этот вариант несёт минимум бюрократии и затрат, но важно соблюдать законодательство, чтобы избежать переквалификации в трудовые отношения.

  • Для долгосрочных проектов с высокой нагрузкой целесообразно работать с ИП. Это позволяет закрепить исполнителя на проекте, не платить при этом страховые взносы и налоги, но не быть ограниченным в сумме выплат конкретному человеку.

  • Для стратегических задач и постоянной работы по ключевым направлениям нужны штатные сотрудники. Компания таким образом получает стабильность и предсказуемость в работе. 

В то же время никто не заставляет компании ограничиваться одним видом сотрудничества с кадрами. Сегодня многие работодатели в основном используют гибридный подход, нанимая и штатных сотрудников, и привлекая ИП и самозанятых для отдельных проектов. Это позволяет сэкономить до 25-30% фонда оплаты труда без потери качества. Но экономить нужно грамотно, чтобы не получить от ФНС крупные доначисления и штрафы.

HR-management

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

19 сентября 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов