До открытия совместного бизнеса микробиолог Светлана Кирьянова делала карьеру в научной сфере, а Виктория Лантюхова развивала свой магазин карнавальных костюмов. Но в какой-то момент они захотели заниматься ручным трудом – чтобы видеть результаты своей работы и привносить в мир красоту. Девушки объединились – и запустили студию реставрации винтажной мебели. О том, как заработать на стульях, креслах и столах в стиле «ретро», Светлана и Виктория рассказали порталу Biz360.ru.
Светлана Кирьянова, Виктория Лантюхова, предприниматели из Воронежа, основатели студии реставрации мебели
ZANOVO. Светлане 31 год, она окончила Воронежский государственный университет инженерных технологий по специальности «инженер-технолог бродильных производств», является кандидатом технических наук. Виктории 35 лет, она окончила Воронежский государственный университет по специальности «журналист». Студию реставрации мебели запустили ZANOVO в 2019 году, стартовые инвестиции составили 300 тысяч рублей.
Виктория: Для меня наш проект - это не первый предпринимательский опыт. У меня ранее был собственный магазин проката карнавальных костюмов, а до этого я работала по специальности - журналистом.
Светлана: А я раньше работала в научной сфере: занималась биотехнологиями в инновационной компании и всегда думала, что предпринимательская деятельность - это не моё.
Виктория: Потом в какой-то момент нам обеим захотелось запустить проект, в рамках которого мы могли бы заниматься ручным трудом, видеть результат своей работы.
Светлана: Хотелось заняться именно производством, не перепродажей китайских товаров. Вначале была мысль просто делать мебель с нуля, но потом мы увидели, что этот рынок уже достаточно насыщен. Мы решили открыть что-то, чего в городе ещё нет.
Однажды наткнулись в интернете на проект по реставрации мебели в Питере. Решили, что было бы здорово попробовать организовать нечто подобное и в Воронеже.
Виктория: У нас не было уверенности, что у воронежцев будет спрос на такие вещи. Однако то, что мы видели в интернете, было так красиво, что в итоге мы решили попробовать. И запустили собственную мастерскую по реставрации мебели.
Светлана: Необходимого опыта у нас, конечно, не было. Но мой брат и часть семьи - столяры. Так что мы смогли проконсультироваться с ними насчёт того, что потребуется закупить для старта. Также мы посмотрели разные тематические ролики на YouTube про работу аналогичных мастерских. А дальше уже в процессе практики ориентировались на свои потребности: когда начинаешь работать, быстро становится понятно, каких знаний и инструментов не достаёт. Дооснащение мастерской у нас происходит постоянно.
Виктория: С самого начала мы работаем не вдвоём: вместе с нами в качестве наёмного сотрудника трудится наша подруга Дарья. Когда она узнала, что мы затеваем, то загорелась проектом: ранее реставрация была её хобби. В дальнейшем есть мысль нанять ещё сотрудников, но пока мы не на том уровне развития.
Поначалу мы не хотели рисковать средствами и думали заняться обработкой первых вещей у себя дома. Но это оказалось невозможно: для такого труда требуется место и определённые условия. В итоге мы случайно нашли недорогое помещение на 70 квадратных метров под мастерскую - всего за 5 тысяч рублей (плюс ещё 5 тысяч за отопление в зимний период). У нас в центре города есть творческий кластер «Коммуна» на базе старой типографии - там и нашлось пространство для нас.
Светлана: Оно очень удачно расположено и имеет удобный подъезд, чтобы завозить мебель. Но когда мы заехали, внутри мастерской, конечно, ничего ещё не было готово для старта работы. Она была завалена старым хламом, и его пришлось вывозить. Также пришлось перекрывать крышу, которую пробило упавшее дерево, проводить электрику, а к зимнему периоду - утеплить помещение. Зато именно за счёт этого арендная плата была крайне низкой. И даже с учётом затрат на ремонтную бригаду, всё равно вышло выгодно.
Светлана: Первый наш верстак я сделала сама из поддонов, плюс мы купили набор ручных инструментов: отвёртки, клещи, молотки, монтировки. Нужно было также закупить много струбцин (инструментов, которые фиксируют предмет для обработки) и набор электроинструментов (шлифмашины, лобзики, болгарку и т.д.). И в целом нам больше ничего не требуется.
Можно было бы купить шлифовальный станок, куда загоняют сразу целую дверцу от шкафа, и с обратной стороны выходит очищенное полотно. Но это не подходит для работы со старой мебелью, которая покрыта ценным шпоном - такие станки нужны для новой мебели.
Первыми предметами, которые мы купили для реставрации, стали стулья, люстра и комод. По сути, выбрали наугад, потому что отсеивать что-то ещё не умели. В целом на старт ушло около 300 тысяч рублей, это были личные накопления. Занявшись первой мебелью, мы решили, что если получится - будет классно, а если нет - сумма потерь будет не так уж велика.
Виктория: Наши вещи мы находим в основном на «Авито» и «Юле». На местных барахолках мебели почти нет. А ещё нам иногда пишут наши подписчики, предлагая выкупить у них тот или иной предмет или забрать его с мусорки. Чаще, конечно, мы платим за вещи, они редко достаются нам просто так. Выкупаем по цене от 500 до 10 тысяч рублей. Что касается eBay и блошиных рынков в Европе, то это уже совсем другая ценовая категория. Поэтому этим пока не занимаемся.
Светлана: Мы делаем только полную реставрацию. Она включает полный разбор предмета, снятие покрытия, замену крепежей, перетяжку, новое покрытие и новую набивку.
Поначалу работали довольно медленно. Первые стулья мы делали месяц, а на первый комод ушло два месяца - не было навыка. Но со временем процесс ускорился, как бывает со всяким ремеслом. Сегодня мы делаем стул дней за пять.
Виктория: В выборе мы всегда руководствовались своим вкусом: нам очень нравится мебель 60, 70 и 80-х годов из Румынии, Польши, Чехословакии, ГДР, СССР. Она очень красивая, лёгкая и изящная. Мы поняли, насколько она продуманная, когда стали сами с ней работать. Такая мебель сконструирована так, чтобы человек в принципе мог бы сам легко поменять обивку стула. Она идеальна для современных жилых пространств и популярного стиля сканди.
Помимо мебели, нам ещё нравится посуда того периода. Поэтому у нас в ассортименте уже представлена и она. Но пока такие вещи появляются от случая к случаю. В дальнейшем планируем сделать этот процесс более системным.
Светлана: Сейчас мы работаем в том числе и по запросам: можем найти нужный заказчику предмет и отреставрировать так, как он скажет. Но сроки выполнения тут бывают очень разными.
Недавно клиент попросил найти круглый обеденный стол, и у нас получилось найти его быстро, буквально на следующий день. Однако больше всего заявок обычно на повторение того, что мы уже делали - точно такую же люстру, такое же кресло. И тут уже есть сложности. Мы можем выполнить такую заявку завтра, а можем - через полгода. Как повезёт. Ведь нигде нет такого склада, где лежат идентичные наборы старых чехословацких кресел, это всегда штучные находки.
Чаще мы всё же сами что-то делаем и потом предлагаем людям, публикуя фото вещи в нашем Instagram. Ещё к нам можно принести свой предмет мебели, и мы его отреставрируем. Это будет стоить от 4 тысяч рублей за стул, и от 13 тысяч - за кресло (в зависимости от состояния вещи). Сейчас это существенная часть нашего дохода.
Готовые стулья после реставрации у нас стоят от 7 тысяч рублей, кресло - от 17 тысяч, люстра в среднем – 10 тысяч, но бывают и небольшие бра за меньшую цену. Обеденный стол у нас стоит 20 тысяч рублей. То есть стоимость сопоставима с IKEA (которую мы, кстати, очень любим).
Наши цены зависят в основном от редкости вещи, от времени работы, которое ушло на предмет, а ещё от того, в какой период он был сделан. Можно сказать, что наши расценки средние по реставрационному рынку (с учётом того, что весь рынок сегодня, собственно, это Москва и Питер).
Виктория: Вещь у нас могут купить через 10 минут после публикации фото, а могут через полгода. Стулья и кресла - самый ходовой наш товар. Они оптимальны по цене, видимо, а ещё по ним лучше всего видна «винтажность» вещи. В целом прибыльность у проекта ещё не стабильна: бывает, что работаем и в плюс, и в ноль, и в минус.
Светлана: В данный момент мы втроём ежемесячно делаем в среднем по 8-10 стульев, 2-3 кресла и несколько ламп. Могу сказать, что с Нового года заказов у нас стало явно больше.
Виктория: Для того, чтобы рассказывать о проекте, мы, например, принимали участие в местной ярмарке реставрированной мебели. Выставка шла три дня, и многие клиенты вышли на нас после неё. Также участвовали потом в другом местном маркете. Ну и развивали Instagram. Пробовали рекламу у блогеров, выбирая тех, чья аудитория нам подходит. Это показало себя эффективным: приходили и новые подписчики, и заказы.
Посты пишу я, а Светлана делает фотоконтент. В директ клиентам мы отвечаем по очереди: если вопрос по технической части, то на связь выходит Светлана, а по поводу продвижения и партнёрства ответы даю я.
А ещё местное телевидение сейчас делает о нас сюжет (потому что аналогичных фирм в городе пока нет). Это тоже должно внести свой вклад в наше продвижение.
Виктория: В ближайшем будущем мы планируем найти отдельное помещение для шоу-рума (пока он у нас находится в том же месте, что и мастерская). Ещё в планах - сделать пополнение ассортимента более оперативным. Так как пока выставленные на продажу отреставрированные вещи разбирают очень быстро, у нас часто даже нет возможности что-либо показать вживую нашим гостям. Поэтому нам, опять же, сложно сделать вывод о том, где нашу мебель покупают чаще: в онлайне или офлайне. Но то, что онлайн продаёт неплохо, это факт.
Светлана: Надо также учитывать, что основная масса наших клиентов - столичные жители, у которых нет другого выбора, кроме как покупать в интернете. А спрос на такие вещи у воронежцев пока только формируется. Таких клиентов у нас лишь около 20%. Так что тут наши изначальные сомнения оказались верны.
Виктория: Это интересный момент: те, кто не может вживую увидеть нашу мебель, покупает её, а те, кому для этого достаточно приехать в центр города, берут что-то крайне редко. Нас, если честно, даже удивила та лёгкость, с которой принимает решение о покупке клиент на расстоянии. Не видя предмет вживую, он нам доверяет - и делает заказ. Такое доверие нас радует, конечно, и наводит на мысль, что будущее всё-таки за онлайном.
В целом мы ни разу не пожалели, что запустили проект. Он даёт нам возможность возрождать старые вещи к жизни, сохранять их и делать что-то очень красивое. Именно этого мы и ждали от нашей мастерской.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал и
страницу в Facebook.