Франшиза объединяет под одним брендом не столько франчайзинговые точки, сколько людей, которые их представляют и развивают. Поэтому коммуникация внутри сети – важный инструмент в достижении командных целей вместе с франчайзи-партнёрами. О том, почему не стоит опасаться сплочённого комьюнити партнёров и как с его помощью можно помогать новичкам, порталу Biz360.ru рассказали основатели международной сети студий балета и растяжки LEVITA Артур и Ксения Гуфрановы.
Артур и Ксения Гуфрановы – супруги-предприниматели, основатели сети студий LEVITA. С 2017 года тестировали нишу боди-балета и растяжки, в 2019 году открыли первую студию. С 2020 года проект развивается как франчайзинговая сеть, сейчас в неё входит более 400 студий, в которых занимаются более 90 тысяч человек.
Многие франчайзинговые сети опасаются создавать дружное комьюнити партнёров – якобы появление совместных чатов и других платформ для коммуникации спровоцирует франчайзи на негативные эмоции в сторону управляющей компании и сподвигнет на некие коллективные действия. Основателям и топ-менеджменту франшизы кажется, что партнёры объединятся в группы, чтобы противостоять им, а не помогать друг другу.
Такое развитие событий действительно возможно, но только в том случае, если вы некачественно взаимодействуете с франчайзи и делаете для них минимум из того, что могли бы. Если управляющая компания не включена во внутренние процессы каждой точки, риск негативной реакции становится выше. А если вы уверены в своей бизнес-модели, готовы адаптироваться и прислушиваться к партнёрам, чтобы сделать её ещё более эффективной, то подобные страхи безосновательны. Наоборот, обратная связь от франчайзи подскажет, какие из аспектов нуждаются в дополнительной доработке.
Надёжное комьюнити – это сила франшизы. Создание условий для тесной коммуникации между партнёрами позволяет им общаться и обмениваться друг с другом опытом и лучшими практиками. В нашей сети мы практикуем разветвлённую систему чатов: помимо общего онлайн-пространства, где присутствуют все партнёры, есть также специальные чаты для новичков или для тех, кто зарабатывает больше определённой суммы в месяц.
На разных этапах развития студии партнёр объединяется в чаты с теми, кто преодолевает такие же сложности или находится на несколько ступеней впереди и уже с ними справился. Это помогает обмениваться поддержкой и помощью и не наступать на одни и те же грабли. А ещё каждый может связаться с любым партнёром напрямую и попросить совета по волнующему вопросу. Эта практика отлично зарекомендовала себя – обычно все искренне стараются погрузиться в проблему и помочь, чтобы сеть продолжала расти и развиваться.
Ещё один эффективный инструмент для выстраивания доверительных отношений между франчайзи-партнёрами и повышения показателей каждой студии – это институт наставничества. Он закрывает сразу несколько задач по плавной интеграции партнёров, которые присоединились к сети совсем недавно: обеспечивает им дополнительную поддержку по всем вопросам, упрощает процесс передачи навыков управления студией, а также знакомит с ценностями и миссией сети.
Мы внедрили эту практику несколько лет назад, и с тех пор регулярно получаем подтверждения, что она действительно работает. По нашему мнению, нет наставников лучше, чем те, кто уже прошёл те этапы, которые вам только предстоят, – это один из ключевых принципов сети.
Сейчас в ведении новичков нам помогают около 30 наставников – они регулярно делятся опытом и отвечают на вопросы, каждые две недели проводят разборы и очень гордятся результатами своих подопечных. Мы как руководители управляющей компании плотно общаемся с наставниками, передаём им своё видение и обучаем особенностям ведения партнёра.
Благодаря наставникам мы сразу узнаём о том, что происходит у каждого франчайзи в бизнесе, где ему нужна дополнительная поддержка. Это позволяет выстроить более совершенную систему коммуникации, несмотря на то, что партнёров уже больше двухсот, а студий больше четырёхсот.
Важно, что институт наставничества работает на безвозмездной основе: наставляемый франчайзи-партнёр ничего за это не доплачивает, а наставник делится своим опытом бесплатно, по личной инициативе – потому что когда-то так помогали расти и ему.
Большую роль в достижении высоких результатов играет грамотно выстроенная групповая динамика между партнёрами. Несмотря на общую тёплую и комфортную атмосферу, старайтесь формировать экологичную конкуренцию между франчайзи, чтобы мотивировать их на развитие.
К примеру, мы уделяем большое внимание созданию рейтингов по основным финансовым показателям и открыто обсуждаем их на ежедневных планёрках. Это пробуждает здоровый дух конкуренции и мотивирует продолжать работать. А ещё так мы детально отслеживаем результаты каждого партнёра и можем вовремя заметить, что у кого-то начались сложности, – а значит, помочь.
Также мы внедряем элементы игровых механик для мотивации и в чаты – к примеру, в конце месяца, когда партнёры закрывают план и их команда высылает итоговые цифры выручки, все поддерживают друг друга «огоньками» и гифками. Бурные реакции усиливают мотивацию – по словам партнёров, после такого хочется работать ещё более активно. Можно сказать, что мы разжигаем огонь в каждом, находим искру в глазах, что помогает расти сети в целом и партнёру в частности.
Не бойтесь создавать сплочённое комьюнити из франчайзи-партнёров, развивайте, направляйте и поддерживайте его так, чтобы оно смогло стать автономным сообществом, которое в дальнейшем будет транслировать ваши ценности и практики всё новым и новым участникам.
Общайтесь с каждым на равных, открыто делитесь успехами и проблемными моментами. Когда вы уверены в своём продукте, это чувствуют партнёры и члены их команд на всех уровнях.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».