Траектория общих интересов: что даёт бренду создание и развитие комьюнити

Прочтёте за 3 мин.

«Сообщество – это возможность изучить реальные интересы живых людей»

IT-инструменты, которые использует Константин Михайлов

  • 1С:Бухгалтерия
  • Битрикс24
  • Power BI

Компании для долгосрочных отношений с клиентами должны не просто продавать товары или услуги, но предлагать нечто большее – клуб по интересам. Такое сообщество людей, объединённых общими интересами, способно не только повысить лояльность аудитории, но и со временем стать самостоятельным бизнес-проектом. О том, как развивает своё комьюнити сеть спортивных магазинов «Траектория», в авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал основатель компании Константин Михайлов.

Досье

Константин Михайлов – основатель сети спорт-шопов «Траектория» и концепт-стока Peak. Окончил Московский авиационный институт по специальности «экономист-инженер», в 2017 году получил степень MBA в Стокгольмской школе экономики. После вуза занимался организацией сноуборд-мероприятий, был сооснователем одного из первых интернет-магазинов спортивных радиостанций и передающих устройств. В 2005 году создал с партнёром интернет-магазин Traektoria.ru, который вырос в офлайн-сеть. Компания является представителем более 50 международных брендов на территории России, годовой оборот – более 500 млн. рублей. Константин – участник турниров Ironman, соревнований по велоспорту и триатлону.

Константин Михайлов

Комьюнити двигатель торговли

Любое сообщество по интересам – это та самая поддерживающая среда, которая помогает человеку не сойти на полпути к цели, совершенствоваться, учиться на чужих ошибках и перенимать чужой опыт, находить дополнительную мотивацию. Вне зависимости от предмета хобби – будь то виндсерфинг, кройка и шитьё, тюнинг автомобилей – увлечённые люди органически собираются в стайку. 

И, как выяснилось, с этими «стайками» маркетологам и предпринимателям очень удобно работать. Комьюнити открывает просто океан возможностей, чтобы надолго привязать человека к бренду и продать ему больше, при этом даря пользу и удовольствие. 

Любишь скейтбординг? Попробуй сноуборд, сап, фингерборд! Делаешь первые шаги или уже достиг определённого уровня? Мы в рамках клуба по интересам приведём тебе крутых тренеров или выдающихся спортсменов, чтобы ты мог у них чему-то научиться. Привезём удобные и технологичные куртки для катания или легендарные кеды, чтобы поддержать твою причастность к сообществу людей, увлеченных каким-то спортом. 

Многие крупные компании (Harley-Davidson и Apple, BMW и Subaru, fashion-бренды) давно поняли, что комьюнити – двигатель торговли. И это едва ли не единственный способ удержать клиента, потому что чем дороже и долговечнее основной товар, который вы продаёте (будь то автомобиль или сноуборд), тем более редкими будут покупки. 

Чем заняться в «клубе по интересам»

Наш «клуб по интересам» вырос на благодатной почве сети магазинов «Траектория». Кстати, история движется по спирали: когда-то сам интернет-магазин «Траектория» возник из вечеринок Trajectory Project для фанов сноубординга. На текущем витке истории «клуб по интересам» для нас – это возможность собрать большую лояльную аудиторию с понятными интересами и как-то с ней взаимодействовать. То есть создать ту самую тусовку и ощущение причастности, которые служат топливом для интереса к той или иной дисциплине. 

В клубе бренд может генерить интересный и, в идеале, полезный контент – от обзоров новинок снаряжения или специализированной одежды до рассказов о лучших спотах для того или иного вида спорта и секретов выполнения трюков. 

Для участников комьюнити можно проводить лекции. Есть возможность устраивать тесты продуктов, применительно к нашей сфере речь идёт о новых досках. Можно сдавать снаряжение в прокат, проводить фестивали, показы тематических фильмов, организовывать туры в лучшие места для катания. Можно вовлекать людей в какие-то новые дисциплины: бывает, приехали вы в горы, а трассы закрыты из-за угрозы схода лавин. Вариант досуга – со своим «клубом по интересам» устроить забег или попробовать тренировки по плаванию. 

Сами себе амбассадоры

Что особенно ценно в концепции «клубов по интересам» на почве спортивных увлечений – это очень органичная история. В них не нужно искусственно привлекать людей за счёт дорогостоящих рекламных кампаний или навязывать аудитории продукт. Необходимо лишь подогревать имеющийся интерес и направлять его в нужное русло. Поэтому для продвижения таких комьюнити не требуется привлекать каких-то дорогих лидеров общественного мнения или инфлюенсеров, звёзд TikTok или видеоблогеров. Гораздо эффективнее использовать в качестве амбассадоров самых активных участников сообщества. Их активность стоит всячески поддерживать, стимулировать и немного направлять. 

Например, мы (создатели «Траектории») сами уже почти двадцать лет являемся очень активными амбассадорами и сети магазинов, а теперь ещё и «клуба по интересам», потому что очень любим кататься на разных досках. Кроме того, в детстве мы часто ходили в походы с турклубом, поэтому впитали и свободу, которую даёт сноуборд, скейтборд, вейк и другие «доски», а также командный дух от совместного времени на природе. Эта комбинация тоже стала хорошим фундаментом для дальнейшего строительства комьюнити. 

Еще один плюс спортивных клубов по интересам – для них необязательно сотрудничество с дорогими статусными брендами. В них больше свободы и меньше пафоса. А также есть огромный простор для коллабораций – с другими видами спорта, фитнес-клубами, кинотеатрами, новыми интересными производителями одежды или мерча. 

Сообщество первично, продажи – вторичны

Пока «клуб по интересам» вокруг магазина «Траектория» сложно рассматривать как самостоятельный бизнес – мы ещё в самом начале пути. Но теоретически его можно монетизировать за счёт участников и партнёров. На сегодняшний день мы собрали большое активное сообщество в соцсетях и в офлайне, провели фестиваль, сделали несколько тестов досок, организовали тематические выезды по разным дисциплинам. 

Только в группе «ВКонтакте» у нас более ста тысяч участников «клуба по интересам», наши офлайн-мероприятия собирают до 1000-1500 человек, если есть классная активность. 

В развитие клуба мы пока вкладываем 1-1,5% от оборота, но планируем тратить больше. Оглядываясь назад, мы понимаем, что нужно было сразу внедрять цифровые инструменты, в частности, приложение и соцсети, чтобы члены комьюнити получали информацию там, где им удобно. Нам это позволяет отслеживать и анализировать, как аудитория реагирует на тот или иной анонс или мероприятие. 

В целом же создание «клуба по интересам» – это универсальное решение для всех основных сфер ритейла, которые хотят собирать большую «тёплую» аудиторию, надолго удерживать её и генерировать дополнительные продажи. Сообщество – это «разведка боем» в самом хорошем смысле, возможность изучить реальные интересы живых людей и предложить им то, в чем есть естественная потребность.

Автор: Константин Михайлов

Community

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

09 марта 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов