Микро-, малый и средний бизнес в России после кризисного пандемийного и 2022 года, во время которого проходила беспрецедентная трансформация отечественного рынка, восстанавливаются. Легче всего на внешние факторы отреагировал малый бизнес, а сложнее всего пришлось среднему. Таковы данные исследования «Индекс здоровья российского бизнеса». Давайте проанализируем полученные данные и поймём, что происходит с МСП.
Исследование «Индекс здоровья российского бизнеса» впервые провели банк для предпринимателей и предприятий «Точка», платформа онлайн-рекрутинга hh.ru и маркетинговая платформа Calltouch. Они оперировали данными, которые имеются в их собственных базах, а также реестрами ЕГРИП и ЕГРЮЛ. Было проанализировано более 500 тысяч компаний микро-, малого и среднего бизнеса в период с 2019 года по первый квартал 2023 года.
2019 год выбран в качестве точки отсчёта, потому что он был относительно спокойным для бизнеса. В 2020 году наступила пандемия коронавируса с локдауном и сложностями, с которыми раньше предпринимателям не приходилось сталкиваться в таком комплексе. В 2021 году пандемийные ограничения действовали во многих странах, что сказалось на отечественных предпринимателях. А в 2022 году из-за украинских событий и западных санкций российские компании столкнулись с новыми вызовами.
Для «Индекса здоровья российского бизнеса» использовались данные о компаниях из 20 индустрий, которые претерпели за последние 3 года самые существенные изменения. Чтобы понять ситуацию в каждой отрасли, анализировалась информация по 8 критериям:
-
Обороты компаний. Изучались все денежные средства, которые проходили через компании за выбранный период.
-
Налоги. Принимались в расчёт налоги, позволяющие оценить прибыльность бизнеса и динамику персонала (страховые и пенсионные отчисления).
-
Отношение регистраций компаний к ликвидациям.
-
Число открытых вакансий. Показатель отражает спрос бизнеса на персонал.
-
Уровень заработной платы.
-
Посещение сайтов.
-
Обращения потенциальных клиентов.
-
Конверсии из лидов в покупку.
Данные, касающиеся денег, были «очищены» от фактора инфляции. Выбранные критерии отражают три направления деятельности компании, которые в любой кризис страдают сильнее других:
-
маркетинг, эту статью расходов сокращают в первую очередь;
-
рекрутинг, так как в кризисы принято останавливать наём новых сотрудников и избавляться от части штатных;
-
продажи, которые снижаются на фоне изменения экономической ситуации, поведения потребителей и сокращений маркетинговых бюджетов.
Анализировался микро-, малый и средний бизнесы, потому что они более гибкие и не такие устойчивые, как крупный. Считается, что на них кризисы отражаются ощутимее.
Согласно методологии исследования, индекс здоровья российского бизнеса в разные годы составил:
-
2019 год – 52 балла;
-
2020 год – 50 баллов;
-
2021 год – 63 балла;
-
2022 год – 62 балла;
-
2023 год (I квартал) – 64 балла.
Авторы исследования считают, что данный показатель говорит об относительном «выздоровлении» бизнеса после кризисных трёх лет.
Лучше всего восстановился малый бизнес, чей индекс в начале 2023 года составил 67 баллов. Значение прошлого года для этого типа бизнеса – 70 баллов. Самым пострадавшим оказался средний бизнес: падение индекса на 13 баллов (с 55 баллов в прошлом году до 42 в 2023 году). Микробизнес занял промежуточное состояние: падение на 8 баллов (67 баллов в прошлом году против 59 баллов в текущем).
Анализ в разрезе отраслей выявил те из них, которые восстановились быстрее остальных. Лидером стала туристическая отрасль (+18 баллов), которая активно развивается за счёт внутреннего туризма. На втором месте – бизнес в сфере искусства и культуры (+13 баллов), на третьем – машиностроение и промышленное оборудование (+9 баллов). Последние растут за счёт мер государственной поддержки и переориентации на отечественное производство.
Болезненнее всего кризисы последних лет отразились на следующих индустриях:
-
охранные предприятия (-15 баллов по сравнению с 2022 годом);
-
мебельный бизнес (-13 баллов);
-
частные и коммерческие перевозки (-10 баллов).
Бизнес компаний, занимающиеся перевозками, пострадал из-за разрыва логистических цепочек и переориентации их с запада на восток, а также из-за удорожания запчастей.
Анализ количества открытых и закрытых компаний говорит о том, что в 2023 году открывается больше компаний, чем закрывается. На 100 ликвидированных приходится 187 зарегистрированных.
График оборотов в микро-, малом и среднем бизнесе показывает, что самое большое падение произошло в пандемийном 2022 году. Тогда индекс снизился на 26%. Но в конце 2022 года индекс имел пиковой значение и вырос на 48 баллов по сравнению со средним значением 2019 года.
Если судить по оборотам, то микро- и малый бизнес чувствовали себя лучше, чем средний. Авторы исследования связывают это, в том числе, с государственной поддержкой. Этим компаниям предоставлялись льготы – налоговые и кредитные, также они получили преференции в сфере госзакупок.
В сегменте микробизнеса ощутимее всего увеличились обороты у компаний из сферы туризма. В среднем и малом бизнесе эта отрасль оказалась на втором месте, а на первом – финансы и страхование.
Несколько иная ситуация складывается при анализе того, какие отрасли продемонстрировали наибольший рост по уплате налогов. Сравнивался первый квартал 2023 года с первым кварталом 2022 года. Тройка лидеров: фитнес и спорт, туризм, кино и ТВ.
Индекс будет дополняться информацией каждый квартал. Он доступен бесплатно для всех заинтересованных лиц.
***
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».