Маркетинг влияния стал неизменной частью рекламных активностей многих компаний. Но блокировка нескольких популярных соцсетей, уменьшение возможностей монетизации, сокращение рекламных бюджетов и количества рекламодателей привели к изменениям на рынке инфлюенс-маркетинга в России. О том, на что стоит обратить внимание при работе с блогерами в 2023 году, в своей авторское колонке для портала Biz360.ru рассказала Юлия Долгова, заместитель директора агентства LabelUp.
Юлия Долгова – заместитель генерального директора агентства инфлюенсер-маркетинга LabelUp. Закончила РГГУ по профилю «Реклама и связи с общественностью». С 2015 года работает с блогерами, а также агентствами и платформами из сферы Influencer Marketing. Российским офисом агентства LabelUp руководит с 2021 года.
Миграция аудитории из одной соцсети в другую – регулярный процесс по всему миру. Появляются новые форматы контента, новые социальные сети, новые возможности таргетинга. А в сутках у пользователей по 24 часа, поэтому миграцию можно назвать вечным трендом, который был как 10 лет назад, так и сохранится в будущем.
При этом блокировка Instagram (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской) и отключение монетизации YouTube увеличили скорость миграции на российском рынке. Согласно исследованию Mediascope, с марта 2022 года по февраль 2023 года с ростом аудитории на 2% и времени потребления на 16% (с 17 до 20 минут в день) «ВКонтакте» вернул себе лидерство в России. Вместе с тем эта соцсеть сместила на второе место TikTok, аудитория которого уменьшилась на 3%, а время потребления на 19% (с 21 до 17 минут в день).
Тройку лидеров замыкает Telegram, который больше всего выиграл от блокировок соцсетей в России. Аудитория мессенджера увеличилась на 19%, а среднее время потребления на целых 166% (с 6 до 16 минут в сутки).
Время потребления социальных сетей российскими пользователями
При этом Telegram всё меньше напоминает мессенджер в классическом понимании – как место для общения. На данный момент 35% аудитории пользуются приложением для потребления контента, и количество таких пользователей продолжит расти.
Развитие социальных сетей, десятки сервисов, таких как LabelUP, LiveDune, Perfluence, Who Is Blogger и других, позволяют получить доступ к статистике блогеров, проводить ретроспективный анализ, планировать бюджет и результаты рекламных кампаний. То есть строить полноценную стратегию, основанную на статистике.
Такой подход меняет вектор развития инфлюенсер-маркетинга.:
-
CPA-модель оплаты. Подразумевает, что клиент платит не за размещение рекламы у блогера, а за совершенные целевые действия – например, клики по ссылке, оформленные покупки с промо-кодом блогера и т.д. Это увеличивает проникновение маркетинга влияния в бизнес. Небольшие компании стали чаще приходить за рекламой к блогерам, ведь раньше их останавливал страх, что реклама не окупится и бюджет будет потрачен впустую.
-
Акцент на качество контакта с аудиторией. Если при зарождении инфлюенсер-маркетинга стоимость рекламы у блогеров зависела от количества подписчиков, то сейчас нередко можно столкнуться с ситуацией, когда у стотысячника реклама стоит столько же, а то и дороже, чем у блогера-миллионника. На первое место выходит вовлечённость – то, насколько аудитория доверяет блогеру.
-
Тренд на узкопрофильные и локальные блоги. Высокая концентрация аудитории с общими интересами, географическим положением и прочими характеристиками позволяет более точно составить оффер для рекламы. Следовательно, получить больше продаж и увеличить окупаемость инвестиций в рекламу.
После выхода в свет нашумевшего сервиса ChatGPT, искусственный интеллект быстро проникает во все сферы нашей жизни. На российском рынке внедрение находится пока на низком уровне, но учитывая тенденции мировой практики, это тренд на ближайшее будущее.
Во-первых, нейросети упрощают процесс производства контента. Например, сервис Midjourney помогает с графической частью. Можно создать обложку для видео или изображение для поста, а можно использовать сгенерированные иллюстрации в виде референсов. ChatGPT подскажет идеи для контента, составит структуру, либо вообще напишет полноценный текст.
Во-вторых, искусственный интеллект помогает подбирать блогеров. Компания сделала рекламную интеграцию с блогером, которая принесла умопомрачительный результат. Даёт задачу боту – собрать похожие блоги для масштабирования рекламной кампании.
Если человеку понадобятся дни, чтобы проанализировать сотни аккаунтов по десяткам критериев, то нейросети сделают это за считанные минуты. Кроме того, выбор делается не просто по картинке, а с учётом социально-демографических параметров и статистики.
Сейчас наблюдается тренд на деконсолидацию социальных сетей. Если раньше люди объединялись в сообщества внутри одной платформы, то сейчас стали появляться отдельные решения под группы людей со схожими интересами.
Ярким примером является французская социальная сеть BeReal. Её основная задача – показать реальную жизнь пользователей без фильтров и планирования контента. В случайный момент дня пользователю приходит уведомление о том, что он должен сделать публикацию. Если в течение двух минут пользователь этого не делает, то ему становятся недоступны новости его друзей до момента публикации. При этом фотография делается сразу на две камеры мобильного.
В России помимо сужения по интересам, к появлению новых платформ подталкивает импортозамещение. Долгие годы «ВКонтакте» и «Одноклассники» были единственными представителями российских соцсетей. Сейчас же мы видим изменения на отечественном рынке и появление новых решений.
-
Yappy – это приложение для вертикальных видео, основными «фишками» которого являются функционалы открытых комнат. Это эксклюзивный раздел для создания совместных видео в режиме реального времени с любым пользователем – от подписчика до топового блогера или известного артиста. Другая особенность приложения – коллаборации: функционал создания совместного ролика, состоящего из контента от нескольких авторов. Yappy – наиболее пригодная из новопоявившихся социальная сеть для инфлюенсер-маркетинга на российском рынке. За год она выросла в десять раз по количеству уникальных пользователей в приложении.
-
ЯRus – платформа, где собрано всё многообразие контента: новости, видео, музыка и многое другое. Лента строится ярусами – блоками с определённым типом контента, отсюда и пошло название, но со временем оно приобрело двойной смысл.
-
TenChat – социальная сеть для представителей бизнеса, в которой можно найти партнёров, клиентов, сотрудников. Помимо стандартного функционала, в приложении представлен «Бизнес-Tinder», сервис проверки компаний, госзакупки.
-
В 2023 году увеличится спрос на инфлюенсер-маркетинг, чему способствует более точная аналитика и возможность работы по CPA-модели оплаты. Основной спрос придётся на узкоспециализированные и локальные блоги, поэтому стоит ждать роста количества микроинфлюенсеров, желающих монетизировать свой блог.
-
Базовыми площадками в России будут «ВКонтакте» и Telegram, но продолжится освоение новых соцсетей и форматов.
-
Внедрение нейросетей облегчит работу как блогерам, так и маркетологам. Вероятно появление сервисов, которые интегрируют в свою работу искусственный интеллект.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».