Несколько лет назад Анастасия Близкая отказалась работать в госструктуре по специальности, уехала в Таиланд определиться с планами на жизнь – и вернулась оттуда с идеей собственного бизнеса. Она решила, что хочет заниматься специями, пряностями и травами, но не так, как это было принято на российском рынке, а нестандартно – под брендом имени себя. Сейчас её оборот – порядка 2 млн. рублей в месяц. О том, как устроен бизнес на пряностях и травах, Анастасия Близкая рассказала порталу Biz360.ru.
Анастасия Близкая – 30 лет, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель проекта по оптовой и розничной продаже пряностей, трав и специй под брендом
Anastasiya Blizkaya. Собственный бизнес открыла в 2016 году. Ежемесячный оборот компании – порядка 2 млн. рублей.
Как и многие другие, когда я в 16 лет поступала в вуз на специальность «государственное и муниципальное управление», то не особенно понимала, куда и зачем я иду. Задачи выбрать профессию «на всю жизнь» и не было: была цель – переехать из Норильска в Санкт-Петербург.
После окончания института я попробовала устроиться в одну госструктуру. Но там мне прямо сказали, что большую часть моей зарплаты будут составлять откаты. Такой формат меня не устроил. В итоге вместо трудоустройства по специальности я решила на два месяца уехать в Таиланд. Мои знакомые открыли там хостел, и я попросилась там пожить и поработать.
Напротив хостела жила одна тайка со своей семьёй. В её доме был ресторан. Однажды я потратила на что-то все деньги, а до зарплаты было ещё две недели. При этом владельцы хостела куда-то уехали, и в результате вышло так, что я не ела два дня. Так что сидела я, смотрела, как тайка кормит своих гостей, и в итоге подошла и попросила, чтобы она меня тоже покормила. Женщина не отказала. Она положила мне невероятно вкусного риса: он был острый, солёный и сладкий одновременно.
Когда хозяева хостела вернулись, я стала отлучаться к тайке, чтобы она научила меня готовить. И она мне показала, как вначале обжаривает специи, потом варит их, потом варит рис, добавляет в него кокосовое молоко, добавляет специи, проделывает ещё какие-то манипуляции. Меня это невероятно впечатлило. В итоге я влюбилась в специи и поняла, что хотела бы по возвращении в Россию работать с ними.
Я написала о своём намерении всем друзьям. Сказала: если вы где-то как-то пересекались с этой темой – пжл, расскажите мне. Сестра моей подруги работала эйчаром, и так получилось, что через неделю меня позвали на собеседование в оптовую компанию специй, которая поставляла продукцию в Белоруссию.
Мне-то как раз хотелось работать в рознице, с людьми напрямую. Поэтому на собеседовании я сказала, что согласна работать с оптом, если мне доверят развитие розницы. Хотя про сферу в целом я тогда не знала ровным счетом ничего.
Но меня взяли, и я проработала два года. В тот момент, когда выручка в розничном секторе достигла 3 млн. рублей в месяц, меня вначале отправили в оплачиваемый отпуск, а следом уволили, поскольку на моё место нашли человека, который был готов работать за в разы меньшую зарплату.
Так я осталась без работы. В тот же период я разводилась с первым мужем, на мне висели несколько крупных кредитов, так что время было довольно тяжёлое.
Я переехала из квартиры в комнату площадью 9 квадратных метров – и стала думать, чем заниматься дальше. И вдруг мне позвонила одна клиентка, с которой мы сотрудничали до моего увольнения.
Эта женщина занималась подарочными наборами для крупных юрлиц. Она спросила, как у меня дела, я рассказала свою историю. Клиентка сообщила, что хочет продолжать со мной работать – добавлять в свои наборы специи, которые буду поставлять я.
Я обалдела от такого доверия, но согласилась. И начала работать на себя в своей комнатке. Для этого договорилась с двумя крупными компаниями-поставщиками. Хотя обычно они с мелким оптом не работали, мне удалось уговорить их попробовать, так что мы договорились об отгрузках от 1 кг товара. Первые 10 тысяч рублей, нужные для старта, я взяла в долг.
Я начала с заказа бадьяна, кардамона, гвоздики и корицы, по 1 кг каждого, стоил этот заказ 5 тысяч рублей. Параллельно придумала логотип, распечатала его на бумаге, вырезала маникюрными ножницами и наклеила на упаковки расфасованных на подоконнике специй. Потом отправила заказ клиенту. Такой была первая партия моего бренда.
Потом последовала долгая работа 24/7, формирование прайса, групп «ВКонтакте» и в заблокированном сейчас Instagram, сайта, фото, описаний и т.д. Всё это я делала сама на протяжении года.
Офлайн-магазины я открывать никогда не собиралась, так что долгое время с утра до вечера занималась контентом. Хотя я никогда не вкладывалась в платное продвижение, было понятно, что медийность и позиционирование – очень важные вещи, если ты делаешь бренд.
Мне с самого начала хотелось эстетично показать специи – то есть так, как их раньше на российском рынке никто не показывал. Было желание донести, как это красиво и вкусно. Подобного на рынке не было, так что быстро стало работать сарафанное радио.
Спустя год получилось открыть свой офис. Далее у меня появился второй муж, который стал помогать с проектом. К настоящему моменту у меня в команде есть человек, который занимается развитием на маркетплейсах, специалист, ответственный за помол специй, а также универсальный помощник и бухгалтер. Но я по-прежнему многое делаю своими руками.
Так, я собираю сборы и смеси пряностей сама в ангаре у одной хорошей знакомой. Помол тоже осуществляю я. Чтобы всё было свежим – для моей марки это исключительно важно – мы каждый месяц уделяем помолу пять дней.
Раньше делали это раз в три месяца, но с тех пор, как стали плотно работать с розницей, стало необходимо делать это чаще. Потому что для нашего розничного покупателя идеально, когда пакетик доставляют 7-го числа, а специи в нём приготовили 5-го.
Я с самого начала планировала продавать травы и специи целыми, «букетами», а также плотно заниматься российским направлением. Но поначалу для этого не было возможности: мне нужно было закрыть кредиты.
В первый месяц оборот моей фирмы составил около 40 тысяч рублей. Как-то более-менее уверенно в плане заработка я стала себя чувствовать где-то через год работы проекта, когда оборот подошел к 250 тысячам рублей. Сейчас в проекте около 200 наименований товара, а оборот на сегодня составляет порядка 2 млн. рублей в месяц.
Импортные травы можно купить в каждом магазине в очень мелкой фракции. Но крупные целые листья и соцветия придают блюдам и напиткам совсем другие вкусовые и оздоровительные качества, чем «пыль из пакетика».
Поэтому мы третий год занимаемся развитием направления российских трав в ассортименте: на сегодня это три сорта мяты и тимьян. Всё это собирается руками в локальных домохозяйствах в Воронежской и Московской областях. Египетская петрушка и укроп нам тоже не нужны, они также выращиваются «у дома».
Текущий геополитический кризис почти никак не отразился на моём бизнесе в силу его специфики: я всегда была ориентирована на сотрудничество в большей степени с азиатскими партнёрами. Сегодня среди наших поставщиков точно останутся Индия, Таиланд и Китай.
Пока непонятно, что будет с французской лавандой и испанским шафраном. Но большая часть наших партнёров – всё-таки среди стран, с которыми у нашего государства хорошие отношения. А лаванду, видимо, просто придётся сделать крымской. Травницу для этого мы уже нашли.
В розницу мы вышли удивительно удачно: за два месяца до пандемии. Потом, как известно, маркетплейсы быстро переполнились поставщиками и не принимали новых ещё очень долго. Мы же успели вовремя. Сегодня активно продаёмся на «Яндекс.Маркете» и Ozon.
Наша целевая аудитория в рознице – чаще всего люди, которым важно уделять внимание здоровому образу жизни. Оптовые клиенты – это рестораны премиум-класса, для которых важно качество сырья. В основном заказчики – пока всё ещё юрлица, на сегодня у меня в партнёрах более 40 ресторанов и пищевых производств. В рознице наши товары стоят от 100 до 2000 рублей за 50-100 грамм.
За конкурентами я особенно не слежу и, честно говоря, такое ощущение, что у меня их нет – у меня своя аудитория. Я вижу, как развитие моего бренда влияет на позиционирование некоторых других компаний: сегодня многие фирмы перестали фотографировать специи кучками, как на восточном рынке (что выглядит очень дёшево и некрасиво).
Также другие компании стали формировать прайс-листы, как мои – оформлять яркие специи на фото на чёрном фоне. Однако брендов в этой нише больше так и не появилось. Всё ещё нет других марок, за которыми стоит конкретный человек и какая-то философия. Вот есть, скажем, марка «Мир специй». И что это такое? Непонятно. Поэтому я считаю, что конкурентов у меня по-прежнему нет.
Сегодня я двигаюсь в том же направлении, что и три года назад, и планирую так и продолжать. Хочу и дальше развивать направление российских трав – и вижу там перспективы для розницы. Скоро мы будем создавать боксы, которые будут включать оздоровительную сторону специй в виде элементов аюрведы. Питание играет огромную роль в здоровье, и сегодня это очень актуально.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».