К собственному бизнесу москвичка Наталия Анисимова шла более 10 лет. За это время она успела получить две специальности, поработать по одной из них и убедиться, что «это не её», выйти замуж и развестись. Из интереса к творчеству и живой природе родился проект Наталии MyMicrogreen – создание композиций и декора из необычных растений и мха. О том, как молодая компания ищет своих клиентов и создаёт спрос на неизвестные растения, Наталия Анисимова рассказала порталу Biz360.ru.
Наталия Анисимова, 38 лет, предприниматель из Москвы, основатель мастерской «живых» подарков
MyMicrogreen. Окончила колледж МИД РФ по специальности «организатор делопроизводства и архивоведения», затем МГПУ им. Шолохова по специальности «лингвист-переводчик». Компанию MyMicrogreen, которая специализируется на создании композиций из необычных растений, создала в 2019 году.
В детстве Наталия Анисимова каждое лето проводила на даче в Подмосковье. Ей всегда нравилась здешняя природа - лес с соснами и берёзами. «Мы любили строить шалаши и прятались в огромных кустах папоротника и рябинника с белыми пушистыми «гроздьями», - вспоминает Наталия Анисимова. Эти цветы из детства - теперь её талисман. Наталия построила свой бизнес на необычных растениях — тилландсии, кокедамах и «спящем» мхе.
«Я очень долго себя искала. В школе посещала разные кружки - рисование, макраме, умелые руки. В старших классах встал вопрос о поступлении в вуз. Родители не разглядели во мне творческое начало, говорили – «ну, хобби и хобби». Но я не виню их, наоборот, благодарю за всё, что они мне дали», - замечает Наталия.
В итоге она окончила колледж МИД РФ, устроилась работать в банк, а параллельно получала ещё одну профессию – переводчика. Но всегда не покидало ощущение, что это не её занятие.
Затем были замужество и длительный декрет - почти восемь лет. Муж говорил, что лучше заниматься детьми, чем работать. Так как появилось свободное время, Наталия стала заниматься творчеством. Пробовала декупаж, витражи, рисование, вязание, валяние и многое другое. Супруг не поддерживал эти занятия, считал их пустой тратой времени. Наталия же чувствовала, как в ней копится нереализованная энергия.
Брак Наталии Анисимовой распался, она вновь начала работать - устроилась помощником акционера на мясоперерабатывающий завод. Помимо «бумажной» рутины, занималась оформлением офиса и приёмной.
«В кабинет руководителя нужно было сделать композицию. Я решила не покупать готовую, а сделать своими руками. Когда приехала выбирать «ингредиенты» для композиции, просто влюбилась в то, что увидела»,- рассказывает Наталия Анисимова.
С того момента она начала изучать тему декорирования интерьеров растениями. А через некоторое время предложила свои услуги кейтеринговой компании и получила первый заказ – оформление цветами свадьбы.
«Это было так непередаваемо круто! Мурашки от удовольствия, трудно передать словами, какой я почувствовала кайф! В тот момент я окончательно поняла, что хочу заниматься именно этим - создавать атмосферу комфорта и уюта. И я приняла решение создать свой бизнес и бренд», - вспоминает Наталия Анисимова.
Так появился её проект MyMicrogreen, который специализируется на создании композиций и декора из необычных растений.
Наталия Анисимова сначала зарегистрировалась как самозанятая и создала сайт-визитку для своего проекта. Практически одновременно с этим ей поступил заказ - на оформление зала для проведения премии «Столичный банкет». Работать предстояло по бартеру – за рекламу в СМИ.
На старте в запуск своей компании MyMicrogreen и оформление площадки «Известия Холл» она вложила около 250 тысяч рублей. Эти деньги пошли на создание сайта, рекламу и закупку материалов для декора, аренду мастерской в Подмосковье. Украсить зал для премии нужно было за 10 дней. Наталия в одиночку справилась с поставленной задачей. «После этого мероприятия я почувствовала, что теперь мне всё под силу и что выполнить оперативно любой заказ для меня не составит труда», - говорит она.
Со временем основательница MyMicrogreen поняла, что если хочет работать с компаниями, а не только с частными лицами, то нужен статус не самозанятой, а ИП или ООО. «В нашей стране разное отношение к самозанятым и действующей компании. Когда ты приходишь на переговоры как частный декоратор, то предпочтение отдадут компании. Поэтому я зарегистрировалась, как индивидуальный предприниматель»,- рассказывает Наталия.
Этот шаг себя оправдал. Вскоре клиентами MyMicrogreen стали отели и рестораны.
Для создания своих композиций Наталия Анисимова использует шесть основных позиций.
Стабилизированный мох. «Сейчас это тренд в дизайне интерьера, который набирает всё большую популярность. Стабилизированный мох не требует ухода, остаётся в неизменном виде довольно долго (до 10 лет), при этом он «живой», то есть находится в состоянии анабиоза», - говорит Наталия.
- Стабилизация - это замещение природной жидкости в растениях на специальный раствор. Он сохраняет растение «живым», но останавливает все биологические процессы в нём.
Стабилизированные растения. Из них создаются фитокартины и панно, именно стабилизированные растения используются для вертикального озеленения. Одна композиция может стоить и 1500 рублей и 10000 рублей в зависимости от сложности и используемых растений.
У компании MyMicrogreen есть дополнительная услуга - обслуживание композиций. Например, можно заключить договор на полгода или год о смене композиций раз в месяц. В таком случае заказчикам не нужно думать об уходе за растениями и изменении дизайна.
Кокедамы или подвесные сады для озеленения. Это парящие шары с растениями. Их часто создают из живых растений, но уход за ними непростой. Поэтому MyMicrogreen предлагает альтернативу - кокедамы со стабилизированными или искусственными растениями.
Средняя кокедама (25 см в диаметре) стоит 5000 рублей, но, как правило, их заказывают не по одной и не по две. Красиво они смотрятся в группе, когда подвешены в помещении на разном уровне. По оценке Наталии Анисимовой, её чистая прибыль от создания и установки кокедам составляет 50-70%.
Интерьерные композиции с атмосферными тилландсиями и стабилизированным мхом. Тилландсии – это редкие растения, которые не высаживают в грунт. Они произрастают на поверхности, а воду и питательные вещества получают из воздуха (атмосферы). Именно из-за этого тилландсии и называют атмосферными.
Озеленение искусственными растениями. Искусственные растения изготавливает бельгийский бренд, используя для этого натуральные стволы и цветы из натурального шёлка. Все работы выполняются вручную, чтобы искусственные растения были точной копией натуральных.
«Искусственные растения я покупаю у оптовой компании, которая является крупнейшим поставщиком подобной продукции в России. Я приезжаю выбирать нужный мне товар в шоу-рум, либо делаю онлайн-заказ», - описывает процесс Наталия Анисимова.
Подарочные наборы. Это те же композиции, только в разобранном виде. Вазы, декор, растения + печатные материалы (памятка и фото композиции, которые входят в состав подарка). «Подарочный набор - это своеобразный конструктор для самостоятельного создания композиции. Это полностью моя задумка, именно таких наборов ни у кого нет. В них входят ваза, растения, декор и памятка», - рассказывает Наталия. Стоимость одного подарка - 1500 рублей при себестоимости 50%.
Свои услуги по декорированию компания MyMicrogreen предлагает через соцсети и внешний колл-центр. Изначально Наталия заказала у маркетолога анализ поисковых запросов через direct в «Яндексе». Маркетолог выяснил, что люди не ищут озеленение мхом или композиции с тилландсиями, потому что это ещё новые для потребителя услуги и продукты.
«Значит, людям нужно показывать и предлагать нашу продукцию: звонить, договариваться о встречах. Поэтому я заключила договор с колл-центром», - объясняет своё решение Наталия Анисимова.
Менеджеры колл-центра совершают около 50 звонков ежедневно. Они присылают отчёты и записи разговоров. Наталия их постоянно анализирует, чтобы вносить изменения в скрипты. «Мало просто согласовать скрипт и доверить работу менеджерам, не контролируя её. Очень важно принимать участие в процессе. Со звонками возникает такая вещь - иногда собеседники просят перезвонить через неделю или месяц. Эти звонки я старалась не упускать, а «дожимать», - делится Наталия.
Постоянных клиентов у MyMicrogreen пока не более десяти. И, как правило, это люди, которые выбирают небольшие композиции вместо букета, например, на день рождения. Оказание услуг по оформлению интерьера, в основном, разовое.
«Тут играет роль, что я многое делаю сама. Таким образом, я могу сэкономить на оплате труда фрилансеров, которых всё-таки время от времени привлекаю для монтажа на объектах», - замечает Наталия Анисимова.
Постоянные расходы MyMicrogreen - реклама в соцсетях, аренда мастерской, оплата работы колл-центра.
«В последние месяцы проект испытывает сложности из-за ситуации с коронавирусом. Мои основные заказчики в сфере B2B - как раз заведения, которые несколько месяцев были закрыты. Теперь у них не так много средств, чтобы думать об интерьере. Так что мне приходится менять концепцию проекта. В данный период я сконцентрирована на озеленении интерьеров, для чего стала сотрудничать с дизайнерскими агентствами, а также на продаже панелей из мха в разные российские города», - говорит Наталия.
Наталия Анисимова планирует в скором времени открыть свой шоу-рум, где будет представлена часть продукции. Это позволит потенциальным клиентам выбирать проект по озеленению более предметно – они будут своими глазами видеть, о чём идёт речь.
«Я только начала свой путь, но продолжаю идти вперёд и развиваться. Хочу со временем масштабироваться и сделать свой бренд узнаваемым», - резюмирует Наталия.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».