«Стать инноватором»: пять привычек лидеров, меняющих мир

Прочтёте за 5 мин.

Ключевые идеи бестселлера Джеффа Даера, Хола Грегерсена и Клейтона Кристенсена

Лидерами с прорывными идеями чаще всего не рождаются, а становятся, тренируя определённые навыки - к такому выводу пришли авторы исследовательского проекта «ДНК основателя» Джефф Даер, Хол Грегерсен и Клейтон М. Кристенсен. О том, какие навыки присущи креативным лидерам и как их нужно развивать, они рассказали в своей книге «Стать инноватором». С разрешения издательства «Бомбора», выпустившего эту книгу, мы публикуем её ключевые идеи. 

Стать инноватором

Зачем лидеру быть креативным

По результатам нашумевшего исследования IBM, в котором приняли участие руководители 1500 компаний, креативность была названа главным профессиональным качеством лидера. История знает много примеров, как инновационные идеи совершали переворот в отрасли и приносили большой доход. iPod от Apple переигрывает плееры Sony Walkman, кофейные зерна и атмосфера Starbucks переворачивают представление о привычных кофейнях, Skype делает ставку на «бесплатность», чтобы побеждать AT&T и British Telecom. 

В каждом случае новаторские решения позволили получить конкурентное преимущество и заработать на этом огромный капитал для компании-первопроходца. Разумеется, задним числом вопрос на миллион звучит так: как им это удалось? А вопрос на десять миллионов, пожалуй, так: как я сам могу этого добиться? 

На пути к подрывным открытиям новаторы-предприниматели и руководители компаний действовали одинаково. Собранный материал позволил выявить пять основных навыков первооткрывателя - исследовательских навыков, составляющих, как мы это называем, ДНК инноватора. Мы увидели, что инноваторы «мыслят иначе», если употребить известный слоган Apple (think different). Но чтобы мыслить иначе, нужно и действовать иначе. 

ДНК инноватора

В своём исследовании на основе данных примерно 500 инноваторов и примерно 5 тысяч руководителей мы вывели пять навыков первооткрывателя, которые отличают инноваторов от обычных управленцев. Вот они: 

  • ассоциативное мышление или просто «ассоциирование»;

  • умение задавать вопросы;

  • умение наблюдать и подмечать;

  • нетворкинг;

  • экспериментаторство. 

В совокупности эти навыки первооткрывателя составляют, как мы это называем, ДНК инноватора, или шифр генерирования инновационных бизнес-идей. 

Креативность не только прирожденный талант, а ещё и усердная работа. Мы признаём, что без генетики не обошлось, и некоторые от природы более способны к ассоциативному мышлению. Но даже если взять двух человек с одинаковыми генетическими творческими способностями, из них успешнее в решении творческих задач будет тот или та, кто часто задействует навыки первооткрывателя, описанные выше. 

Творческие идеи возникают в результате поведенческих навыков, которые можете усвоить и вы, для того чтобы стимулировать инновационные находки и у себя, и у других.

Первый навык предпринимателя: ассоциирование

Иногда самые успешные инновационные лидеры в мире ухватывают мимолётные взаимосвязи между идеями и сведениями, смешивая и состыковывая очень разные концепции. 

Основатель eBay Пьер Омидьяр поделился недавним примером, как он нашёл свою сумасшедшую идею. Он поговорил с консультантами, бившимися над задачей, как быстро доставлять урожаи с фермерских хозяйств потребителям на Гавайях - консультанты при этом пояснили, что примерно треть продукции портится. Первый вопрос Омидьяра: «Как насчёт почты? Ведь почту доставляют к каждому на дом шесть раз в неделю? Почему не отправить по почте кочан салата?» 

Как потом объяснял Омидьяр: «Наверняка это была невероятно глупая мысль, и, наверное, найдутся десять причин, почему это не будет работать, но вот вам пример, как я соединил две разные мысли, которые никогда раньше не сочетались. Я очень хорошо себе представляю работу почты, потому что eBay опирается на транспортные компании в основе своей бизнес-модели. Почта - это организация, которая наведывается к каждой семье шесть раз в неделю! Так вот, использовать эти активы новыми способами может быть интересно». 

Не каждому придёт в голову соединить «свежую продукцию» и «почту», но именно такой формат мышления повышает вероятность обнаружения новой идеи. 

Предприниматели-новаторы часто обнаруживают способности функционировать в двух режимах одновременно: они глубоко погружаются в детали, чтобы понять тонкие нюансы того или иного потребительского опыта, и умеют воспарить, чтобы увидеть целостную картину. Соединение этих двух ракурсов иногда даёт в результате неожиданные взаимосвязи.

Годами накапливая большой запас идей через умение задавать вопросы, наблюдать, строить контакты и экспериментировать, инноваторы часто впоследствии находят самые неожиданные взаимосвязи. Иногда мысль или ассоциация возникает именно в тот момент, когда они практикуют эти навыки. Столь же часто инноваторы открывали что-то новое, пребывая в расслабленном состоянии покоя, когда их совершенно ничто не отвлекало, особенно поиск решения каких-либо проблем. Другими словами, редко такое бывало на совещании, когда они сосредоточенно и собранно обдумывали и искали решение конкретной задачи. Скорее, всё происходило иначе. 

Инноваторы часто открывают что-то новое во время прогулки, за рулём автомобиля, на отдыхе или ночью 

Суть в том, что иногда вы можете тратить слишком много времени, сознательно атакуя проблему, тогда как некоторые изобретательные находки появятся лишь после того, как вы переключитесь в расслабленное состояние без отвлекающих факторов. 

Лучшие инноваторы обычно сами знали свои верные адреса и периоды для генерирования новых идей. А вы знаете? Если нет, поищите точки развития и релаксации. Кого-то лучшие идеи посещают рано утром, у других это бывает поздно ночью. Каков бы ни был ваш вариант, обязательно уделите это время медитации и размышлениям. 

Второй навык первооткрывателя:
правильные вопросы

Инноваторы задают очень много вопросов, чтобы лучше понимать, что есть и что могло бы быть. Они пропускают хорошие удобные вопросы и предпочитают безумные, подрывающие status quo и часто угрожающие балансу сил своей нетипичной остротой и частотой. 

Вопросы заключают в себе большой ресурс для культивирования творческих находок. Это было уже давно известно Эйнштейну, ведь он часто повторял одну фразу: «Если б я знал правильный вопрос... Если бы я смог задать правильный вопрос...» 

Чтобы взорвать, всколыхнуть почву, инноваторы пробивают status quo вопросами «почему», «почему нет» и «что, если», находя, таким образом, нелогичные удивительные решения. Инноваторы постоянно задают мощные ресурсные вопросы, которые помогают видеть насквозь то, что скрыто за фасадом повседневной деятельности, и открывать доселе не существовавшее. 

Спрашивайте «что, если», чтобы задать ограничения. Вопросы, которые искусственно задают ограничения, могут стимулировать неожиданные находки, заставляя мыслить в обход. 

В конечном итоге вопросы в сочетании с другими действиями первооткрывателя могут сыграть роль турбоустановки в получении инновационных результатов. Меняя постановку вопросов, мы можем изменить мир. Главное - неустанно искать более правильные вопросы, чтобы видеть ситуацию новыми глазами. 

Третий навык первооткрывателя: наблюдение

Большинство инноваторов по натуре активные наблюдатели. Они подмечают всё, что их окружает, и, присматриваясь, часто оказываются способны заметить, что не работает. Они могут увидеть, что в иной сфере нашли другой - и часто лучший - способ решения проблемы. Наблюдая, они переплетают единой нитью не связанные между собой данные, в результате чего могут возникать необычные бизнес-идеи. Эти механизмы часто задействуют разные органы чувств и нередко начинаются с интересных вопросов. 

Наблюдая за действиями человека в определённых условиях, можно почерпнуть немало ценных соображений о сути задачи, а равно и о лучшем способе её решения 


Мы выяснили, что наблюдатели более успешно просчитывают, какие задачи должны быть решены и каковы лучшие способы их выполнения, когда они: 

  • целенаправленно присматриваются, какие продукты и для каких задач задействуют клиенты;

  • приучаются обнаруживать неожиданное и аномальное;

  • находят возможности наблюдать в новой ситуации. 

Инноваторы тоже задействуют самые разные сенсорные каналы для того, чтобы обнаруживать бизнес-идеи. Например, для Говарда Шульца путь к созданию Starbucks начался в тот момент, когда он впервые уловил одурманивающий аромат итальянских эспрессо-баров. Так что не забывайте в поисках удивительного включать все органы чувств. 

Оказываясь в новом окружении, мы намного чаще будем внимательно наблюдать за происходящим вокруг, потому что мы автоматически стараемся понять, что здесь нового и отличного от нашего опыта. 

Иноваторы гораздо чаще оказываются в новом окружении, в частности отправляются в разные страны, компании, участвуют в необычных конференциях или просто ходят в музеи и другие интересные места. Можно многое узнать, осматривая экспонаты, музеи, зоопарки, океанариумы и просто наблюдая за природой. 

Мы призываем вас развивать и культивировать в себе наблюдательность - и вы увидите, как она может изменить всё для вас и вашей компании. 

Четвёртый навык первооткрывателя: нетворкинг

Большинство руководителей разного уровня строят и поддерживают контакты, чтобы продавать себя и свои компании или выстраивать отношения с теми, у кого есть необходимый для них ресурс. В отличие от управленцев, инноваторы реже нацелены на ресурсы или продвижение в карьере; скорее, общаясь с людьми самых разных взглядов, они активно используют новые мысли и идеи. 

Основной принцип нетворкинга состоит в том, чтобы наводить мосты в другие сферы знаний за счёт контактов с теми, с кем вы и ваш основной круг обычно не взаимодействует. Инноваторы, по-видимому, интуитивно понимают, что новые мысли часто возникают в результате взаимодействия со звеньями других сетей контактов.

Целенаправленный нетворкинг часто оказывается эффективным, когда инноваторы пытаются выйти на экспертов в других предметных областях. 

Среди инноваторов немало постоянных посетителей конференций идей, таких как TED, Всемирный экономический форум и Аспенский фестиваль идей. Такие мероприятия сводят предпринимателей, научных сотрудников, политиков, путешественников, учёных, деятелей искусства и мыслителей со всего мира, приезжающих, чтобы представить самые последние наработки, увлечения и проекты. Посещение конференции, целью которой является обсуждение и обмен лучшими достижениями мысли из самых разных областей, часто позволяет наблюдать столкновение концепций, стимулирующее ассоциативные умения. 

Ивент на тему, находящуюся вне вашей прямой сферы компетентности и отраслевой принадлежности, может заронить новые идеи

Нетворкинг с большей вероятностью приведёт вас к новым идеям, если вы будете общаться с представителями самых разных социальных групп. Это означает, что вы должны находить собеседников из других функциональных направлений, компаний, отраслей, стран, этнических, социоэкономических и возрастных групп (18-летних и 80-летних), людей разных политических взглядов и вероисповеданий. 

Многообразие выборки даёт многообразие мыслей. Посещение конференций идей, таких как TED, может быть отличным способом расширить представительность вашего круга контактов. Кроме того, при возникновении конкретной проблемы не забывайте спрашивать себя: «Кто ещё сталкивался с чем-то подобным до меня?» - и пробуйте с ними поговорить. 

Пятый навык первооткрывателя: эксперименты

Бизнес-инноваторы активно пробуют новые идеи, создавая опытные образцы и проводя пилотные испытания. Но в отличие от учёных, работают они не в лабораториях; их лаборатория - это реальный мир. И помимо производства прототипов, они примеряют на себя новые способы и анализируют продукты и процессы в поиске новой информации, которая может дать искру новой идеи. 

Хорошие экспериментаторы понимают, что, если вопросы, наблюдение и нетворкинг дают отличную информацию о прошлом (что было) и настоящем (что есть), то эксперименты - лучшее средство для генерации идей, которые могли бы работать в будущем. 

Большинство инноваторов, по опыту нашего исследования, занимались по меньшей мере одной из трёх форм эксперимента: 

  • Первая из них заключается в том, чтобы пробовать что-то новое методом исследования.
  • Вторая методика - раскручивание на винтики, как физически, так и аналитически.
  • Третий подход - проверка идеи с помощью пилотной версии или опытного образца. 

В целом экспериментаторы любят деконструировать - продукты, процессы, идеи - и таким образом понимают, как они устроены. В ходе такого анализа они задают вопросы, почему всё работает именно так. Отсюда часто возникают новые соображения, как можно было бы сделать лучше. 

Если вы задаёте непростые вопросы, подмечаете необычные ситуации и разговариваете с самыми разными людьми, вероятно, вам потребуется меньше экспериментировать. А эксперименты, которые вы устраиваете, будут более чётко выстроенными и позволят получить информацию для следующего шага. Случайные опыты имеют место, если вы не составили представления о ситуации на основе вопросов, наблюдений и нетворкинга. 

Инноваторы понимают - и принимают - что значительная часть их экспериментов обернётся не так, как планировалось (и даже могут оказаться пустой тратой времени), но они знают, что часто эксперимент - единственный способ получить данные, необходимые для достижения успеха.

Biz360

Читайте также: 

«Зарабатывать на хайпе»: чему может научиться бизнес у «серого» рынка.
Ну очень полезные бизнес-книги: 75 отборных изданий для предпринимателей.
«Экономика впечатлений»: ключевые идеи бестселлера Джозефа Пайна и Джеймса Гилмора.

20 февраля 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов