Системно выстроенные продажи позволяют бизнесу держаться на плаву, развивать новые направления, оплачивать свои обременения и зарабатывать. Отдел продаж в этой цепочке является важнейшей и неотъемлемой составляющей. От его результативности во многом зависит финансовое состояние бизнеса. О том, как создать эффективный отдел продаж, порталу Biz360.ru рассказала бизнес-консультант Елена Полисадова.
Елена Полисадова – независимый маркетолог и бизнес-консультант, партнёр сервиса «Битрикс24». Сотрудничала с банками, медицинскими клиниками, онлайн-магазинами и промышленными предприятиями. Аспирант кафедры «Экономика и менеджмент» Владимирского государственного университета.
В любой системе есть свои составляющие, которые отвечают за успех. В отделе продаж этими составляющими являются:
-
трафик;
-
прозрачная мотивация для отдела продаж;
-
понятная воронка продаж;
-
качественные точки контакта;
-
обученные менеджеры отдела продаж.
Разберём по порядку каждый критерий.
Лидогенерация позволяет загрузить отдел продаж работой. Чем больше качественных лидов, тем больше продаж. Трафик, как правило, отдел маркетинга получает следующими способами:
-
продвижение сайта компании;
-
продвижение социальных сетей и каналов;
-
работа с разными рекламными площадками (типа «Авито»);
-
PR и мероприятия.
Также лидогенерация может проходить по исходящему потоку, то есть через холодные обзвоны по предоставленной базе. Для холодных обзвонов в последнее время мы с клиентами используем интеграцию 2ГИС с «Битрикс24» (лиды автоматически выгружаются в CRM-систему).
Чем больше системности в процессе лидогенерации, тем больше обращений обрабатывает отдел продаж.
Настоящий хищник всегда должен быть голодным. Поэтому никогда не «сажайте» отдел продаж на одну фиксированную оплату. Всегда должна быть мотивация и возможность финансового роста. Лучше всего делить оплату на три части:
-
фиксированный оклад;
-
оклад, который выплачивается при выполнении плана продаж;
-
бонусы, премии, награды.
Также очень важна прозрачность начисления мотивационных выплат. Менеджер должен потратить не более минуты на то, чтобы рассчитать свой заработок за текущий месяц.
Менеджер должен чётко понимать, как именно он работает с клиентом: по каким этапам проводит его. Верхушкой воронки продаж будет заниматься маркетинг, а вот со средними и последними уровнями работают менеджеры отдела продаж.
Все этапы должны быть рабочими. То есть воронка продаж должна быть не той, какую хотелось бы видеть собственнику, а протестированной на рынке – с удалением и заменой нерабочих этапов.
Вторая составляющая часть воронки продаж – её пропускная способность. То есть каждый этап должен быть оцифрован, чтобы руководители в цифрах понимали количество сделок на выходе воронки (а с ней и примерный оборот компании).
В процессе работы над воронкой продаж нужно держать фокус на нескольких моментах:
-
увеличение пропускной способности воронки – чем больше лидов, тем больше сделок;
-
улучшение конверсии каждого этапа воронки;
-
подробная сегментация, которая предполагает, что тратить время менеджеров стоит только на наиболее перспективных клиентов.
Не стоит мельчить этапы воронки продаж. Лучше избегать этапов «клиент думает», «сделка в процессе» и прочее. Этапы должны быть чёткими: запрос, переговоры, коммерческое предложение, договор, оплата. Если этапы чётко прописаны, значит, компания сможет влиять на конверсию каждого этапа.
Чтобы воронка продаж работала системно, необходимо подключить любую CRM- систему. Она позволит наглядно визуализировать всю воронку продаж и поможет избежать потери клиентов. Не стоит экономить на этой программе. Сейчас многие отделы продаж работают удалённо. Руководитель не видит своих сотрудников физически, а в CRM-системе он наблюдает за их работой, прослушивает разговоры и анализирует их работу.
На данный момент на рынке представлено несколько CRM-систем, которые закрывают большую часть всех задач контроля отдела продаж: «Битрикс24», amoCRM, в решениях 1C.
Это совершенно все способы коммуникации и взаимодействия с вашим клиентом. Ими могут быть реклама, комментарии в СМИ, сотрудники компании, ценники, упаковка, гарантия и так далее. Игорь Манн и Дмитрий Турусин структурно описали все их в своей книге «Точки контакта». Нельзя ими пренебрегать.
Менеджер отдела продаж может блестяще заключить сделку, но SMS-напоминание о дате встречи\заключения договора не пришла клиенту, и он забыл об этом событии. Сделка провалилась. Или сайт компании не вызывает доверия в глазах потенциального покупателя. Менеджер может всё правильно говорить, но посещение сайта посеет сомнения в том, что компания серьёзная.
Крупные иностранные бренды приучили нашего потребителя к идеальным точкам контакта. Они должны не просто продавать, а превышать ожидания клиента. Каждая точка должна чётко соответствовать задачам бизнеса. Не буду вдаваться в структуру работы с точками контакта. Существует много доступных материалов по этой теме. Главное не забудьте проработать их тоже.
Персонал компании – это её амбассадоры. Как они себя ведут, что говорят и как работают – все эти факторы влияют на принятие клиентом решения о покупке. Если менеджер отдела продаж путается в товаре, неструктурно ведёт переговоры, постоянно бегает к старшим товарищам за консультацией – значит, он абсолютно неработоспособен.
Независимо от того, какой оборот бизнеса, у менеджеров должны быть на руках:
-
чёткие описания продуктов, то есть они должны великолепно ориентироваться в том, что продают;
-
карта рабочего дня, чтобы знать, в какое время и чем они занимаются;
-
регламенты ведения лидов \ сделок \ договоров \ счетов, потому что менеджеры не должны ничего спрашивать – они должны чётко выполнять свою работу согласно регламентам;
-
правила работы с возражениями, чтобы менеджеры знали, как отвечать в данных ситуациях. Список возражений будут дополняться, не забывайте обновлять документ, чтобы у менеджеров была всегда актуальная информация;
-
скрипты разговоров для каждого коммерческого предложения. Менеджеру не обязательно его зачитывать, но уловить суть скрипта он должен и пусть своими словами, но уверенно донести мысль до клиента;
-
реализуемый и понятный план продаж;
-
система отчётности – ежедневная, еженедельная, ежемесячная.
Научите менеджеров навыкам ведения переговоров. Если вы не сильны в этом сами, то пригласите специалиста. Чем лучше менеджеры умеют вести переговоры, тем больше компания заработает.
Создание отдела продаж с нуля занимает два-три месяца. Это время, в течение которого компания протестирует все воронки продаж, проведёт необходимые обучения и разработает все вышеперечисленные документы.
Результат от такой кропотливой работы не заставит себя долго ждать. С помощью такого подхода компания не только сможет быстро начать зарабатывать, но и сохранит постоянный штат менеджеров по продажам, компетенции которых будут только расти вместе с прибылью фирмы.
Трафика, заявок и продаж вашей компании!
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».