Жители столицы Калмыкии привыкли добираться до аэропортов более крупных соседних городов на автобусах. Но два года назад на рынке появился сервис такси, который сделал элистинцам революционное предложение – перевозку на легковом автомобиле или мини-вэне по цене автобусного билета. О том, как проекту удаётся быть прибыльным при таком ценообразовании, порталу Biz360.ru рассказали основатели сервиса «Альфа-тур» Михаил Бадмаев и Очир Лазарев.
Михаил Бадмаев, Очир Лазарев, предприниматели из Элисты, основатели сервиса междугороднего такси
«Альфа-тур». Михаилу 34 года, окончил Калмыцкий государственный университет по специальности «сельское хозяйство» и Московскую академию экономики и права по специальности «финансы и кредит». Очиру 28 лет, окончил МГУ по специальности «математик-системный программист». До запуска собственного бизнеса оба работали в «Сбербанке». Сервис такси открыли в 2016 году.
Элистинцы Михаил Бадмаев и его шурин Очир Лазарев долгое время работали в «Сбербанке». Михаил трудился в родной Элисте, а Очир – в московском управлении. В 2016 году они поняли, что достигли на своей работе «потолка» в карьерном росте. Им хотелось увеличивать свой доход, и наиболее подходящим вариантом для достижения этой цели они посчитали открытие собственного бизнеса.
Местом применения своих сил выбрали Элисту: Очир давно хотел вернуться на малую родину. Компаньоны начали анализировать местный рынок. Особых накоплений у начинающих предпринимателей не было, поэтому они искали варианты бизнеса с минимальными вложениями.
Как и многие другие элистинцы Михаил и Очир не раз сталкивались с транспортной проблемой при поездках в ближайшие крупные города. Элистинский аэропорт принимает не так много рейсов, поэтому жители Калмыкии летают в основном через соседние Астрахань, Волгоград, Ростов-на-Дону. А добираются до них, как правило, на автобусах.
Так и возникла идея предоставлять услуги междугороднего такси в ближайшие крупные города по таким же ценам, как на автобусах. При этом машина забирает клиентов из дома и привозит не на вокзал соседнего города, а по нужному им адресу.
В ноябре 2015 года Михаил и Очир, к недоумению многих знакомых, ушли из «Сбербанка» а в январе 2016 года зарегистрировали компанию «Альфа-тур». Возить пассажиров они решили на собственных машинах. У Михаила была Toyota Camry, Очир с помощью кредита купил подержанный минивэн Hyundai, который стоил около миллиона рублей. Первыми направлениями, по которым они начали возить пассажиров, стали Волгоград и Астрахань.
Компаньоны завели страницы проекта в Instagram, «ВКонтакте», Facebook. Во всех этих соцсетях они давали рекламу, проводили конкурсы, розыгрыши, дарили бесплатные поездки. Также компаньоны проводили рассылку в мессенджерах. Расходы на рекламу составляли около 50 тысяч рублей в месяц. Примерно столько же партнёры вкладывают в продвижение и сейчас.
«Мы с самого начала понимали, что без рекламы никуда. На начальном этапе мы хотели, чтобы как можно больше пассажиров попробовали и оценили нашу услугу. Реакция первых клиентов была в целом позитивная. Они отмечали удобство и комфорт, но больше всего им нравилась сама идея «такси по цене автобусного билета», - рассказывает Михаил Бадмаев.
Иллюстрация: Elista.org
В первое время услугами новой компании пользовалось около 20 человек в день – они приходили в основном по рекламе в соцсети «ВКонтакте». Но этого было мало, к тому же поток клиентов был нестабильным. Многие рейсы приходилось делать себе в убыток, когда нужно было везти всего одного пассажира. Но от таких поездок компания не отказывалась, работая на перспективу.
Примерно через полгода после начала перевозок поток клиентов стал более стабильным. К этому времени основатели сервиса уже почти не ездили самостоятельно в рейсы – для этой работы наняли несколько водителей со своими автомобилями.
«Мы сделали упор на более комфортабельные машины. Конечно, хозяева Mercedes или BMW не согласятся работать на таком уровне цен, который мы установили. Поэтому мы выбрали машины достойного уровня в среднем классе: Volkswagen Jetta, Toyota Corolla, Toyota Camry», - рассказывает Михаил.
Сейчас на рейсах «Альфа-тура» работают 16 мини-вэнов. Из них в собственности у компании находятся четыре машины стоимостью примерно по миллиону рублей каждая. Остальными владеют сами водители – с ними компания заключает договор аренды транспортного средства с водителем.
Принцип работы «Альфа-тура» - доставка каждого пассажира «от двери до двери». Сначала водитель забирает всех по тем адресам, которые указали пассажиры. Этот процесс, как правило, занимает около часа. Поэтому клиентов просят ждать машину в течение этого времени (например, с 14.00 до 15.00). Перед рейсом проводится рассылка, в которой всем участникам напоминают о времени предстоящей поездки.
Непосредственно перед выездом по адресу водитель звонит пассажиру и предупреждает его, что через несколько минут нужно быть готовым к отправлению. По приезду в город назначения пассажиров развозят по нужным им адресам. В Астрахани, Волгограде или Ростове-на-Дону точками назначения нередко бывают аэропорты или больницы.
«Из тех, кто едет в клиники, большинство составляют пожилые люди. Многим из них бывает сложно ориентироваться в другом городе – куда идти, на чём ехать? И им очень нравится, что мы довозим до конечной точки: им не приходится брать с собой сопровождающих», - объясняет Михаил Бадмаев.
Поездка в Волгоград или Астрахань обходится клиентам «Альфа-тура» в 700 рублей, в аэропорты этих городов – в 800 рублей. Стоимость поездки в Ростов-на-Дону – 1000 рублей. Такие цены сопоставимы со стоимостью билетов на междугородные автобусы.
В мае 2018 года компания начала регулярные рейсы в Ставрополь. На конец июля намечено открытие нового направления - машины «Альфа-тура» начнут ездить в Краснодар.
Также клиенты компании могут выкупить места во всей машине целиком для своей поездки. По словам Михаила, это несколько дешевле, чем заказ обычного такси в другой город. Например, путешествие в Волгоград обойдётся клиенту в 4000 рублей.
«Услугу «выкупа машины» мы предлагаем потому, что нашими услугами пользуются разные категории людей. Это удобно для тех, кто не хочет ехать в одной машине с другими пассажирами», - говорит Очир Лазарев.
Эта услуга особенно пользуется спросом в период летних отпусков. Многие «выкупают» машину при поездке на Чёрное море всей семьёй. Если пассажиры заказывают машину «туда-обратно», на обратную поездку они получают скидку в 50%.
Большинство клиентов оплачивают поездку на сайте проекта или лично в офисе компании. В отдельных случаях оплата производится водителю перед поездкой. Этой возможностью обычно пользуются пожилые пассажиры, которые не всегда могут провести оплату через сайт по карте или прийти в офис.
Перед каждым выездом все машины «Альфа-тура» проходят техосмотр. Поломки в дорогах происходят очень редко. Тем не менее, для подстраховки обычно оставляют одну машину в Элисте – её водитель должен быть готов к выезду. В городах назначения у «Альфа-тура» есть договоренности с коллегами, которые в случае необходимости могут совершить рейс в Элисту.
Услугами междугороднего такси «Альфа-тур» пользуются самые разные категории клиентов. Помимо авиапассажиров и пациентов клиник это студенты, командировочные, отпускники и многие другие. Среди клиентов немало и постоянных.
«Один раз съездив с нами, человек уже понимает, что это такое. И при необходимости, скорее всего, опять обратится к нам. Поэтому мы делаем всё возможное для того, чтобы клиент был доволен», - говорит Михаил Бадмаев.
С «Альфа-туром» сотрудничают некоторые туристические фирмы, а также Федеральная страховая служба: по заключённому со службой госконтракту компания обслуживает людей, которые по льготным программам ездят на лечение в другие города.
«Турфирмы и госструктуры заметили нас, так как мы хорошо себя зарекомендовали. Мы ни разу не отказались от рейса по той причине, что полная машина «не набралась». И партнёры уверены, что если даже у нас будет один пассажир, мы всё равно его отвезём. Город у нас небольшой, и сарафанное радио работает хорошо», - говорит Очир Лазарев.
Если в начале 2016 года машины «Альфа-тура» перевозили около 500 человек в месяц, то сейчас услугами сервиса ежемесячно пользуются порядка 4000 пассажиров. Каждый день в рейс записываются от 150 до 250 человек. Выручка растёт каждый год вдвое.
Приёмом звонков и обработкой заявок занимаются четыре диспетчера. Они также могут помочь пассажирам с поиском и покупкой авиабилетов.
Запись клиентов на рейсы и координация работы водителей проходят в специальной CRM-программе, которую создал Очир Лазарев - до запуска бизнеса он работал программистом. Эта система автоматизирует процесс подготовки к поездкам.
Пассажир звонит диспетчеру или оставляет заявку на сайте. В программе «забиты» даты, время и направления выездов. Возможности выкупа конкретных мест у клиентов нет. Если пассажиром является человек с инвалидностью или травмой, пожилой человек, беременная женщина – им предоставляют «приоритетные» места сразу за водителем. Эти места отличаются от других тем, что их обладатели не должны идти в конец салона или пропускать сидящих сзади пассажиров.
Вечером запись на рейсы следующего дня закрывается. Программа показывает, сколько записалось человек, по каким направлениям и на какое время. На основании этой информации Михаил и Очир анализируют, сколько машин какого типа нужно выделить на рейс.
Распределяет пассажиров по машинам сам Михаил Бадмаев в «ручном» режиме, руководствуясь тем, чтобы пассажиров было удобнее собрать и развезти. К примеру, каждая из машин забирает людей с близкими адресами отправления или пунктами назначения. Процесс распределения рейсов занимает около 15 минут. В дальнейшем программа будет делать эту работу без участия человека.
После распределения транспорта пассажирам отправляется SMS-рассылка. В смс указывается марка машины, номер и примерное время прибытия по адресу клиента.
Всю необходимую информацию о предстоящих заказах водитель получает с помощью приложения CRM Bus, установленного на его планшете или смартфоне. Таким образом, водитель может решать все организационные вопросы в онлайн-режиме, не отвлекаясь на телефонные звонки.
Программа CRM Bus установлена и на планшеты основателей проекта. С её помощью они могут «удалённо» управлять своим бизнесом. «Я могу в дороге посмотреть загрузку рейсов, прослушать каждый разговор диспетчера с клиентом, увидеть пропущенные звонки или информацию о поступившей оплате», - рассказывает Михаил Бадмаев.
В мае 2018 года основатели «Альфа-тура» приняли участие в конкурсе предпринимателей «Бизнес-успех», организованном общественной организацией «Опора России». На нём они решили представлять собственное IT-решение – CRM Bus, с которым и победили в номинации «Лучший IT-проект».
В штате «Альфа-тура» - около 10 водителей. Возраст большинства из них – от 30 до 45 лет. Люди более старшего возраста не всегда умеют пользоваться планшетом, и далеко не все из них готовы осваивать новый для себя гаджет, который необходим в работе.
При собеседовании с каждым новым водителем Михаил и Очир в первую очередь обращают внимание на манеру общения кандидата и его «общую адекватность». Если человек в принципе не умеет разговаривать и находить общий язык с другими людьми, его на работу в «Альфа-тур» не возьмут.
Основатели сервиса регулярно разбирают с водителями возможные или произошедшие конфликты с пассажирами. Водителям объясняют, как избегать подобных ситуаций и как общаться с клиентами в случае их недовольства. Чтобы водители знали, как действовать в той или иной ситуации, Михаил и Очир составили для них инструкцию.
Первые месяцы работы показали, что больше всего спорных ситуаций возникает при сборе пассажиров в поездку. Согласно инструкции, если водитель задерживается, он должен позвонить всем пассажирам и предупредить их. Также водитель должен уточнить адрес – бывает, клиенты при составлении заказа ошибаются.
«Я всегда прошу быть сдержанными и терпеливыми. При этом понимаю, что иногда это может быть тяжело. К примеру, если люди едут в аэропорт, особенно с детьми – они могут быть «на нервах» и срываться на водителей. Некоторые пассажиры могут придираться к каждой мелочи или переходить на личности. Их, к счастью, немного, но такое бывает. В любом случае водители должны поддерживать спокойную обстановку в поездке и не провоцировать развитие конфликтов. Наша главная задача – не потерять постоянных пассажиров, ведь это наш регулярный доход», - замечает Михаил Бадмаев.
Случаи, когда водитель не соответствует установленным требованиям или отказывается им следовать, по словам Михаила, единичные. При первом нарушении такой сотрудник получает выговор, после второго «прокола» его увольняют.
«Мы не можем позволить себе испортить репутацию фирмы – в неё так много вложено. Но в целом мы расстаёмся с водителями очень редко, и по своей инициативе они почти не уходят. Они за эту работу держатся, несмотря на все её сложности», - говорит Михаил.
Водители на личных машинах в свои выходные дни могут отправиться на подработку, предупредив об этом руководство. Но за попытку договориться с пассажиром о поездке в обход компании водитель сразу же может лишиться работы. CRM-система отслеживает все машины компании: где они находятся, по какому адресу собирают пассажиров.
«Водители видят, что у нас они получают постоянную загруженность и постоянный поток клиентов. Из-за одного левого рейса никто не хочет рисковать тем, что у него есть. Одного я за подобную поездку уволил, остальным сразу же всё стало понятно. В дальнейшем на все машины будем ставить ГЛОНАСС, это ещё больше усилит контроль», - говорит Очир Лазарев.
В ближайших планах компании – доработка CRM-системы, а также создание мобильного приложения для клиентов, через которое они смогут оплачивать поездки. После этого предприниматели рассчитывают вывести программу на рынок пассажирских перевозок и продавать её как отдельный продукт. Также планируется дальнейшее расширение географии перевозок.
Читайте также:
«Еврейское такси»: ну очень кошерный бизнес.
Как сервис Busfor меняет рынок междугородных автобусных перевозок.
Поездка за чужой счёт: как привлечь клиентов с помощью бесплатного такси.