Топ-5 проблем компании с удалёнными сотрудниками в штате

Прочтёте за 3 мин.

…И несколько способов их избежать или снизить риски

IT-инструменты, которые использует Татьяна Юсупова

  • 1С:Бухгалтерия
  • Битрикс24
  • Trello
  • Zoom

В 2023 году дистанционная работа продолжает быть в тренде. Это удобно бизнесу, чьи траты на офис снижаются благодаря тому, что сотрудники работают из дома. Комфортно так работать и специалистам многих профессий – как минимум, они не тратят время и силы на дорогу в офис. Но возникает несколько проблем, которые могут заставить работодателя вернуть сотрудников в офис. О том, какие «подводные камни» могут возникнуть у компании с распределённой командой, порталу Biz360.ru рассказала Татьяна Юсупова, основатель экосистемы Sayhire.

Досье

Татьяна Юсупова – основатель и генеральный директор экосистемы по привлечению и интеграции IT-специалистов Sayhire. Получила образование в ИСПиП им. Валленберга по специальности  «Общая психология». Имеет 10-летний опыт в подборе персонала в сфере IT. Клиентами её компании Sayhire являются такие бренды, как «Тинькофф», «Банк Зенит», Innopolis, Textback, Precious Payload, Blockscout, MOJAM.

Татьяна Юсупова

Проблема №1: настроиться на рабочий лад

Самоорганизация, планирование, дисциплина – это составляющие тайм-менеджмента. Именно это, а вернее неумение соблюдать тайм-менеджмент, становится основной проблемой для работодателей с удалёнными сотрудниками в штате. 

За 10 лет своей карьеры HR-менеджера я часто сталкивалась с тем, что без классического рабочего пространства специалисты не умеют самостоятельно организовать свой рабочий день. 4 года назад, открыв Sayhire (тогда это было агентство), я наняла в штат двух бывших коллег, высококлассных специалистов в рекрутинге. Примерно через две недели они пришли ко мне с тем, что не могут заставить себя работать дома, когда рядом есть телевизор, кровать и холодильник. 

Чтобы не попасть в ситуацию, в которой сотрудники не способны выдерживать удалённый формат работы, на собеседованиях я задаю кандидату следующие вопросы: 

  • был ли у него опыт удаленной работы;

  • каким образом он выстраивает свой день;

  • как хорошо он умеет планировать. 

Чтобы регулярно выполнять KPI на достойном уровне, сотрудник на «удалёнке» должен обладать следующими навыками: дисциплинированность, ответственность, умение планировать работу. Нанимателю стоит оценить эти качества на начальном этапе сотрудничества. 

Проблема №2: совмещение нескольких работ

Часто, особенно в сфере IT, встречаются сотрудники, совмещающие несколько работ или одну основную и несколько подработок на фрилансе. Такой человек трудоустроен одновременно в двух-трёх компаниях (например, через ИП или самозанятость3). В каждой из них подразумевается, что специалист должен работать по 8 часов каждый рабочий день. В результате все работодатели такого сотрудника получают низкую эффективность. 

У Sayhire был такой кейс. Мы наняли DevOps-инженера (DevOps – это методология взаимодействия разработчиков, тестировщиков и других IT-специалистов в команде) для работы с пятью командами. У каждой из них были небольшие задачи для девопс-инженера. Однако каждая команда думала, что он в данный момент занимается задачами другой. Первой он говорил, что работает со второй, второй, что с третьей, и так далее. У нас этот сотрудник продержался меньше недели, но я думаю, в крупном бизнесе этот метод обмана мог быть раскрыт намного позже. 

Чтобы подстраховаться от совмещения сотрудниками разных работ, нужно ставить чёткие KPI. Руководитель должен понимать, какие задачи поручены его подчинённому, быть в курсе временной оценки работы и ежедневно или еженедельно мониторить выполнение плана. Если задачи выполняются, значит, сотрудник не совмещает работу в вашей компании с другими. 

Проблема №3: сложности с нематериальной мотивацией

Несмотря на комфортные условия труда и высокую заработную плату, не стоит забывать, что без эмоциональных зацепок сложно удержать классного специалиста. Нематериальная мотивация на рынке труда давно стала обязательной. Это особенно заметно в IT-компаниях, где из-за высокой конкуренции работодатели устраивают хит-парады рабочих бонусов в офисе (слипбоксы, PlayStation, кальян, день животных и т.д). 

Мотивация – это своеобразная привязка к месту работы. То, почему сотрудник готов оставаться именно в этой конкретной компании. На удалённой работе коллеги не видят друг друга, руководителя, офис, и создать эмоциональные зацепки сложно. Поэтому, с такой работы морально уволится гораздо проще. 

Чтобы удержать специалистов, руководству целесообразно регулярно устраивать что-то вроде онлайн-корпоративов. Например, можно нанять профессиональных ивентщиков. Здорово устроить онлайн или поиграть в «Мафию» через Zoom. Для команд, полностью находящихся в России, можно заказать доставку сотрудникам домой вина, а в главный офис пригласить сомелье и устроить общую дегустацию. 

Проблема №4: руководитель не чувствует назревающих конфликтов в команде

Ежедневное нахождение в офисе, совместные обеды, коллективная коммуникация – всё это позволяет вовремя улавливать настроения команды и предугадывать возможные проблемы или конфликты между сотрудниками. 

Руководитель удалённого коллектива не видит негативных «сигналов» – и компания может неожиданно столкнуться с увольнением одного или нескольких сотрудников, а то и всей команды. Чтобы избежать подобного опыта, стоит быть ближе с командой, знать о том, что происходит в жизни её участников. Важно подписаться на своих сотрудников в соцсетях, реагировать на проблемы со здоровьем и другие сложности в их жизни. 

Хорошо предвосхищает подобные проблемы своеобразная имитация «курилки-онлайн». Например, когда я иду пить кофе, то создаю в нашем рабочем Telegram-чате необязательный групповой видеозвонок. Мои коллеги знают, что в это время со мной можно поболтать о чём угодно: пожаловаться на клиентов, поговорить о личном. Такое отношение руководителя показывает его заботу о подчинённых и позволит вовремя узнать о назревающей проблеме. 

Проблема №5: проблемы с постановкой и пониманием задач

Чтобы эффективность была на высоком уровне, нужно в начале недели составлять для каждого сотрудника чёткий план работы. Стоит каждый день проводить небольшие пятиминутные утренние стендапы, чтобы взбодрить коллектив и напомнить о стратегии развития компании. 

То, как руководитель ставит задачи для удалённых сотрудников, часто отличается от простого офисного замечания вроде «Отправь копии такому-то клиенту». Руководитель должен хорошо разбираться и использовать качественные программы для работы. Например, я для управления удалённой командой использую Trello и «Битрикс24». В этих программах, подходящих для работы с удалёнщиками, можно и нужно подробно расписывать поставленные задачи на неделю. 

Вместо резюме

Несмотря на то, что некоторых кандидатов стоит отсеивать ещё на этапе собеседования, большинство людей способны работать из дома. Однако важно не оставлять удалённых сотрудников один на один со сложностями, контролировать их планирование, поддерживать командный дух и, конечно, мотивировать.

Freelance

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

25 апреля 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов