Иногда они возвращаются: как грамотно вернуть сотрудников в офис с удалёнки

Прочтёте за 3 мин.

«Два-три дня в неделю в офисе, остальные – дома»

IT-инструменты, которые использует Денис Бурлаков

  • Trello
  • Zoom
  • Telegram
  • YouTube

Весной 2020 года российские компании в срочном порядке переходили на удалённый формат работы. Спустя год многие ограничения отменены и бизнес постепенно начинает возвращать сотрудников в офисы. Процесс этот непростой: опять нужно ломать устоявшиеся бизнес-процессы, адаптировать команду к новым условиям, придумывать решения для тех, кто не хочет выходить в офис по соображениям безопасности. О том, как вернуть сотрудников в офис, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал директор финтех-компании RBK.money Денис Бурлаков.

Досье

Денис Бурлаков, гендиректор финтех-компании  RBK.money, предприниматель и инвестор с 20-летним международным опытом. Окончил МГИМО по специальности «Международные экономические отношения». Профессиональную карьеру начал в корпорациях Deloitte и KPMG. Занимал руководящие посты в крупных российских холдингах – «Ростелеком», «Волготанкер», «Базовый элемент».

Денис Бурлаков

Из офиса на удалёнку – и обратно

Год назад, весной 2020-го, тысячи российских компаний были вынуждены перевести сотрудников на удалённый формат работы. Этот переход для большинства предприятий стал неожиданностью – и руководителям компаний пришлось адаптироваться к текущим реалиям уже в процессе работы. Сейчас, год спустя, перед ними встала новая нестандартная задача – вернуть персонал и бизнес-процессы обратно в офисы.

И тут нужно учитывать, что перестроенный график, изменённые форматы взаимодействия и схемы коммуникации нельзя вернуть в прежний режим одномоментно. Поэтому стоит начать вывод сотрудников с удалёнки постепенно. Например, по такой схеме: два-три дня в неделю в офисе, остальные – дома. Затем увеличивать процент офисных дней. При этом нужно мониторить состояние людей и их настроение – ведь многим было комфортнее работать из дома.

Нужно не забывать самому и напоминать сотрудникам о плюсах работы в офисе: в частности, о возможности лучше контролировать процессы, о разграничении рабочего и личного времени, о важности живого общения коллегами – и по рабочим, и по личным вопросам. Многие успели отвыкнуть от того, что необходимо каждый день с кем-то видеться и общаться, и офисная работа может помочь людям вернуть этот навык.

Еда объединяет

Очень важно в момент возвращения людей на рабочие места организовать их общение, чтобы сотрудники говорили друг с другом: рассказывали новости, делились переживаниями, выстраивали взаимоотношения. Это важно, чтобы люди не выгорели эмоционально, что, конечно, не может не отразиться на эффективности их работы.

Хороший вариант сблизить людей и сплотить коллектив - организовать в офисе комнату отдыха, где поставить настольные игры, кофе-машину, удобные диваны и кресла. Именно так сотрудники снова начнут видеть в коллегах общительных, интересных людей, а не абстрактную аватарку из интернета.

Например, мы после выхода в офис опять вернулись к так называемым «Вкусным пятницам» - заказываем в офис пиццу, роллы, бургеры, вок или что-то ещё; все собираются за столом в общей гостиной, едят, общаются. Ещё у нас есть настольный хоккей, Playstation и большой телевизор, шлем VR. Всё это довольно привычные вещи, которые есть во многих офисах, но после такого долгого перерыва в общении это стало неожиданно ценно. Это хорошо помогает переключиться и неформально пообщаться. 

Не терять бдительность

Существует прослойка так называемых ковид-диссидентов, которые отрицают само существование коронавируса или преуменьшают его опасность и вред. Но есть и другой полюс – люди, которые боятся вируса сверх меры. 

Эта категория сотрудников может отказаться выходить в офис, объясняя это страхом заразиться и заболеть. Для них следует провести разъяснительную работу: рассказать об ответственности компании, показать её заботу о здоровье сотрудников. В Москве, например, действуют правила, по которым сотрудники предприятий должны обеспечиваться масками и перчатками, для них должно проводиться тестирование на наличие коронавируса или антител к нему.

Для компании проведение подобных мероприятий может стать способом показать свою заботу о сотрудниках, развеять их страх заболеть. Например, наша компания регулярно проводит тестирование – и на наличие вируса, и на антитела. Кроме того, мы установили санитайзеры, проводится регулярная уборка и санобработка помещений.

Гибридный формат работы

Некоторых сотрудников вполне устраивает сложившаяся ситуация с удалённой работой. При этом необязательно страдают эффективность и продуктивность. Такие люди продолжают трудиться так же плодотворно, как и до введения карантина, или даже более эффективно. Возвращение их в офисный режим может вызвать обратный эффект: они станут менее эффективными или начнут задумываться о смене работы. 

Поэтому стоит решить, нужно ли вообще возвращать в офис всех сотрудников. Возможно, имеет смысл ввести гибридный вариант, когда часть сотрудников работает в офисе, а часть – из дома.

Можно рассмотреть также вариант добровольного выбора, когда каждый человек сам решает, какой способ устроит его больше. Например, некоторые крупные компании оставили этот выбор за своими сотрудниками – в частности, Mail.ru и «Яндекс». Они не стали отменять удалённый режим работы, их сотрудники вольны сами приходить в офис по рабочим делам, если посчитают это необходимым. Мы тоже пошли по этому пути –сейчас часть команды работает из дома, часть вышла в офис.

За время пандемии система удалённой работы относительно хорошо настроилась. Люди научились участвовать в совещаниях в Zoom или Skype, планировать свою работу, совмещать рабочие вопросы и личные дела. А компании получили возможность сэкономить серьёзные деньги на аренде офисов и оплате коммунальных услуг.

Поэтому окончательное решение вопроса о переводе с удалённой работы на офисную должно быть основано на взаимных договорённостях руководства и персонала. Нарушение баланса может повлечь серьёзные проблемы в работе компании.

И не забудьте о бюрократии

Если решение принято окончательно и сотрудники будут выведены в офис (неважно, все сразу или постепенно), необходимо правильно это оформить. При уходе на карантин с каждым сотрудником заключалось дополнительное соглашение к его трудовому договору, выпускались соответствующие приказы. Если компания решила, что удалённая работа должна быть завершена, то теперь нужно выполнить обратную процедуру.

Необходимо заключить новые дополнительные соглашения, в которых будет прописано, с какого числа каждый конкретный сотрудник должен будет вернуться к исполнению своих обязанностей на территории работодателя, издать приказы о выводе на работу, провести другие необходимые мероприятия. Без надлежащего документального оформления меры по безболезненному возвращению к офисному формату работы потеряют смысл, а работодателю будет грозить административная ответственность. 

Biz360

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

29 марта 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов