Сибирячка Юлия Турчинова по образованию – филолог-переводчик. Она трижды открывала свою языковую школу Step Up в трёх разных странах – Казахстане, России и Китае. И все три раза ей удалось создать успешный бизнес. Проект был прибылен везде, но наиболее динамично развивающимся оказался в Шанхае. О том, чем отличается преподавание английского языка в разных странах и как удалённо управлять своим бизнесом, основатель школы Step Up Юлия Турчинова рассказала порталу Biz360.ru.
Юлия Турчинова, 31 год, основатель сети языковых школ
Step Up. Родилась в Алейске (Алтайский край). Образование: Алтайский государственный университет (специальность «филолог-переводчик»), Normandalle community college (США, специальность «маркетинг»). Имеет многочисленные международные языковые сертификаты: TESOL, TESOL young learners, IELTS trainer и др. Проект Step Up основала в 2008 году, сейчас в его рамках работает несколько школ в Алтайском крае, а также школа в Шанхае, где сейчас живёт Юлия с семьёй.
Как и у каждого предпринимателя, история моего бизнеса тесно связано с собственной жизнью и личностным развитием. В 2008 году по семейным обстоятельствам я уехала с Алтая в Казахстан – в город Байконур - в полной уверенности, что такого грамотного специалиста, прекрасно владеющего английским языком, возьмут на работу переводчиком с «руками и ногами». Но никому такой специалист не потребовался.
Три месяца я сидела без работы, пока одна знакомая не попросила меня «подтянуть» английский с её ребенком. С этого всё и началось. Через три месяца работы частным репетитором на дому количество моих учеников приблизилось к 50, и мне пришлось организовать их в мини-группы. В какой-то момент я поняла, что не выходила из дома неделю! Мои занятия начинались в 8.30 и заканчивались в 21.30. Тогда мы с мужем решили, что пора открывать языковой центр и регистрировать ИП. Название придумали спонтанно – Step Up.
Школу открыли на собственные сбережения. Сначала это был один офис в Байконуре, потом пришлось открыть второй и третий. Нашими учениками были 150 человек, которых учили английскому языку три преподавателя.
Бизнес работал в стабильном плюсе, ежемесячный доход составлял около 100 тысяч рублей. Но при этом бухгалтерия была организована слабо, бизнес-процессы не отлажены, всё работало очень хаотично.
В 2012 году нам пришлось вернуться из Байконура в Барнаул. Как грамотно наладить удалённое руководство бизнесом, мы тогда с мужем не знали. Поэтому решили его продать. Языковую школу купил один из наших преподавателей.
На деньги от продажи бизнеса – 500 тысяч рублей - в марте 2013 года я запустила школу английского языка Step Up в двух городах Алтайского края: Алейске и Сибирском. Через 2 года, в 2015 году появился ещё один центр в столице региона - Барнауле.
Основная сложность работы в провинциальных городах – это донести до родителей важность изучения иностранных языков их детьми. По сути, мы больше продаём не наши услуги, а именно это понимание.
Мы обучаем детей от 5 до 17 лет. Занятия ведутся в группах до 8 человек. Делаем упор на грамматику и подготовку к экзаменам, используем при этом коммуникативный подход. У нас на занятиях использование русского языка сведено к минимуму, что позволяет ученикам на практике отрабатывать изученные грамматические конструкции и словарный запас.
Мы работаем по довольно классической программе, никаких особых фишек не используем. Но есть чёткая коммуникативная структура урока, которой педагог обязан следовать – это PPP (Presentation, Practice, Production): ежемесячное тестирование, постоянная связь педагога с родителями.
В основе нашего бизнеса - привлечение неравнодушных педагогов. У нас низкий уровень текучки сотрудников, люди уходят в декрет и возвращаются. Конечно, есть и случайные люди, которые не поняли, как это работать «по-степаповски». Они либо переучиваются, либо уходят. Но таких единицы.
Сейчас в филиалах Step Up на Алтае английский язык изучают 400 детей. До сих пор самым «сложным» остаётся офис в Барнауле. Нам никак не удаётся пробиться в «голубой океан». Проект в столице Алтайского края продолжает быть убыточным. Есть грандиозные планы на следующий учебный год. Но пока рынок Барнаула для меня загадка. Попросту – не прёт. Поговорка «Хорошо делай – хорошо будет» не срабатывает.
За все годы существования Step Up мы единственный раз брали кредит 400 тысяч рублей на нужды школы. На сегодняшний день наш бизнес в России стабильно прибыльный, несмотря на минусовый проект в Барнауле.
Для меня Китай всегда был чем-то сложным и непонятным. Но сегодня мы с семьёй живём в этой стране. Идея переехать туда была спонтанной. За одну ночь мы с мужем приняли решение, а через месяц уехали. Вслед за нами переехали из Санкт-Петербурга в Шанхай мой брат и его жена.
Мы выбрали Китай, потому что услуги по изучению английского языка в стране очень востребованы. Подумали, что здесь можно открыть филиалы нашей школы. Жить решили в Шанхае, потому что это самый интернациональный город Поднебесной, в котором можно комфортно существовать без знания китайского. Да и у детей здесь есть возможность учиться на английском языке.
Чтобы получить вид на жительство, мой муж Иван поступил на курсы китайского языка. Благодаря этому нашей семье дали Residence Permit. Чтобы понять, как работают китайские языковые школы, мы устроились на работу в разные центры английского языка. Моим работодателем стала сеть RISE – лидер рынка обучения английскому в Шанхае. Полгода мы наблюдали, как всё работает изнутри, пока не поняли, что можем делать в разы дешевле и эффективнее.
После увольнения мы с мужем взяли кредит в 1 миллион рублей. Нашли юриста-китайца, говорящего на английском. Он помогал нам оформить кредит и подготовить документацию для открытия филиала. Арендовали офис под свою школу. Месячная аренда обошлась в 250 тысяч рублей (в пересчёте). Так мы сделали первые шаги для создания филиала Step Up в Шанхае.
Решили, что и преподавать, и продвигать проект будем сами. Нанять сотрудника, который бы продавал наши курсы английского и привлекал клиентов, нам не хватило денег. Что мы сделали, чтобы привлечь первых учеников - надули шары с логотипом Step Up и пошли с ними к близлежащим детским садам. Этот приём используют многие подобные заведения, и обычно он не приносит особого результата - все проходят мимо промоутеров-китайцев. Так как наши шары раздавали мы сами – иностранцы, то это привлекло внимание родителей. Наши затраты на маркетинг составили 200 юаней (2 000 рублей). Они позволили нам получить первых клиентов, а дальше за нас всё сделало сарафанное радио.
За год работы мы не позвонили ни одному новому клиенту! Родители учеников звонят нам сами и приводят на занятия своих детей. Был период, когда мы оформляли рабочую визу одному из педагогов, нам пришлось записывать желающих учить английский язык в Step Up в очередь! Это чудеса, учитывая, что в радиусе 5 километров минимум 30 подобных языковых центров.
Однажды я спросила маму одного из наших учеников, почему она водит своего ребёнка именно к нам. Она ответила: «Потому что вы смотрите не на деньги, а на детей».
Наш бизнес в Китае начался с оформления бизнес-лицензии. Мы оказались перед выбором: кого привлечь для оформления документов - российскую или китайскую компанию. Обратились в юридическую контору в России, заплатили 30 тысяч рублей. Её сотрудники прислали нам какую-то филькину грамоту и пропали. В результате по рекомендации друга, у которого тоже бизнес в Шанхае, нашли китайскую юридическую компанию. С нами стал работать один из её учредителей. Он китаец, но решение всех вопросов и общение с нами проходят на английском языке.
Оглядываясь назад, могу сказать, что для россиянина сложность ведения бизнеса в Китае в том, что российский паспорт в местной бизнес-среде – это как «чёрная метка». Ни один приличный банк с более-менее англоязычным сервисом не согласился с нами сотрудничать. В итоге лишь в одном из десяти (!) банков нам открыли счёт.
Мы не смогли установить стационарный телефон в офисе, а это очень важно при регистрации визы иностранного сотрудника. Городской телефон нужен для принятия звонков от иммиграционной службы, которая таким образом проверяет иностранный персонал. Кроме этого телефон необходим для установки в офисе POS-терминала (устройство для приёма оплаты по банковским картам – прим. редакции). Мы не смогли установить телефон, потому что на тот момент телефонные компании, а их в Китае всего два, не принимали заявки от держателей русских паспортов.
Чтобы подготовить документы на подачу рабочей визы их надо заверить в посольстве Китая в Москве. Это занимает примерно месяц и стоит от 40 до 60 тысяч рублей. Далее документы подаются на получение Work permit (разрешение на работу). Это ещё плюс один месяц ожидания. Далее наши педагоги получают специальный сертификат TESOL LEVEL 2, который подтверждает уровень их знания английского, это ещё два месяца ожидания и цена вопроса - $1500. И только после этого мы пробуем подать документы педагогов на получение Teaching License в Китае.
Почему пробуем? Потому что в этой стране всё сложно, и правила меняются каждый день. Был случай, когда в одной и той же организации в одном окне у нас не приняли документы, а в соседнем окне этой же компании взяли тот же самый пакет. И всё это в течение одного дня. Вывод: работая в Китае, надо быть готовым к тому, что логики здесь нет.
Но у нас есть замечательная команда юристов. Каждый раз когда я слышу от их руководителя: «Это невозможно!», отвечаю: «Питер, ты – гений, подумай, у тебя всё получится!» И вот пока всё получается.
В Шанхае мы занимаемся с детьми 2-7 лет. В группе не более 6 человек. Здесь делается упор на всестороннее развитие ребёнка на английском языке. Поэтому детей 2-4 лет мы обучаем языку с применением метода Монтессори. Программа для детей 4-7 лет включает в себя не только сам язык, но и математику, науку и творчество на английском.
Педагоги общаются с детьми только на английском, на китайский ничего не переводят. Здесь очень пригодились мои авторские наработки, которые почему-то не восприняли родители в России - ведь у нас в стране все хотят традиционных методик.
Средний чек на обучение – 160 тысяч рублей в год. Здесь клиенты оплачивают весь курс за один раз. Наша основная строка расходов – аренда. Сейчас мы снимаем три помещения для школы Step Up: 200 квадратных метров в торговом центре за 330 тысяч рублей, 200 «квадратов» в офисном центре за 250 тысяч рублей и 70 «квадратов» в торговом комплексе за 120 тысяч рублей.
Прибыль нашего проекта в Шанхае составляет примерно 20-30% от оборота. Сумма оборота зависит от месяца. В пиковые периоды вроде августа он составляет 3-4 миллиона рублей, в другие – 1-2 миллиона. Особо сложными периодами для нас являются январь и февраль. В феврале отмечается китайский Новый год, во время которого многие не работают и уезжают в отпуск.
Сейчас структура управления Step Up выглядит так. Есть генеральный директор в моём лице, есть исполнительный, финансовый и директоры центров – в Алтайском крае. Каждый из них плывёт со мной в одной лодке с момента создания школы.
Все вопросы по оперативному управлению проекта в России эффективно решаются на местах. Один раз в неделю из Шанхая по скайпу я провожу обсуждение с директорами и принимаю участие в решении стратегических вопросов.
Когда я открывала языковую школу в Шанхае, у меня не было ни бизнес-плана, ни стратегии. Было только понимание, чего я хочу. На определённом этапе мы привлекли замечательного специалиста из российской компании для повышения эффективности нашего проекта. Она на несколько месяцев погрузилась в работу школы Step Up, узнала всё изнутри, помогла выстроить все бизнес-процессы и увеличить прибыль на 50%. Несмотря на то, что такой специалист обошёлся нам в полмиллиона рублей, это помогло бизнесу выйти на новый уровень развития. Наработками этого консультанта мы пользуемся до сих пор.
Сейчас работа нашей школы на Алтае, где в штате 15 человек, и филиала в Шанхае с восемью сотрудниками отлажена, как часовой механизм.
В апреле мы планируем запустить новую школу в Шанхае. Сейчас делаем ремонт в новом помещении и запустили предпродажу мест. Нам предстоит перевезти свою школу, которая занимает четыре кабинета, на новую территорию с семью кабинетами.
В наших отдалённых планах – создание интернет-площадки с полезными материалами для учителей английского и выпуск своей линейки учебных пособий.
Читайте также:
Язык до бизнеса доведёт: как устроено агентство переводов.
Английский в компании: как устроена языковая школа корпоративного обучения.
Made in China: как экс-сибиряк зарабатывает в Китае на сувенирах и консалтинге.